Могу сказать, что в моей практике, когда я еще работала в школе, тоже был подобный случай. В одном из старших классов учился мальчик с достаточно неадекватными реакциями: мог оскорбить учителя, грубо ответить, учился ниже среднего, а наибольшую агрессию начал проявлять, когда в их класс назначили нового классного руководителя – молодого мужчину, второй или третий год работавшего в школе.
Он ничего не мог поделать с этим учеником и обратился ко мне за помощью. Как правило, если учитель приходит к психологу, тот сначала должен выяснить, не кроются ли причины конфликта в самом учителе. Во время разговора я попросила этого учителя понаблюдать за мальчиком и фиксировать все случаи его агрессии, чтобы выяснить, не носят ли они клинический характер. То есть агрессия может быть ничем не спровоцированная и не спланированная, такой ребенок социально опасен, а учитель может не знать этого. Как немотивированная агрессия проявляется в обычной жизни? Например, мальчик может ни с того ни с сего стукнуть соседа учебником по голове или столкнуть со стула, на перемене дать тумака проходящему мимо однокласснику. А на вопросы учителя, почему ты это сделал, будет отвечать одно: «Это не я». Если мотивов для агрессии нет, возможно, надо обратиться к психотерапевтам или к психоневрологам. Есть специальные медицинские препараты, снижающие эту немотивированную агрессивность.
Второе – надо учитывать эмоциональные проявления данного возраста. Подростки не любят, когда им делают замечания публично. Тем более когда это делает молодой учитель-мужчина в присутствии девочек-одноклассниц. Подросток в данном случае может неадекватно ответить. То есть он воспринимает молодого учителя почти как ровесника, в чем-то соперника и старается общаться с ним на равных.
Но, с другой стороны, подростки именно в этом молодом учителе-мужчине ищут поддержку. А тот еще не может ее дать, потому что сам достаточно юн и не до конца готов к роли отца и старшего друга. У него другая миссия – учить. Должно пройти еще лет пять, чтобы начинающий учитель стал профессионально значимым и почувствовал себя уверенно.
В моем случае я стала анализировать, что происходит в семье подростка. Оказалось, что мальчика воспитывает одна мама. Она стала вдовой, и кроме сына у нее на руках осталась еще и младшая дочка. Конечно, ей она уделяла больше внимания, а всю свою усталость и заботы выплескивала на сына. А тот еще психически не готов принять ее заботы, он еще слишком юн. В итоге мальчик переносил свое негативное поведение, часто спровоцированное мамой, на школу, в частности на молодого учителя. В семье мужчины не было, а у подростка такой возраст, что он должен себя идентифицировать как мужчина.
Я пригласила маму, поговорила с ней, объяснила, что проблемы кроются не в мальчике, а в ее к нему отношении. Что сыну тоже плохо и он нуждается в поддержке, что его нужно хвалить и относиться к нему как к равному: не кричать на него ни в коем случае, а постараться разделить одно горе на двоих. Наша беседа помогла. У мальчика изменились отношения дома, а потом, постепенно, и в школе.
Чтобы начинающему учителю было легче, он должен, как азбуку, знать четыре цели плохого поведения ребенка. Это дефицит внимания, власть, месть, игнорирование и избегание неудач. Это цели деструктивного поведения детей и подростков. И еще учитель должен уметь диагностировать эти цели и уметь быстро отследить, что в данный момент ученик делает – властвует, игнорирует, избегает неудач или мстит учителю.
Конечно, задача нелегкая, чтобы это делать, надо пройти специальный тренинг. Например, в нашем университете такие тренинги работают уже второй год и очень популярны среди студентов. Думаю, хороший психолог всегда подскажет, где учитель может получить дополнительные знания и навыки.
Еще вопрос: почему молодому учителю дают сложные классы? Чаще всего просто потому, что женщины сами не могут справиться, перекладывают ответственность на плечи мужчины. Хотя они-то как раз воспринимают все более чувствительно, чем мы! Мужчины просто не показывают своих чувств. И получается, что они даже больше нуждаются в помощи школьного психолога, чем учителя-женщины. Женщины могут выплеснуть все аффективно, эмоционально, а мужчина все держит в себе. Вывод один – мужчин надо беречь, их, к сожалению, и так в школе очень мало.
Обычно отношения в педколлективе для начинающего учителя-мужчины складываются хорошо. Его сразу окружают заботой молодые девчонки-учительницы, берут над ним шефство и стараются помочь.
Современная система образования требует хорошей материально-технической обеспеченности. И мужчины лучше разбираются в этом, чем женщины. Они привлекают детей к дополнительным занятиям в компьютерном кабинете. И задача школьной администрации в этом случае – обеспечить учителю доступ к машинам, ну и, конечно, найти возможность поощрить его.
Еще момент. Большинство работающих в школе – женщины. А мужчина является неким запретом эмоциональной разбалансированности и необузданности. Он более конкретно, взвешенно и ситуативно может решить проблемы. Ведь обычно ситуационные конфликты очень напряженны и сложны по своей сути.
Галина ОСТАПЕНКО, заместитель декана психолого-педагогического факультета Воронежского государственного педагогического университета, доцент, кандидат психологических наук
Комментарии