search
main
0

Будь природе другом

Как сделать уроки окружающего мира интересными и максимально полезными

Основными штрихами к портрету выпускника начальной школы, прописанному в стандарте, должны стать способность самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения.

Учебник «Окружающий мир» издательства «Просвещение», автором которого является А.А.Плешаков, входит в УМК «Школа России» и на протяжении долгого времени заслуживает внимания и одобрения практикующих педагогов.

Методический аппарат учебника и материалы к урокам позволяют полноценно формировать у обучающихся не только прочные основы научного мировоззрения, но и мышление в целом. В декабре 2018 года вышел последний Федеральный перечень учебников. Учебники А.А.Плешакова претерпели серьезные изменения, для того чтобы соответствовать современным требованиям.

Я как учитель начальной школы знаю, что полезно разнообразить свой урок дополнительной информацией, интересными заданиями. Жизненные реалии диктуют необходимость строить учебные занятия, руководствуясь высокими познавательными потребностями современных детей.

Прекрасным помощником в этом могут стать пособия издательства «Экзамен» – рабочие тетради для 1‑4‑х классов (автор Н.А.Соколова) и тесты для 1‑4‑х классов (автор Е.М.Тихомирова), – которые разработаны к обновленным учебникам А.А.Плешакова. Упорядоченный комплекс разноплановых заданий способствует не только полноценному усвоению полученных на уроках окружающего мира знаний и их систематизации, но и формированию у обучающихся умения этими знаниями пользоваться.

Предлагаю рассмотреть рабочие тетради к учебнику. Тетрадь для первого класса представлена в двух частях. Все задания сопровождаются богатым иллюстративным материалом – рисунками, фотографиями, таблицами, схемами. Детям и самим предлагается нарисовать тот или иной объект, раскрасить изображение, дорисовать. Такое оформление тетради продиктовано особенностями мышления первоклассника, которое определяется как наглядно-образное. Оно опирается на конкретные зрительные образы, и понимание общих понятий возможно через конкретизацию и визуализацию.

Основные разделы тетради для первого класса таковы: «Что и кто?», «Как, откуда и куда?», «Где и когда?», «Почему и зачем?». Работа с материалом по данным темам способствует осознанию себя младшим школьником единицей узкого социума – семьи, класса, гражданином своей малой родины, а также представителем своей национальности, страны.

В тетради также представлены упражнения, призванные учить ребенка устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, находить общее и различия у объектов окружающего мира – и природных, и созданных руками человека. Рабочая тетрадь позволяет первокласснику получить ответы на самые разные вопросы: «Что у нас над головой?», «Что у нас под ногами?», «Зачем люди осваивают космос?».

Конечно же, это далеко не весь перечень тем, которые, к слову сказать, обозначены в заголовках в форме вопросов. Это стимулирует детей к рассуждениям. Ведь и в обыденной жизни согласно особенностям своего возраста они получают информацию об окружающем мире в вопросно-ответной форме.

Хочется отдельно остановиться на разнообразии заданий, представленных в пособии. Первоклассникам предлагается раскрашивать, дорисовывать, отмечать, подчеркивать, соединять стрелками… То есть выполнять массу графических заданий, которые позволяют детям включиться в деятельное познание окружающего мира.

В тетради много заданий с формулировкой «спроси у взрослого…», «вместе со взрослыми выясни…». Это важно для семейного воспитания, когда в завуалированной форме детям дается понимание важности взрослых как источника мудрости и познания. Более того, задания дают посыл к интеллектуальному общению в семье.

Есть задания, где требуется составить или продолжить рассуждение, ответить на вопросы, устно или письменно составить рассказ, пользуясь содержанием темы. Такие задания способствуют развитию речи. Внешняя речь является индикатором развития мышления. Ведь первые четыре года обучения в школе – период перехода от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Мысли облачаются в словесную форму и превращаются во внутренний монолог-рассуждение.

Нравятся младшим школьникам задания «вырежи из приложения и наклей…». Они позволяют разно­образить деятельность при работе с тетрадью и являются важным компонентом деятельностного подхода к обучению.
В конце каждого раздела предлагается работа над проектом. В первом классе проекты «Моя малая родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Домашние питомцы». Видим, что тематика является близкой и актуальной для нашей целевой группы.

Логическим завершением каждого раздела служит рубрика «Проверим свои знания», которая включает помимо прочих ситуативные текстовые задания, позволяющие определить, смогут ли ребята использовать полученные знания в жизненных ситуациях.

Все рабочие тетради по данному курсу с первого по четвертый класс имеют похожую структуру. Различие состоит лишь в предлагаемом материале и усложняющихся год от года заданиях. Это очень удобно, так как степень самостоятельности младшего школьника растет. Знакомая структура и формулировка заданий обеспечивают успешность их выполнения.

Так, используя две части рабочей тетради для второго класса, обучающиеся получают возможность ознакомиться с различиями природных объектов и предметов, созданных руками человека, узнать об экологических проблемах нашей планеты и их причинах, совершить большое путешествие по материкам и странам, углубить и расширить знания о своей Родине, усвоить правила безопасного поведения в различных ситуациях, правила здорового образа жизни.

В рабочих тетрадях для второго класса представлен комплекс заданий, направленных на анализ и обобщение полученного материала: «отнеси животное (растение, иной объект) к группе», «приведи примеры животных (растений, иных объектов), относящихся к группе», «дополни группу своими названиями». Практические работы направлены на действия с реальными объектами – термометром, кусочком гранита, компасом. Результаты наблюдений вносятся в таблицу.

На страницах тетради встречается все больше заданий на заполнение схем. Например, через схему вводится и анализируется понятие «экономика». Экологическая составляющая предмета реализуется посредством тем «Будь природе другом», «Красная книга», «Природа в опасности» и других.

Формированию навыка самостоятельно добывать информацию и представлять ее в обобщенном виде способствуют проектные задания, которые представлены в тетрадях с 1‑го по 4‑й класс. Во втором классе детям предлагаются проекты «Профессии», «Родословная», «Подробнее о лесных опасностях», «Города России».

Как и для первого класса, в рабочих тетрадях для второго (а также третьего и четвертого) класса встречаются задания на дифференциацию объектов. Например, при изучении темы «Строение тела человека» такое: «Подчеркни названия частей тела синим цветом, а названия внутренних органов – красным».

Изучение материала по предмету «Окружающий мир» можно сравнить с движением по спирали, материал с каждым классом усложняется, его объем увеличивается. В третьем классе затрагиваются азы физики и химии при изучении темы «Тела, вещества, частицы», знания о растениях и животных обобщаются в теме «Царства природы», организм человека изучается подробнее, отмечается взаимо­связь всех систем органов.

Практические работы («Определение крахмала в продуктах», «Свойства воды», «Состав продуктов» и другие) структурированы более сложно, на завершающем этапе требуют самостоятельной формулировки вывода. В третьем классе в рабочих тетрадях появляются кроссворды, работа с диаграммами. Младшие школьники учатся экспериментировать (рассуждая, например, о памяти и внимании).

Есть задания, акцентирующие внимание на межпредметных связях. Так, например, предлагается вставить пропущенные буквы в терминах, слова в тексте. Третьеклассники могут заметить, что орфографические правила успешно работают не только на уроках русского языка.

Есть задания с использованием репродукций знаменитых полотен. Картина «Дети, бегущие от грозы» К.Маковского помогает, например, разобраться в правилах безопасного поведения во время сильного дождя с грозой. А само умение видеть и устанавливать межпредметные связи помогает в формировании у детей младшего школьного возраста целостной картины мира.

Обратимся теперь к рабочей тетради для четвертого класса. Здесь предлагается рассмотреть окружающий мир с точки зрения астронома, географа, эколога и историка. Знания даны на высоком уровне сложности. В тетрадях для четвертого класса дети встречаются с понятием «гипотеза»: «C помощью достоверных источников информации узнай, какие существуют гипотезы (предположения) о возникновении Солнечной системы или Вселенной». Опираясь на полученные знания и отдельные факты по той или иной теме, четвероклас­сники и сами учатся выдвигать гипотезы, обоснованно доказывать или опровергать их, ведя несложные рассуждения.

В рабочих тетрадях для четвертого класса много заданий, при выполнении которых используются символы и условные обозначения. Большое внимание уделяется работе с картами, в том числе контурными. Часто встречаем задания с отсылкой к тексту учебника: «раздели на смысловые части», «ответь на вопросы». Хочется отметить качество визуального материала, которое позволяет поработать с картинами знаменитых художников с исследовательской целью.

Например, «Джоконда» Леонардо да Винчи должна послужить подсказкой для определения эпохи, картина В.Васнецова «Основание Кремля» является иллюстративным сопровождением к целому блоку вопросов о строительстве в Древней Руси. Еще одна картина В.Васнецова – «Аленушка» – используется для отработки знаний о природных зонах. Задания в тетради требуют от четвероклассников самостоятельной исследовательской и аналитической деятельности, хорошей осведомленности и эрудиции, умения наблюдать и фиксировать результаты наблюдений в различной форме, генерировать простейшие выводы.

Резюмируя вышесказанное, отметим безупречную логику и преемственность от класса к классу при создании автором Н.А.Соколовой рабочих тетрадей к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир».

Еще одно пособие, которое хочется порекомендовать для использования при работе по учебнику А.А.Плешакова, – это тесты издательства «Экзамен» автора Е.М.Тихомировой. Сразу подкупает стопроцентное соответствие темам учебника. На каждую тему разработан отдельный тест.

Анализ тестовых работ помогает учителю динамично выявлять белые пятна в знаниях обучающихся. Естественно, что только тестовые работы не могут быть основанием для объективной оценки. Но, используемые дозированно и в комплексе с другими формами работы, они просто бесценны.

Для каждого класса тесты представлены автором в двух частях. Тест содержит десять заданий. Считаю необходимым отметить, что задания сопровождаются при необходимости иллюстрациями, которые дублируют изображения из рабочих тетрадей. Это позитивно сказывается на восприятии вопросов теста, устраняет излишнюю тревожность и психологический дискомфорт. На последних страницах тетрадей можно найти ответы, что позволяет формировать у детей навыки самопроверки и самооценки.

Все рассмотренные пособия издательства «Экзамен» помогают делать уроки окружающего мира интересными и максимально полезными для младших школьников. Это также настоящий подарок для учителя, заинтересованного в результатах своего труда.

Анна ИГНАТЕНКО, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018, учитель начальных классов средней школы №29, Смоленск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте