search
main
0

Будем верить, что нас услышат. Чем старший учитель будет отличаться от ведущего?

В «Учительской газете» №1 от 3 января 2017 года вышла статья «Полуфабрикат», посвященная Всероссийской конференции по обсуждению содержания профессионального стандарта педагога. Хотелось бы поделиться своими соображениями, тем более что я присутствовал на этом мероприятии.

…Я сидел в ожидании того, что узнаю конкретные подробности по поводу процесса внедрения профстандарта, произошедшие в этом процессе изменения, и, самое главное, что узнаю и смогу сообщить коллегам детали проекта «Национальная система учительского роста» (НСУР). Весь 2016 год до меня долетали самые разные слухи о том, каков именно будет этот проект: кто-то говорил, что вместо «соответствия должности, первой категории и высшей категории» введут другую систему из большего количества категорий, кто-то говорил о введении новых должностей – «старший учитель», «учитель-методист» и т. д. Именно подробностей о проекте НСУР я ждал больше всего.Всем участникам конференции 20 декабря в персональных папках раздали табличку на двух скрепленных степлером листах, которая называлась «Модель дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогических работников». Самое важное было на последней страничке, на которой представлена Таблица соответствия должностей и трудовых функций уровневого профессионального стандарта педагога. Суть в том, что предлагается помимо должности «учитель» ввести две новые должности – «старший учитель» и «ведущий учитель». Таким образом, складывается иерархия: от «простого» учителя на низшей ступеньке нашей «карьерной лестницы» через «старшего учителя» к «ведущему учителю». Из таблички следовало, что три эти должности будут иметь разные обобщенные трудовые функции: ключевой глагол в описании функции просто учителя – «осуществление» (обучения детей, взаимодействия с родителями и коллегами), ключевой глагол для старшего учителя – «проектирование» (программ развития УУД, программ учебных предметов и курсов, программ коррекционной работы и т. д.), ключевые глаголы для ведущего учителя – «координация» (деятельности других педработников) и «организация» (деятельность участников образовательного процесса). Больше никакой информации в раздатках не было, но сверху было написано: «В рамках реализации государственного задания Минобрнауки», а снизу со значком (c) стояла надпись: «ФГБОУ ВО МГППУ», из чего можно сделать вывод, что данный проект разработан именно в МГППУ.Итак, все делегаты получили такие раздатки, начали обсуждать их в кулуарах и ждать подробностей. Шутка ли, ведь речь идет о будущем миллиона с лишним учителей России, у которых зарплаты, семьи, дети, карьерные планы и т. д.Но этой темы коснулся в своем выступлении только руководитель группы разработчиков профстандарта педагога Евгений Ямбург, назвав эти новые должности и представив два обоснования их введения. Во-первых, эта реформа должна привести к восприятию учительской профессии как карьерной, в которой можно делать карьеру. Теперь учитель будет видеть перспективу не только зам. директора и директора школы (что не для всех достижимо, а также выдвигает разные требования: иногда посредственный учитель становится отличным администратором, и отличный учитель – посредственным администратором), но и две новые должности. Во-вторых, реформа должна создать условия, для того чтобы опытные учителя, владеющие «передовыми практиками», могли без потери в зарплате значительную часть времени отдавать обучению других учителей. Именно на втором обосновании акцентировал внимание Е.А.Ямбург: важным условием внедрения профстандарта является переобучение учителей, распространение в их среде лучшего опыта, чем и смогут заняться ведущие учителя, когда не должны будут вести минимум 18 часов уроков.И все! Больше никаких подробностей об этом проекте. А поскольку вопрос вполне животрепещущий, то участники конференции начали задавать вопросы. Вышло так, что вопросов оказалось больше, чем ответов, что в итоге признал в заключительном слове по итогам круглого стола Евгений Александрович. Я также приложил ряд усилий, чтобы получить более ясное представление о том, что нас ждет совсем скоро. Вступление профстандарта педагога (учителя, воспитателя) в силу перенесено приказом Минтруда от 15 декабря 2016 г. с 1 января 2017 г. на 1 сентября 2019 г., а это значит, что с 1 сентября 2019 г. директора школ получат возможность вводить эти новые предполагаемые должности в школах.Не передавая весь ход обсуждения, подведу итог: что мы имеем в сухом остатке, если выжать «тысячи тонн словесной руды», произнесенных на конференции. Сами участники разработки проекта в кулуарах признались, что пока никакой конкретики нет, в том числе в связи с кадровыми изменениями в Минобрнауки.Итак, предполагается ввести три новые должности. (См. таблицу.)Таким образом, по словам самих разработчиков, просто учитель – это, условно говоря, нынешнее «соответствие должности», а ведущий учитель «похож» не нынешнего председателя методобъединения. Ведущий учитель – это профи, которых должно быть всего не более 4-5%. Цитирую из «Модели…», представленной на сайте стандартпедагога.рф: «Легко заметить, что старший и ведущий учитель осуществляют методические и управленческие функции. Но их отличие перед классическими администраторами заключается в том, что оба являются играющими тренерами. Продолжая непосредственно работать с детьми, они развиваются сами и личным примером увлекают за собой коллег». Причем, опять же по словам разработчиков, ведущий учитель будет экстерриториальным, то есть будет передавать свои передовые педагогические практики не только учителям его школы, но и учителям других школ. Но совершенно непонятно, какой смысл директору школы иметь у себя на ставке такого «экстерриториального профи»? Каким образом он будет координировать деятельность родителей, не будучи «привязан» к определенным классам, также непонятно. И главный вопрос, который задали себе все участники конференции: чем функции ведущего учителя отличаются от функций завуча?На эти вопросы пока ответов нет даже у разработчиков проекта. Как, впрочем, и на многие другие вопросы.Точно известно, что останутся неизменными почетные звания и что неизменной останется система категорий: соответствие, первая, высшая. Но как эти категории будут соотноситься с новыми должностями? Только ли обладатели высшей категории смогут получить должность старшего учителя и ведущего учителя? Сообщалось, что планируются реформирование и унификация порядка аттестации учителей на категории по всей стране, но непонятно, каким именно будет новый единый порядок.Предполагается, что между новыми учительскими должностями будет значительный разрыв в уровне оплаты. Но какой именно – неизвестно. Равно как неизвестно, будет ли привязана зарплата по этим новым должностям к средней по региону.Разработчики указали, что на новые должности лица будут назначаться на определенное время. Но на какое именно время? Как и на каком основании можно будет сместить человека с этих должностей? И главное – как именно на эти должности будут назначать? Разработчики заявили, что директор сможет назначать на эти должности только учителей, которые прошли некую экспертизу со стороны профессиональной педагогической общественности. В качестве организации, которая могла бы проводить такую экспертизу, называется созданная в 2015 г. общественная организация «Педагогическая ассоциация «Педагог XXI века», президентом которой является Е.А.Ямбург. Но согласится ли государство в лице Минтруда и Минобрнауки поделиться с общественной организацией полномочиями допуска или недопуска человека к должности? На этот вопрос пока также нет ответа. Хотя сами разработчики подчеркивают: если не будет внедрена эта процедура профессиональной общественной экспертизы, то нет никакого смысла проводить эту реформу.Итак, с одной стороны, есть распоряжение Президента РФ Путина о НСУР, есть теперь и конкретный проект. И предполагается, что он будет проведен в жизнь вместе с вступлением в силу профстандарта педагога с 1 сентября 2019 г. Но с другой стороны, в проекте пока многое непонятно самим разработчикам. Также следует учесть, что введение новых должностей – это полномочие не Минтруда и не Минобрнауки, а Правительства РФ, поэтому в случае реализации проекта необходимо будет постановление правительства. Но и в этом случае следует учесть, что в соответствии с действующим Законом «Об образовании в РФ» именно в компетенции директора школы находится штатное расписание. То есть даже в случае принятия постановления Правительства РФ о новых учительских должностях именно конкретный директор школы будет решать, ввести ли новые должности в своей школе или нет, а также сколько ставок по какой должности вводить.Нам с вами следует показать гражданскую позицию педагогической общественности по поводу нововведений и принять активное участие в общественном обсуждении проекта новых учительских должностей, что можно сделать на сайте стандартпедагога.рф. Общественное обсуждение идет с 14 ноября 2016 г. Можно и нужно не только скачать проект реформы, но и задать интересующие вопросы, а также (и это самое важное) высказать собственное мнение. Ведь работать в новых условиях придется нам с вами! Будем верить, что нас услышат.

Сергей КОЧЕРЕЖКО, учитель истории и обществознания самарской гимназии №1, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2015

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте