search
main
0

Будем работать по старинке? Школьным учителям мешают консерватизм и страх перед «мудреной техникой»

Тотальная компьютеризация привела к принципиальным изменениям в сфере образования во всем мире. Не обошел этот процесс и маленькую Ингушетию. О всеобщей компьютеризации республики говорить, конечно же, еще рано, но по сравнению с тем, что было здесь два-три года назад, изменения произошли значительные.

Компьютеризированы все средние и высшие учебные заведения, в вузах установлены базовые серверы, открыто множество интернет-центров, да и выйти в интернет в своей квартире не представляет особой сложности: достаточно иметь приличный компьютер и подключиться к всемирной паутине. Дистанционное образование доступно сегодня всякому, кто имеет желание и средства. ИКТ имеют практически не ограниченные возможности в плане перегона самой разнообразной новейшей информации в любую точку республики. Информационно-спутниковая учебная сеть дает возможность получать огромное количество информации, сосредоточенной в центральных телепортах. Благодаря спутниковым, цифровым телевизионным каналам и оптоволоконной связи можно в считанные секунды получить любую книгу, слайд-лекцию или видеофильм из сотен тысяч наименований, входящих в информационную базу. Но вот проблема. Преподаватели школ и высших учебных заведений в основном люди среднего возраста, и их знакомство с ИКТ произошло тогда, когда они вполне сложились как профессионалы. В зрелом возрасте осваивать технические новинки непросто, особенно если «работать по старинке». В результате школьный преподавательский состав на 70% очень слабо или совсем не использует ИКТ для повышения своей квалификации. Причины разные: консерватизм, страх перед «мудреной техникой», нежелание ломать стереотипы и в конце концов плохая материальная обеспеченность. Многие учителя (в основном из сельских школ) просто не имеют возможности добраться до техники из-за перегруженности компьютерных классов. Они и не скрывают, что с компьютером знакомы поверхностно и почти с ним не работают, хотя и понимают, насколько это необходимо и важно.

– Конечно, гораздо удобнее записывать учебные планы, лекции, программы на дискету и когда нужно делать распечатку, чем часами сидеть и писать, – говорит преподаватель из Назрани Р.М.Эсмурзиева, – но в школе заняться компьютером некогда, а купить его не позволяют средства.

Среди преподавателей вузов дела обстоят несколько лучше, но и здесь прослеживается четкое разделение: молодые преподаватели, прошедшие обучение по информатике, широко не пользуют ИКТ, а педагоги постарше используют дедовские методы.

Абдул-Мажит Зурабов, преподаватель физики ИНГУ, считает, что для преподавателей школ и вузов необходимо учредить обязательные курсы по информатике, что безусловно повысит уровень преподавательского состава.

– У нас в основном рекомендуют осваивать работу с компьютером, но такие «рекомендации» ни к чему не обязывают… Нужны мотивация для профессионального роста и постоянный доступ к технике.

Доцент кафедры филологии ИНГУ Султан Патиев солидарен с коллегой-физиком:

– Много полезной информации, которую невозможно найти ни в одной из наших библиотек, можно получить с помощью ИКТ. Я уже не говорю о том, насколько работа с компьютером облегчает техническую сторону преподавательского процесса: хранить информацию, мгновенно извлекать ее, не заниматься многочасовым нудным переписыванием.

Безусловно, ИКТ внесли существенные коррективы в образовательный процесс. Пройдет еще какое-то время, и обратиться к информационно-коммуникационным технологиям придется всем преподавателям без исключения. Жизнь заставит. В противном случае нужно будет просто менять профессию.

Ингушетия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте