Это девиз образовательного комплекса «Воробьевы горы» – флагмана развития дополнительного образования в Москве и России.
4 сентября 2014 г. в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации №1726-р была принята Концепция развития дополнительного образования детей, введена в действие федеральная целевая программа развития образования. В соответствии с этими документами комплекс реализует новую идеологию дополнительного образования как персонифицированного и актуального, системообразующего для всех уровней образования, направленного на формирование самодостаточной личности. Новая идеология развития комплекса разработана научно-методическим советом под руководством профессора, советника министра образования и науки Российской Федерации Валерия Хайкина. В состав совета входят известные в России и за рубежом ученые, среди них – академик, вице-президент РАН Анатолий Григорьев, академик РАО, директор ФИРО Александр Асмолов, академик РАО, ректор МГППУ Виталий Рубцов, которые были и активными разработчиками принятой концепции.Суть в том, что и дошкольное, и общее, и профессиональное образование скреплены основополагающим «дополнительным» образованием, персональным, актуальным, позволяющим воспитать полноценного, самодостаточного человека, всесторонне развитого, ответственного, надежного и адаптированного к неизвестному в быстро меняющемся мире. Не случайно девиз «Воробьевых гор»: «Будь готов к жизни!»В соответствии с решениями Минобрнауки России комплексу «Воробьевы горы» присвоен статус федеральной инновационной площадки по распространению модели и идеологии опережающего развития дополнительного образования в России, тут создан Межрегиональный ресурсный центр, который стал единым центром управления и развития консолидированными и создаваемыми ресурсами в системе дополнительного образования. Но все это не вместо повседневной жизни, практики, работы и забот. Основная цель образовательного комплекса «Воробьевы горы» – создание и поддержание динамического равновесия «развивающийся ребенок – развивающиеся родители – развивающиеся педагоги – развивающийся город – развивающаяся страна». Это условие, приводящее к развитию. Важно, что дополнительное образование приходит в каждую семью, к каждому человеку независимо от возраста.В прошлом году в состав комплекса «Воробьевы горы» вошли восемь учреждений: два детских сада – №2041 и №2042, две общеобразовательные школы – №1260 и №22, Московский колледж профессиональных технологий, три учреждения дополнительного образования – МГДДЮТ, «Исток», «Диалог наук», которые уже включились в общую работу и начали работать как единый коллектив. Комплекс «Воробьевы горы» сегодня – это больше 28500 обучающихся: 401- дошкольное образование, 1128 – общее образование, 545 – профессиональное образование, 26474 – дополнительное образование. 591 сотрудник комплекса (82 кандидата наук, 8 докторов наук, 159 заслуженных работников и отличников образования, культуры, физической культуры, отраслей, 20 молодых специалистов), ставший равноправным членом комплекса, заинтересован в совместной работе и создании конкурентоспособного развивающегося образовательного учреждения. С 1 февраля в комплекс входят еще 8 учреждений дополнительного образования, и мы сделаем все необходимое для их быстрого включения в общую работу комплекса. Это объединение не просто количественное, но и качественное. На сегодняшний день у нас нет отдельно существующих учреждений. Образовательный процесс идет на основе сквозного использования всего пространства, включая территорию, помещения.Благодаря поддержке и финансированию Правительства Москвы и Департамента образования за эти годы приведена в порядок историческая территория комплекса. Иначе заиграл знаменитый Локтевский ансамбль – для него создана самая современная материальная база: новые инструменты, обновлены репетиционные залы, большое внимание мы уделяем спортивным секциям и кружкам, отремонтированы спортивные площадки, залы, бассейн, эллинг и кордодром, выставочный зал, библиотека. Вторую жизнь получил стадион, проведена его масштабная реконструкция, введено в эксплуатацию новое футбольное поле, оснащен Большой концертный зал, предназначенный для проведения общегородских мероприятий. Благодаря неоценимой организационно-управляющей поддержке мэра Москвы Сергея Собянина и министра образования Москвы, руководителя Департамента образования Исаака Калины есть условия для деятельности на базе комплекса «Воробьевы горы» научно-методической и образовательной площадки для важных событий системы образования, постоянно идет мониторинг качества образовательной и обеспечивающей ее хозяйственно-финансовой деятельности. Все выявленные недостатки мы стараемся не прятать, а принимать своевременные меры по их устранению. Мы уверены, что сокрытие ошибок приводит к ложной успокоенности, звездной болезни и повторению ошибок, которые выльются в безобразия, в том числе и уголовного характера.Все эти мероприятия направлены на то, чтобы реализовать главный принцип «мы – для детей, мы – для семей», а не наоборот!Наш комплекс создал и приступил к реализации программ и технологий вовлечения в дополнительное образование семей вместе с детьми. В нашем комплексе разработаны специальные мотивирующие игры, тренинги, партнерские технологии, семейные образовательные программы в различных видах деятельности, позволяющие увлечь именно семью идеей совместного развития, превратить взрослых членов семьи в понимающих соинвесторов дополнительного образования для своих детей.Комплекс разработал новый тип образовательных программ, это интегративные программы, нацеленные на формирование целостного знания и мировоззрения человека, достижения метапредметных и личностных результатов. В отличие от привычных узкопредметных кружковых и секционных программ интегративная образовательная программа формирует у обучающегося полное представление о целостных, многогранных явлениях в жизни, природе, взаимоотношениях людей, готовит к реальной жизни. Некоторые из разработанных программ представлены на схеме.Чтобы понять эти явления, нужно осваивать их разными сочетаниями средств научного, художественного, этического, бытового языка. В основе любой интегративной образовательной программы – объединение различных видов деятельности или различного предметного содержания для получения обучающимся целостного знания об изучаемом явлении, овладения универсальными способностями, обретения жизненно важных личностных качеств. Она полностью реализует принцип метапредметности. Наши интегративные образовательные программы мы хотим предложить образовательным учреждениям города.Комплекс приступил к масштабному повышению квалификации специалистов различных организаций и отраслей по дополнительному образованию (с 1 октября 2014 года – 400 человек, в 2015 году – более 3500 человек). Мы не только разрабатываем новые образовательные продукты, мы обучаем, как квалифицированно их реализовывать. Предлагаемые комплексом курсы повышения квалификации впервые вскрывают весь спектр проблем дополнительного образования (от экономики до новых педагогических технологий), их отличают явная практическая направленность, технологичность, развитие традиций в инновации, возможность прохождения программы в очной, заочной формах с применением дистанционных технологий.Мы тесно и плодотворно работаем с ветеранами, носителями традиций комплекса, традиций образования, ведь инновации невозможны без традиций. Понимая реалии сегодняшнего дня, мы пытаемся изучать запросы москвичей и своевременно реагировать на изменение ситуации.Творческая работа идет и с молодыми специалистами. Совместное создание интегративных образовательных программ позволило объединиться молодым инициативным работникам комплекса и вместе с ветеранами разработать интересные, востребованные программы, сформулировать и начать воплощение новых идей, привлечь родительскую общественность к участию в разработке программ.Естественно, что все изменения проходят не без трудностей. Существует серьезный водораздел между теми, кто не хочет развития комплекса и его соответствия реальной жизни, и теми, кто совместно в большой команде на основе традиций хочет сделать комплекс конкурентоспособным, современным, живым, востребованным.Взаимодействие с комплексом позволит овладеть передовыми технологиями, научиться работать в интегративных программах и эффективно вовлекать семью в образовательный процесс, научить слушать и слышать друг друга, стать ответственными гражданами современного общества с активной позицией и ответственно передавать знания другим поколениям. Семья и ее время для нас – самая большая ценность. Управление временем должно стать главным для каждой нашей семьи, для каждого гражданина России, каждого москвича.Мы приглашаем все образовательные организации системы столичного образования, объединив усилия, на деле освоить и реализовать в Москве идеологию и модель опережающего развития дополнительного образования.Андрей ШАШКОВ, директор комплекса «Воробьевы горы»
Комментарии