search
main
0

Будь здоров и береги планету О преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 2000/2001 учебном году

Роль биологии в системе школьного образования обусловлена ее значением в формировании общей культуры подрастающего поколения, воспитании творческой личности, осознании своей ответственности перед обществом за сохранение жизни на Земле.

Курс биологии вносит большой вклад в решение следующих задач:

≈ овладение учащимися знаниями о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями;

≈ формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

≈ гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;

≈ формирование знаний о биологических закономерностях, связях между живыми организмами, об эволюции, причинах видового разнообразия как основах экологической грамотности;

≈ установление гармоничных отношений с природой, обществом, со всеми живыми организмами, понимание жизни как высшей ценности.

На реализацию задач, стоящих перед биологическим образованием, направлено его содержание, изложенное в образовательных программах, учебниках.

Процессы демократизации общества способствуют появлению в Российской Федерации школ разного вида, которые работают по разным учебным планам, программам, учебникам (Закон РФ “Об образовании”). В переходный период, когда федеральные образовательные стандарты проходят стадию обсуждения, необходимо руководствоваться документами, обеспечивающими эквивалентность образования в общеобразовательных учреждениях. К ним в первую очередь относятся: Базисный учебный план общеобразовательных учреждений (приказ от 09.02.98 N 322), “Временные требования к обязательному минимуму содержания

основного общего образования” (приказ от 19.05.98 N 1236), “Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования” (приказ от 30.06.99 N 56).

Кроме того, общеобразовательные учреждения должны ориентироваться на использование в обучении требований к уровню обязательной общеобразовательной подготовки выпускников и заданий-измерителей для определения достижения этих требований (Биология в школе, 1999, N2).

Обязательный минимум содержания биологического образования (Биология в школе, 1998, N 4; 1999, N 6) составляет базовое содержание предмета, при отборе которого учитывались социальный заказ школе, достижения биологической науки, опыт отечественной и зарубежной практики преподавания. Он включает систему знаний об уровнях организации живой природы от клетки до биосферы, о строении, функционировании и развитии биологических систем, многообразии и эволюции органического мира, методах изучения живой природы, практическом значении биологических знаний для развития сельского хозяйства, селекции, биотехнологии, медицины, охраны природы, личной и общественной гигиены человека.

В то же время минимум содержания биологического образования не может быть основанием для предъявления требований к уровню подготовки учащихся и аттестации учителей. Он не позволяет определить качество знаний учащихся, виды учебной деятельности. Эта проблема раскрывается в требованиях к уровню подготовки выпускников, изложенных в форме различных видов учебной деятельности, составленных с учетом обязательного минимума биологического образования (Биология в школе, 1999,

N 2). Требования ориентируют на овладение определенными знаниями и умениями, которые проявляются в различных видах учебной деятельности: называть, приводить примеры, характеризовать, обосновывать, определять, соблюдать правила поведения в природе и др. Они дают возможность выпускникам школы включиться в трудовую деятельность, в которой необходимы биологические знания из той или иной области науки о живой природе.

Для 11-летней средней (полной) школы по биологии разработаны минимум содержания и требования к его усвоению обучающимися 10≈11-х классов на уровнях А и Б. Уровень А включает минимальное содержание и перечень требований к его усвоению в форме различных видов учебной деятельности, предназначенных для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля.

Минимум содержания и требования к обязательной биологической подготовке учащихся, изложенные в уровне Б, существенно превышают уровень А как по объему и глубине раскрываемых знаний, так и по более сложным видам учебной деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся. Уровень Б предназначен для значительной части средних (полных) школ и других общеобразовательных учреждений. Школы с углубленным изучением биологии ориентированы на уровень, который существенно превышает уровень Б как по системе знаний, так и по характеру учебной деятельности.

Для определения уровня достижения учащимися требований к обязательной подготовке необходимо использовать задания-измерители: с выбором одного правильного ответа из нескольких данных ответов, со свободным ответом и ≈ практического характера*═. Эти измерители должны отвечать ряду условий: обеспечивать одновременную проверку знаний учащихся всего класса, не требовать больших затрат времени на ее проведение и обработку результатов, способствовать получению однозначной, объективной оценки результатов обучения. Задания-измерители с учетом требований целесообразно использовать систематически при организации текущей, тематической и итоговой проверки знаний.

Обязательное минимальное содержание биологического образования и требования к уровню подготовки выпускников реализуются в программах и учебно-методических пособиях. В настоящее время существует несколько учебно-методических комплектов по биологии. Учитель может выбрать один из комплектов с учетом уровня подготовки школьников, специализации обучения в школе, особенностей региона.

Вариант I

Программы

Природоведение. 5 кл. Авт. Н.И. Сонин, А.А.Плешаков.

Биология. 6≈11 кл. Авт. В.И.Сивоглазов, Н.И.Сонин, В.Б.Захаров.

Учебники

1. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 кл. ≈ М.: Дрофа, 1997≈1999.

2. Сонин Н.И. Биология: Живой организм. 6 кл. ≈ М.: Дрофа, 1997≈1999.

3. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология: Многообразие живых организмов. 7 кл. ≈ М.: Дрофа, 1998≈1999.

4. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология: Человек. 8 кл. ≈ М.: Дрофа, 1999.

5. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Биология: Основные закономерности. 9 кл. ≈ М.: Дрофа, 2000.

6. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10≈11 кл. ≈ М.: Дрофа, 1996, 1998 (готовится переработанное издание).

Данный вариант программы и учебников построен с учетом уровней организации живой природы, рассмотрения ее как сложной системы, включающей такие элементы, как клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера. (Подробнее читайте статью И.Д.Зверева “Учебно-методический комплект “Биология” в журнале “Биология в школе”, 1999, N 7.)

Учебно-методический комплект включает, кроме программ и учебников, рабочую тетрадь, дидактические материалы и методические рекомендации учителю.

Вариант II

Программы

Природа. Введение в биологию и экологию. 5 кл. Авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов.

Биология. 6≈9 кл. Авт. И.Н.Пономарева, В.М.Константинов, В.С.Кучменко, Р.Д. Маш, Н.М.Чернова.

Учебники

1. Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа: Введение в биологию и экологию. 5 кл. ≈ М.: Вентана-Граф, 1997≈1999.

2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 кл. ≈ М.: Вентана-Граф, 1999.

3. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные. 7 кл. ≈ М.: Вентана-Граф, 1999.

4. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек. 8 кл. ≈ М.: Вентана-Граф, 1999≈2000.

5. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 кл. ≈ М.: Вентана-Граф (готовится к изданию в 2000 г.).

Важнейшая особенность этих программ ≈ увеличение объема экологического содержания за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала; усиление внимания к биологическому разнообразию как исключительной ценности органического мира, к идеям эволюции органического мира, устойчивого развития природы и общества; расширение перечня лабораторных работ с ориентацией на активное самостоятельное познание явлений природы, развивающих практические и творческие умения учащихся.

Предлагаемые к этому варианту программ учебники рассчитаны на изучение пропедевтического курса “Природа” и разделов биологии в течение одного года при двух недельных часах в 5≈9-х классах. (Подробнее читайте в журнале “Биология в школе”, 2000, N 4).

В соответствии с программами и учебниками к каждому разделу разрабатываются рабочие тетради, дидактические карточки-задания, методические рекомендации учителю.

Вариант III

Программы

Природа живая и неживая. 5 кл. Авт. В.М.Пакулова, Н.М.Иванова.

Биология. 6≈9 кл. Авт. В.В.Пасечник, В.М.Пакулова, В.В.Латюшин.

Учебники

1. Пакулова В.М., Иванова Н.И. Природа: Неживая и живая.

5 кл. ≈ М.: Дрофа, 1998.

2. Пасечник В.В. Биология: Бактерии. Грибы. Растения. 6 кл. ≈ М.: Дрофа, 1997.

3. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология: Животные. 7 кл. ≈ М.: Дрофа, 2000.

4. Колесов Д.В. и др. Биология: Человек. 8 кл. ≈ М.: Дрофа, 1999.

5. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология: Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. ≈ М.: Дрофа (готовится к изданию в 2000 г.).

В основу этих программ и учебников положены принципы биоцентризма и полицентризма в раскрытии свойств живой природы, ее многомерности и закономерностей, разнообразия уровней организации жизни, особенностей разных сред обитания. (Подробнее читайте в журнале “Биология в школе”, 2000, N 5).

Единый методический аппарат учебников наряду с эколого-эволюционным подходом в изложении материала способствует установлению преемственных связей, обеспечивая целостность курса биологии.

В настоящее время авторы работают над методическими пособиями для учителей и рабочими тетрадями для учащихся.

Кроме названных программ и учебников, учителя биологии тех школ, где ведется преподавание интегрированного курса “Естествознание, 5≈7” (под ред. акад. А.Г.Хрипковой), могут использовать учебно-методический комплект, разработанный с учетом биологических знаний, раскрываемых в интегрированном курсе*.

1. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Иванова Т.В., Бровкина Е.Т., Резникова В.З. Биология. 8 кл.** ≈ М.: Просвещение, 1998. (Подробнее об этом учебнике читайте в журнале “Биология в школе” статью Е.К.Липкиной “Биология для восьмиклассников” ≈ 1999, N 1.)

К учебнику подготовлены дидактические карточки по разделам “Растения”, “Бактерии. Грибы. Лишайники” (авт. Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова. ≈ М.: Школа-Пресс,1998) и “Животные” (авт. В.З.Резникова. ≈ М.: Школа-Пресс, 1999).

Пособия предназначены для организации самостоятельной работы учащихся с заданиями разной степени сложности.

2. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Биология: Человек и его здоровье. 9 кл. ≈ М.: Просвещение, 1996, 1997.

В учебнике развиваются идеи о месте человека в системе органического мира, биологическая природа и социальная сущность человека, раскрываются представления о здоровом образе жизни, способах его формирования и сохранения, введен раздел “Профилактика венерических заболеваний и СПИДа”. Особое внимание обращено на пагубное влияние на организм алкоголя, никотина и других наркотических веществ.

К данным учебникам выпущено методическое пособие (авт. А.Г.Хрипкова, Г.С.Калинова, И.О.Тупицын. ≈ М.: Просвещение, 1999). В дополнение к лабораторному практикуму учебника пособие содержит описание практических работ, которые могут быть выполнены учащимися дома, а их результаты обсуждены на уроках.

3. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Биология: Общая биология/Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. ≈ М.: Просвещение, 2000.

В нем раскрывается содержание знаний о клеточно-организменном, популяционно-видовом и биосферно-биоценотическом уровнях организации жизни. Он построен на базе теории эволюции, что обеспечивает целостное представление о живой природе, об иерархии живых систем. По-новому, с учетом концепции устойчивого развития, в учебнике излагается система экологических знаний. Значительное внимание уделяется процессам саморегуляции, поддержанию и сохранению биологического разнообразия как основы целостности биосферы.

К учебнику подготовлены “Задания для самостоятельной работы учащихся по общей биологии” (авт. Т.В.Иванова, Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова), которые опубликованы в журнале “Биология в школе”, 1998, NN 1, 2, 3, 5, 6; 1999, NN 1, 2, 3.

В новом учебном году учитель может использовать сборники заданий и упражнений с ответами, направленные на отработку знаний и умений школьников, а также для самоконтроля и самопроверки, развития познавательного интереса учащихся к предмету.

Трайтак Д.И. Биология. 6≈7 кл. ≈ М.: Мнемозина, 1998.

Суматохин С.В., Кучменко В.С. Биология: Экология. Животные. 7 кл. ≈ М.: Мнемозина, 2000.

Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. ≈ М.: Мнемозина, 1997, 1998.

Пасечник В.В., Кучменко В.С. и др. Биология. Для учащихся средних и старших классов. ≈ М.: Мнемозина, 1998, 2000.

В помощь учащимся и учителям для подготовки к экзаменам разработаны следующие материалы:

Примерные билеты по биологии для выпускников 9, 11-х классов.

Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Иванова Т.В. Ответы на вопросы экзаменационных билетов. ≈ М.: Дрофа, 1998.

Анастасова Л.П., Кучменко В.С. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс основной школы. 9 кл. ≈ М.: Дрофа, 2000.

Анастасова Л.П. и др. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс средней школы. 11 кл. ≈ М.: Дрофа, 2000.

Наряду с комплектами учебно-методических материалов, разработанных авторскими коллективами к определенной программе, изданы пособия, в которых делается акцент на освещение экологических проблем при изучении растений, животных, человека. Их целесообразно использовать как дополнительные к курсам биологии, изучаемым по любому варианту программ (с 1-го по 4-й), так и для проведения факультативных занятий.

Шорина Н.И., Былова А.М. Экология растений. ≈ М.: Вентана-Граф, 1999.

Бабенко В.Г., Шаталова Д.В.и др. Экология животных. ≈ М.: Вентана-Граф, 2000.

Захаров В.Б. и др. Экология человека. ≈ М.: Вентана-Граф, новое (готовится к изданию).

В системе биологического образования значительное внимание необходимо уделять вопросам формирования здорового образа жизни, решение которых возможно при условии интеграции с нравственным и гигиеническим воспитанием в системе многих учебных предметов, а не только биологии.

В качестве дополнительного материала можно использовать пособия Анастасовой Л.П., Ивановой Н.В., Ижевского П.В. “Человек. Культура. Здоровье. Я становлюсь старше”, 5 кл. ≈ М.: Просвещение, 1998; Суховой Т.С. и др. “Вопросы пола в системе биологических знаний”. ≈ М.: Вентана-Граф (готовится к изданию в 2000 г.).

В 2000 г. готовятся к выпуску следующие учебно-методические материалы: “Программно-методические материалы. 6≈11 классы”, “Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. 5≈11 классы” и “Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) общей школы”.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что в новом учебном году школам и учителям предоставлено право работать по альтернативным программам и учебникам. Это обеспечивает вариативность обучения, направленную на развитие интересов, склонностей и способностей учащихся.

Руководитель департамента М. ЛЕОНТЬЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте