Так и хотелось воскликнуть в финале спектакля “Адам и Ева” по мотивам пьесы Артура Миллера “Сотворение мира”.
Трагикомедию играли на сцене “Сатирикона” актеры из разных театров в постановке Алексея Кирющенко с легкой руки генерального продюсера Рената Давлетьярова. В главных ролях Дмитрий Марьянов и Вера Сотникова. Сюжет известный, переигранный даже в советские времена. Правда, тогда Ветхий завет прочитывали иначе и нынешним жанром не нарекли бы никогда. Но нынче – иные времена. Сотворение Евы из ребра Адама, искушение, грехопадение, изгнание из цветущего Эдема – это просто хроника-гротеск последних десяти лет нашей жизни, когда из ребра перестройки сотворили демократию, соблазнили ею, а потом – рай кончился сам собою.
На сцене Бога милостиво и щедро творил Владимир Долинский. Но, как и наши земные боги, что-то недоделал, где-то недоглядел. Вот и вышла история с убийством. Если на современном языке – то самая настоящая разборка. Между Авелем и Каином.
Но если первая часть спектакля шла по вечной книге, хоть и с шутками-прибаутками, то вторая – чисто внешне просто по нашей новорусской жизни, которой теперь уже как-то даже мешали ветхозаветные слова. Так и казалось, что вдруг Каин произнесет что-то типа “Норильский никель” или “Сибнефть”, а Авель- кольнет остротой олигархов. Но, видимо, тема требовала цельности. А поскольку повседневность и так всегда с нами, то этот как бы второй план любой сценической драматургии сейчас просто пока неотъемлем. И, конечно, в поисках выхода можно обращаться и к Богу. Но лучше к сердцу. Ведь и он сам так завещал: “Я покидаю землю. Теперь ищите меня только в сердцах своих”.
Находите и милосердствуйте!
Юрий КОВЕШНИКОВ
Комментарии