search
main
0

Будь здоров, малыш! Лекотека – это лечение и обучение в игре

В сводках новостей периодически мелькают сообщения о том, что в каком-то регионе детям-инвалидам отказали в праве посещать учреждения дошкольного образования под предлогом отсутствия там соответствующих условий. С одной стороны, налицо явное ущемление законных прав инвалидов. С другой – повод задуматься: а каким на самом деле должен быть детский сад, чтобы ребятам с проблемами здоровья там было комфортно, а посещать его было полезно? Пожалуй, лучше всего на этот вопрос может ответить Светлана БЕРДЫШЕВА, директор благовещенского муниципального детского сада компенсирующего вида «Аистенок», что в Амурской области.

– Наш детсад три года назад стал опорной площадкой по работе с детьми, имеющими ослабленное зрение, нарушение слуха и речи, ДЦП, астму и ряд других проблем, – рассказывает Светлана Анатольевна. – Однако сюда приходят не только ребята, но и взрослые, потому что мы должны научить их, как правильно играть со своими детьми, чтобы игра укрепляла здоровье. С некоторыми из ребят можно общаться только через родителей, поэтому без них тут никак.На базе «Аистенка» создана лекотека – особая форма дошкольного образования, в которой обучение и воспитание происходит посредством специальных игр. С детьми работают педагог-психолог, логопед, окулист, тифлопедагог. «К сожалению, нет сурдопедагога, поэтому общаемся только через родителей, – сетует Светлана Анатольевна. – В саду работает консультативный пункт, куда приходят все желающие, чтобы получить те или иные рекомендации по своим детям и внукам».Помимо игр в лекотеке проводятся коррекционные занятия и лечебные процедуры. Главная задача специалистов – восстановить речевые функции, чтобы дальше с ребенком могли заниматься обычные воспитатели. Когда у ребенка бессвязная и невнятная речь, его очень сложно понять. А в общении он учится выражать свои мысли и эмоции, и это помогает ему. Однако если вторичные отклонения связаны со зрением, то это осложняет работу.Инклюзивное образование посредством игровой деятельности позволяет детям-инвалидам довольно быстро научиться общаться с обычными ребятами.- В последние годы проблемных детей становится все больше, – констатирует директор. – И не столько потому, что их больше рождается, сколько по причине, как ни странно, позитивной – благодаря СМИ о нас узнают все больше людей, а значит, к нам приводят все больше тех, кто раньше сидел дома. Например, в прошлом году у нас был всего один мальчик с ДЦП, а сейчас их уже трое. Пять лет назад детей с серьезными нарушениями зрения у нас было 124, сегодня их уже 170. Но касаемо зрения статистика неумолима – армия слабовидящих становится все более многочисленной. Виной тому и наследственность, и воспитание, и питание, и осложнения после заболеваний. Но конечно же, очень много зависит от родителей.Со всеми этими проблемами специалисты «Аистенка» борются, используя самые современные технологии, методики и особые приспособления, тренажеры. Одно из таких изделий называется параподиум, оно предназначено для тех ребят с ДЦП, у которых слабые ноги. Есть офтальмологическое оборудование – синоптофор, бивизиотренер, амблиотренер. Есть аппарат биологической обратной связи, специальные спортивные снаряды. Самое интересное, дети нередко даже не подозревают, что с ними производят лечебные процедуры, поскольку все это происходит в процессе игры.Благодаря усилиям Министерства образования и науки Амурской области удалось наладить поставку оборудования для лекотеки из других регионов РФ и даже стран, в том числе Украины и Израиля. Специалисты проходят регулярное обучение в Москве и Санкт-Петербурге.В городе действует программа «Доступная среда», в рамках которой на базе школы №13 создана опорная площадка. Кроме того, в школе №16 наряду с обычными детьми учатся и ребята с проблемами зрения. Детсад «Аистенок» тесно сотрудничает с ними, поскольку там есть коррекционные классы. Однако основная масса выпускников детсада идет в обычные школы и классы, поскольку к тому моменту они уже вылечены.Можно с уверенностью сказать: в Благовещенске реализован системный подход к работе с инвалидами. Сначала дети приходят в детсад «Аистенок», затем идут в школы №13 или №16, оттуда – в лицей торговли и сервиса, где им предлагают стать парикмахерами, мастерами маникюра и педикюра, специалистами ИКТ и пр. Потом ребята идут либо в колледж, либо в педвуз. Многие выпускники работают в художественно-графическом направлении, в мастерских художников.- Когда мы только начинали работать, сотрудники паниковали, никто ничего не знал и не умел, – вспоминает Светлана Бердышева. – Но вот прошли подготовку в объеме 216 часов, организованную министерством, получили оборудование, и все стало на свои места. Отношение у педагогов очень сильно изменилось, причем не только у тех, кто работает в лекотеке, но и у других воспитателей. Поначалу люди боялись инноваций. А потом, наоборот, стали смотреть с завистью на тех, кто работает с таким прекрасным оборудованием.Теперь сюда приезжают на учебу педагоги и воспитатели из Еврейской автономной области, из Хабаровского края, Забайкальского края и других регионов Дальнего Востока. А в качестве учителей выступают не только местные сотрудники, но и специалисты-психологи из Института психолого-педагогических проблем детства РАО, Москвы, Питера, Новосибирска, Нерюнгри.Любопытно, что в области умудрились создать и передвижную лекотеку. Автобус, загруженный специальным оборудованием, ездит по селам Приамурья, где нет детсадов, домов культуры и библиотек. Сотрудники «Аистенка», психологи и логопеды проводят выездные диагностики, организуют занятия с детьми. Причем в команду входят не только воспитатели, то также врачи и представители местной власти.Последний момент очень важен, ибо благодаря политике губернатора Амурской области Олега Кожемяки соответствующий курс обучения обязаны пройти все, кто так или иначе связан с реализацией идеи доступного дошкольного образования, в том числе и для инвалидов.Остается надеяться, что амурский опыт в скором времени будет растиражирован во всех субъектах РФ. И тогда все дети-инвалиды в нашей стране смогут получить полноценное дошкольное образование, а также укрепить здоровье.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте