Чтобы жить в правовом государстве, нужно самому быть активным участником процесса соблюдения норм и правил. Кроме того, нужно понимать, почему они установлены. Чем раньше это понимание придет, тем легче человеку будет включиться в систему правовых отношений, существующих в его стране, да и за рубежом. Поэтому вполне резонно начать получать азы правового воспитания еще в детстве. В юридической гимназии №9 имени М.М.Сперанского с этой задачей справляются уже на протяжении 27 лет, причем уважительное отношение друг к другу и к закону в целом ребятам прививают с самого юного возраста. В дошкольном уровне гимназии реализуется программа «Правовое воспитание», где малышей в доступной форме учат не только общаться между собой, заботиться об окружающих, бережно относиться к природе, но и соблюдать законы.
Включая дошколят, в юридической гимназии обучаются порядка 800 детей. Востребованность профиля подтверждается динамикой численности учеников. Если, например, в 2010 году в гимназии обучались 30 человек, то на сегодня рост почти в 30 раз. При этом, как пояснила заместитель директора по УВР Валерия Кашина, не последнюю роль при поступлении в гимназию играет мотивация как детей, так и родителей. Есть ученики – представители династий юристов. О таких семьях рассказывается в рубрике «От истории семьи – к истории России», которая представлена в ежегодно издающемся журнале гимназии. Кроме того, сюда поступают ребята, которые в будущем хотят посвятить себя юриспруденции и знают, что в образовательной организации им предлагают много интересных профильных курсов. Гимназия сотрудничает с различными профильными структурами, с юридическими факультетами вузов, с правоохранительными органами. В качестве социальных партнеров гимназии выступают ГУ МВД России по Ростовской области, Следственное управление Следственного комитета РФ по Ростовской области, Ростовский юридический институт МВД России, Северо-Кавказский окружной суд, Адвокатская палата Ростовской области, аппарат уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области и многие другие.
По словам директора юридической гимназии №9 имени М.М.Сперанского Елены Алексеевны Гаджиевой, вся программа развития гимназии направлена на создание компетентностно-деятельностной интегративной модели правового образования. В образовательной организации осуществляется профильное обучение социально-правового направления, включающее предметы «История», «Обществознание», «Право». Что касается элективных курсов, дополняющих и расширяющих содержание учебных предметов профильного уровня, то они действительно очень интересные. Например, «Экономика», «Химия в криминалистике», «Судебная практика», «Латинский язык и юридическая терминология», «Русский язык в деловой и процессуальной документации». Эти элективные курсы для ребят были введены после изучения спроса и с учетом специализации профильных вузов. К слову, более 80% выпускников поступают на направления, так или иначе связанные с юриспруденцией.
Интегративная модель правового образования является системообразующей основой гимназии, подчеркивает Елена Гаджиева. Данная модель определяется принципами организации образовательного процесса, интегративным содержанием социально-правового образования, культурой социализации обучающихся на основе правовых знаний, ценностным отношением к закону и демократическим принципам общественного устройства. Компоненты организационной модели гимназии выстроены по принципу интеграции общего и дополнительного образования. В содержании гимназического образования отдается приоритет социально-правовой направленности и в системе общеобразовательных предметов, и в системе профильных и элективных курсов, в курсах индивидуального образования на платной основе. Содержательные вариации входят и в урочную деятельность гимназистов, и во внеурочное пространство гуманитарного образования, которое насыщено социальными проектами, сетевым взаимодействием с партнерами, акциями правовой компетенции, исследованиями в области юридических знаний.
Правовое воспитание как система приобретает для детей особую актуальность в подростковом возрасте, уверен заместитель директора по УВР, победитель приоритетного национального проекта «Образование», учитель права и обществознания Заури Ермаков. Поэтому в гимназии в рамках внеурочной деятельности реализуется множество проектов, нацеленных на то, чтобы ребята учились понимать саму сущность закона. Например, в гимназическом проекте «Правовая приемная ДОВЕРИЕ», который теперь получил статус муниципального и реализуется совместно с городским Домом творчества детей и молодежи, одним из направлений является правовое просвещение. В нем участвует группа старшеклассников, которые при методическом и организационном сопровождении педагогов разрабатывают и проводят лекции по праву среди сверстников и младших гимназистов «Правовой десант». Ребята рассказывают о законодательстве РФ, о правилах поведения в обществе, о профессии юриста. Кроме того, один раз в год «десантники» выезжают в школы города и тоже обсуждают с ровесниками актуальные правовые темы. Например, перед зимними каникулами ведется беседа о безопасном использовании пиротехники.
Как считает Заури Ермаков, важно, что сам актив «десанта» получает при этом развитие собственной правовой культуры, ведь ребята оказываются в новой роли: не исполнителей правил поведения, а их трансляторов. Поэтому в «Правовом десанте» всегда желает участвовать большое число гимназистов. Такая работа благотворно влияет на учебный процесс, поскольку во время подготовки ребята подбирают и анализируют значительные объемы информации, систематизируют ее и стараются сделать доступной для понимания сверстниками. Проект «Правовая приемная ДОВЕРИЕ» кроме правового просвещения молодежи призван помочь подросткам, молодым людям, жителям района в решении правовых вопросов и проблем, связанных с защитой прав и свобод. Он направлен на оказание безвозмездной правовой и психологической помощи населению. Прием здесь ведут гимназисты старших профильных классов при поддержке учителей права и психологов. Во время дежурства в правовой приемной ребята консультируют по правовым вопросам и разъясняют нюансы спорных моментов с юридической точки зрения. При этом они не только помогают другим, но и сами получают первое представление о работе юриста, ведь, чтобы дать полный ответ, им приходится тщательно изучить нормативную базу и дать ссылки на законодательные акты. Как правило, в работе консультационного пункта задействованы гимназисты 9‑11‑х классов.
Участвуя в проекте «Адвокатура в школе», гимназисты успешно реализуют себя в роли волонтеров правового просвещения, выступают с социально значимыми инициативами. Во время встречи с депутатами Законодательного собрания Ростовской области будущие юристы выступили с инициативой создания на базе юридической гимназии городского консультационно-юридического центра для детей и подростков.
Как рассказывает Заури Ермаков, дополняет систему правового воспитания деловая игра «Суд идет» для старшеклассников. В рамках игры рассматривается реальное дело, которое было в производстве того или иного суда. Гимназисты получают фабулу дела, распределяют роли и выстраивают стратегию. Но главное, что это не просто инсценировка с заученными текстами, а в какой-то степени импровизация, поскольку стороны защиты и обвинения сами определяют доказательства, которые могут относиться к делу и не противоречить основной фабуле. Никто не знает, какая сторона будет убедительнее и какое решение вынесет игровой суд. Многоаспектность такой игры очевидна. Прежде всего ребята в период подготовки встречаются с разными представителями правовой сферы – адвокатами, судьями, прокурорами, юристами и получают объемное представление о том, что такое судебный процесс. Помимо того они учатся аргументированно защищать свою позицию, находясь, как это бывает в суде, в положении соперников, поэтому участие в игре имеет ярко выраженный профориентационный эффект.
Попробовать самому – это вообще самый интересный способ получения и закрепления знаний. В этом убеждена учитель истории и обществознания, победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»-2019 в номинации «Педагогический дебют» Элен Кочарян. На своих уроках и в рамках внеурочной деятельности педагог разрабатывает как исторические ситуации, где ребята выступают в роли известных исторических персонажей, так и правовые. Например, каждый участник выбирает себе юридическую профессию. Когда все определились с ролями, начинается отсчет времени. Задача гимназистов – найти преступника или раскрыть какое-то дело за определенный период. Весь процесс снимается на камеру. В прошлом году даже был выпущен многосерийный фильм «Пятиклассные детективы», который посмотрела большая аудитория гимназистов.
То, что в гимназии ведется серьезная работа по правовому обучению и воспитанию, – факт непреложный, но страхует ли это от часто бытующей позиции современного поколения «мы никому, а нам все должны»?
– Да, иногда тенденция демонстрировать свои права и не думать об обязанностях наблюдается в обществе. Именно поэтому культуре общения, культуре пребывания в социуме в гимназии уделяется большое внимание, – говорит Валерия Кашина. – Позиционируя юридическую гимназию как мир добра и правовой культуры, мы глубоко убеждены в том, что дети должны воспитываться в правовом поле. Поэтому наши ученики уже много лет не совершают правонарушения. Когда мы говорим о том, что личность должна быть успешной во всех отношениях, наши гимназисты понимают, что преступить закон и быть успешным – это взаимоисключающие понятия. Все наши мероприятия, которые проводятся и которые проектируются в перспективе, нацелены на то, чтобы у детей была возможность анализировать и принимать правильное решение. Кроме того, у них есть много примеров, на кого равняться. Наши гимназисты бывают на различных встречах с представителями правоохранительных органов, на экскурсиях, выезжают в музеи, участвуют в исследовательских проектах, знакомятся с реальными судьбами людей. Уважительное отношение к закону – непреложное условие существования всех участников образовательного процесса. И мы, педагоги, в свою очередь делаем все для того, чтобы наши ученики стали достойными гражданами и претворяли в жизнь девиз нашей гимназии: «Благо Отечества – высший закон».
Комментарии