В российском прокате фильм Пьера Коре «Белль и Себастьян: Новое поколение» – семейно-приключенческая драма о дружбе мальчугана Себа и большой белой собаки.
Картина не первый фильм французского режиссера Пьера Коре, до этого он уже снял анимационную ленту «Сахара» (2017), семейную комедию «Приключения Маргариты» (2020), были в его творческой биографии и короткометражки. В новом же фильме десятилетний Себастьян, он же Себ (Робенсон Менса Руане), городской мальчишка, живущий своими заботами и забавами, на лето попадает к бабушке (Мишель Ларок) в деревню. Надо сказать, что быт альпийских лугов поначалу не сильно привлекает и интересует Себа. Город есть город, а как не то что жить, а помогать родной бабуле на ферме, парнишка не представляет и вовсе. Бабушка, надо сказать, дама весьма деятельная, не боящаяся тяжелой, временами грубой работы, она содержит стадо овец, что, безусловно, требует большого труда и терпения. Помочь управиться со стадом для Себастьяна задачка далеко не такая простая, но мальчик готов ухаживать за животными и помогать появлению на свет ягнят.
Следует отметить, ребенком он оказывается весьма внимательным, открытым ко всему новому, а главное – способным к сочувствию и пониманию и принятию позиции другого, хотя Себу не очень привычно ладить с бабушкой, мамой и тетей, ибо у каждой свои хлопоты и заботы. Тем не менее приключений за одно лето Себастьяну хватило с лихвой. Летом он познакомился с большой красивой собакой, с которой хозяин обращался куда менее гуманно, чем привык полагать Себастьян (кстати, не только он один). Газ (Сайрус Шахиди) тип пренеприятнейший, способный на жестокость далеко не только с собакой (ружье может занестись в его руках и над женщиной). «Поскольку сострадание к животным столь неразрывно связано с положительными чертами человеческого характера, можно со всей уверенностью утверждать, что тот, кто жестоко обращается с животными, не может быть хорошим человеком», – утверждение Артура Шопенгауэра верно. Газ тому яркий пример.
История Себастьяна, его семьи и Белль могла бы закончиться довольно плачевно, но по законам семейного фильма картину ожидает хороший конец. Всех секретов раскрывать не стану, но зрителей определенно ждет не только увлекательное, но и воспитательное кино.
Не только отношения между Себастьяном и умной собакой находятся в центре внимания фильма. Взрослые и дети – еще одна важная тема, которую затронул режиссер. Да, Себ – мальчишка, которому непросто найти общий язык с родными, каждый занят своим, ему далеко не всегда верят (что делать, любовь часто слепа, а темную сторону характера Газа увидеть удается не сразу и не всем), но в итоге Себ побеждает. Он учится быть взрослым, брать на себя ответственность за того, кого приручил и к кому испытывает самые теплые чувства, эмпатию. Сопереживать Себастьян умел и раньше, иное дело – ответственность за тех, кого приручил и кто тебе стал дорог. Этому-то мальчик и учится, становясь личностью, попутно борясь с препятствиями, преодолевая их. Что делать, но личностью становятся через преодоление сложностей. Себастьян с таким заданием справился на «отлично».
Кроме того, фильм «Белль и Себастьян: Новое поколение» на диво красив, ибо все действие происходит в горах. Заснеженные вершины, альпинисты-скалолазы, растения и живность, что в изобилии растет и обитает в такой местности, – все это надо смотреть на большом экране, ибо сам фильм «природно» очень зрелищный, где сама природа могущественна и сильна. «Люди не должны забывать, что на земле им отведено очень небольшое место, что они живут в окружении природы, которая легко может взять обратно все, что дала человеку. Ей ничего не стоит смести нас с лица земли своим дыханием или затопить нас водами океана – просто чтобы еще раз напомнить человеку, что он не так всемогущ, как думает. Если мы не будем постоянно ощущать ее рядом с собой в ночи, мы позабудем, какой она может быть грозной и могущественной. И тогда в один прекрасный день она придет и поглотит нас», – Брэдбери писал все верно.
Картина богата на краски, а также повороты сюжета. Драматизм свойственен такому фильму, порой думалось, что окончание одного из тех самых поворотов будет слишком драматичным, но в последний момент менялось все. Лента Пьера Коре еще и о глубоком чувствовании животным человека. Если зритель внимательно посмотрит сцену с Себом в норе с волчицей и волчатами, то он это быстро поймет. Просто так животное, будь оно и в дикой природе, обидеть человека не может. И бывают случаи, когда человек должен отпустить зверя на волю.
«Никакого зверя не обижайте: звериная слеза тяжелая. Зверь молчит, а плачет: в слезе его слово, и ангел слово это слышит. На Страшном суде Господу весь звериный счет покажет, сколько какой зверь от человека претерпел и слез пролил, и с человека того Господь каждую слезу звериную взыщет.
Услышь нашу смиренную молитву, Господь!
Мы молим тебя за всех наших друзей-зверей,
Особенно за тех, кто страдает,
За всех, на кого охотятся, кто потерялся,
Кого бросили, кто напуган или голоден;
За всех, кто должен быть усыплен.
Сжалься над ними, будь милостив!
А тем, кто должен о них заботиться,
Даруй сердца, полные сострадания,
Дай им добрые руки, подскажи ласковые слова.
Да будем мы истинными друзьями для зверей!
Да разделим с ними милость твою и благодать!
Аминь».
Пожалуй, эти слова немецко-французского теолога, философа, лауреата Нобелевской премии мира, врача Альберта Швейцера венчают мой рассказ о фильме как нельзя лучше.
Комментарии