search
main
0

Будь реалистом – требуй невозможного

Возможное приложится само

Клубы «Большой перемены» появились как логичное продолжение объединения участников и наставников еще первого сезона конкурса. В ноябре 2020 года, после финала, появилось сообщество наставников победителей первого сезона, а в декабре стали создаваться региональные команды участников «Большой перемены». За время прохождения конкурсных этапов у ребят по­явились новые друзья, желание продолжать общаться и собственные инициативы, которые они хотели воплощать в жизнь вместе.

Главное приобретение клубов – расширение возможностей для взаимодействия

Уже на образовательной программе для наставников победителей в январе 2021 года, проходившей в Mriya Resort & SPA в Ялте, много говорилось о том, как нам и нашим участникам не растерять приобретенные связи и продолжать взаимодействовать, обмениваться опытом и создавать общие проекты. Работая над Хартией «Большой перемены», мы обсуждали насущные вопросы развития сообщества, формат сотрудничества школьников, их родителей и наставников. Мы наблюдали, как наши участники продолжают знакомиться, собирать команды для совместного прохождения олимпиад, конкурсов, подготовки к экзаменам, придумывать и запускать свои собственные рубрики и проекты. И именно такая их вовлеченность в сообщество, желание делиться своими историями, помогать новичкам и стали катализатором появления клубов «Большой перемены».

Самое первое и важное, что необходимо для открытия клуба «Большой перемены» в своей образовательной организации, – это единомышленники. Поэтому если участник-школьник, педагог-наставник или родитель участника «Большой перемены» заинтересовались такой возможностью, то прежде всего стоит рассказать о клубном движении другим ученикам, педагогам и родителям. Как только учитель подаст заявку на открытие клуба «Большой перемены» через специальную форму в своем личном кабинете на платформе https://bolshayaperemena.online, ему станут доступны материалы от АНО «Большая перемена», которые можно использовать для презентации клубного движения. Другими достоверными источниками информации о клубах «Большой перемены» являются публикации в группе «Учительская «Большой перемены», выпуски подкаста «Чикиряу FM!» о конкурсе и сообществе «Большая перемена» и, конечно, группы уже действующих клубов ВКонтакте.

Наш клуб официально открылся одним из первых в стране, в сентябре 2021 года. Мы решили проводить уже привычные для сообщества тематические недели направлений «Большой перемены» и запустить постоянную рубрику, из которой все могли бы узнавать о ходе основного конкурса, неосновных программах и отборах, проектах партнеров, знакомиться с реальными историями конкурсантов и брать на заметку их приемы и рекомендации. Так появился подкаст «Чикиряу FM!», который сейчас является уже самостоятельным проектом. С ним я победила в грантовом конкурсе Росмолодежи для участников и наставников «Большой перемены».

Сошлись мы с учениками и выпускниками нашей школы и в том, что не хотим в клубе журналов учета посещаемости и встреч по фиксированному расписанию. Во-первых, «Большая перемена» – это по любви, нам хотелось сохранить атмосферу добровольного участия и личной инициативы, которая уже сложилась в сообществе. А во-вторых, «Большую перемену» среди прочего характеризует посильное участие: у нас кроме совместной деятельности в клубе есть еще учеба, работа, экзамены в музыкальной школе, участие в других конкурсах и олимпиадах, курсы, дополнительные занятия и т. п., но это не значит, что, выпав один раз из жизни клуба, например в период подготовки к проектной конференции, участник не может вернуться и продолжить активно в нем участвовать. Наоборот, клуб «Большой перемены» тем и отличается от обычных форматов учебной и внеучебной деятельности, что включиться и стать его активным участником можно в любой момент, и не придется при этом наверстывать пропущенную программу и сдавать какие-то обязательные задания или нормативы.

Согласовать открытие клуба «Большой перемены» с администрацией образовательной организации – это следующий после поиска единомышленников этап. Клубы позволяют достичь и тех целей, что могут быть важны администрации, например вовлечь в процесс учеников, которые обычно не очень активны во внеучебной жизни и показывают не самые высокие академические результаты, выстроить систему наставничества «ученик – ученику», развить проектную деятельность, сделать первые шаги в профессию: в клубах «Большой перемены» их участники могут практиковаться в интересных им сферах и переключаться с одной области на другую. Порой дети, которые интересуются волонтерством, дизайном, мечтают быть вожатыми, увлекаются видеомонтажом или считают важной заботу об экологии, хотели бы стать журналистами или не мыслят себя без спорта. Любое подобное стремление учеников можно воплотить в практическую деятельность в клубе «Большой перемены».

От партнеров проекта постоянно поступают предложения, способные как дополнить образовательный процесс в организации, так и предоставить профориентационные возможности. Например, летом наш клуб «Большой перемены» в рамках акции «Наука рядом» посетил Музей «Биотех» на ВДНХ, где мы узнали много нового о современных решениях экологических проблем, работе сити-ферм и биореакторах, увидели и потрогали произведенные с использованием биотехнологий материалы, разобрались в процессе разложения пластика и понаблюдали за свечением биолюминесцентных растений. Такое увлекательное знакомство с наукой помогло ребятам, которым еще предстоит определиться с профилем дальнейшего обучения, уже сейчас сделать свой выбор.

Также стоит отметить, что нас поддерживают муниципальные власти. Например, на свой первый день рождения клуб «Большой перемены» средней школы №11 Петропавловска-Камчатского получил денежный сертификат от депутата Законодательного собрания Камчатского края Павла Валерьевича Сайдачакова. Наставник-координатор клуба Оксана Назаренко поделилась, что такой подарок поможет решить проблему отсутствия атрибутики: «Мы закажем мобильный баннер, который можно будет взять с собой на любую локацию. Например, к нам вчера после презентации нашего клуба подошел педагог из другой школы и пригласил рассказать о сообществе «Большая перемена» его ученикам. Вот в таких случаях мы и будем брать баннер с атрибутикой клуба с собой».

Поддерживают муниципальные власти и детские инициативы. Так, в мае 2022 года в гостях у клуба «Большой перемены» Красноярской Мариинской женской гимназии-интерната побывал мэр Красноярска Сергей Васильевич Еремин. Воспитанницы гимназии и кадеты Красноярского кадетского корпуса имени А.И.Лебедя провели для мэра и гостей гимназии пешую экскурсию по военному городку на улице Малиновского.

Формат и содержание деятельности клуба «Большой перемены» определяют его участники, но есть те активности, которые популярны и проводятся повсеместно. Например, уроки «Большой перемены», на которых конкурсанты и их наставники рассказывают о своем опыте, знакомят сверстников и коллег с экосистемой «Большой перемены». Среди других событий, в которых мы активно участвуем, – Всероссийская акция «Добрая суббота» и тематические занятия от партнеров проекта.

Часть этих мероприятий проводится на классных часах или после уроков, а какие-то отлично дополняют урочную систему. Например, материалы урока о добровольчестве по методическим разработкам АВЦ можно использовать на уроках обществознания, а акцию к Дню российской науки включить в уроки физики, химии, математики и других дисциплин.

Сравнивая деятельность клуба «Большой перемены» с привычными кружками, внеурочной деятельностью и другими дополнительными занятиями в образовательной организации, важно отметить, что они не дублируют друг друга. Если ученику интересно углубиться в какую-то одну дисциплину или тему, поработать над определенными навыками, то он может посещать экологический кружок, занятия по рукоделию или программированию. Если же ребенку любопытно попробовать себя во многих направлениях, получить возможность свободно переключаться между ними, то ему больше подойдет клуб «Большой перемены». Также у нас нет отметочной, зачетной или какой-либо другой оценочной системы, как и строго фиксированного плана работы или программы, которые необходимо пройти за определенный период времени. В клубе «Большой перемены» возможно комбинировать разные направления и дисциплины. Особенно удобно, когда в проект вовлечены педагоги-наставники, преподающие разные предметы.

Пожалуй, одно из самых главных приобретений школьного сообщества с появлением «Большой перемены» – это расширение возможностей для взаимодействия. Да, и до их создания педагоги и ученики разных школ могли проводить совместные мероприятия, обмениваться опытом, общаться и работать над совместными проектами. Но с клубами «Большой перемены» подобное сотрудничество, во-первых, упростилось и ускорилось: если у вас появилась идея какой-нибудь акции или мероприятия, вы можете тут же поделиться ею с руководителями, координаторами и участниками других клубов «Большой перемены» и сразу перейти к обсуждению ее реализации. Во-вторых, во взаимодействие двух-трех клубов охотно включаются и остальные, что ярко проявилось в межклубных мероприятиях, прошедших за последний год.

В ноябре 2021 года клубы «Большой перемены» школы №1561 Москвы и лицея №2 имени Б.А.Слободскова Тулы организовали Неделю клубов «Большой перемены», цель которой была активно провести время на каникулах и рассказать о деятельности клубов «Большой перемены». Мероприятие поддержали организаторы «Большой перемены», приняв участие в видеоанонсах заданий дня: каждый день мы публиковали задание, связанное с конкурсом или сообществом «Большая перемена», выполнить их могли все желающие. Всего в той Неделе клубов «Большой перемены» приняли участие 12 клубов из 11 регионов страны, а уже на зимних и весенних каникулах Неделю клубов «Большой перемены» проводили участники других клубов, также придумывая интересные и актуальные задания – от решения социальных проблем зимнего города и профориентации до рассказа о народных промыслах своего региона.

Другими прекрасными примерами взаимодействия и готовности клубов «Большой перемены» к сотрудничеству стали историко-познавательная игра «А что у вас?» и Всероссийский флешмоб «Герои нашего времени». Первую провели клубы «Большой перемены» гимназии №526 Санкт-Петербурга и школы №10 Борисоглебска. Всего в игре приняли участие 18 клубов со всей России. Авторы проекта «Герои нашего времени» – участница Всероссийского конкурса «Большая перемена» Алена Брехова и ее наставник Евгений Глотов. Инициатива призвана привлечь внимание общественности к людям, которые совершают героические поступки в обычной жизни.

На данный момент мы с участниками нашего клуба запланировали продолжить проведение тематических недель направлений «Большой перемены». Первую такую семидневку, посвященную вызову «Расскажи о главном!», проведем в ноябре. Также мы планируем в рамках тематических недель снова организовать собственные мини-конкурсы, как это было в прошедшем учебном году. Участие в них знакомит учеников с теми форматами заданий, которые встречаются им в испытаниях «Большой перемены». После финала третьего сезона мы обязательно расскажем истории наших учеников и выпускников, проведем презентацию результатов деятельности клуба «Большой перемены» за прошедший год. Уверены, они заинтересуют многих и привлекут в проект новых участников.

Главное, что показал первый год работы клубов «Большой перемены», – когда есть поддержка, нет ничего невозможного. И если вы как инициатор открытия отделения в своей школе столкнулись с какой-то проблемой или отсутствием необходимого ресурса, в сообществе координаторов клубов вы точно сможете получить помощь или совет из личного опыта клубной деятельности. А также обратиться напрямую к организаторам проекта «Большая перемена», если нуждаетесь в методических материалах или дополнительной информации о мероприятиях, в которых ваш клуб может принять участие.

Алиса МАРАВИЛЬЯС

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте