Дыхательные мышцы – единственный активный компонент дыхательной системы, благодаря которому осуществляется обмен воздухом между организмом и окружающей средой. Дыхательные мышцы потребляют значительное количество кислорода (до 20% от общего объема во время тяжелой физической работы). От уровня силы и развития этих мышц напрямую зависят функциональные резервы дыхательной системы. Ослабление силы дыхательных мышц вызывает уменьшение подвижности грудной клетки, уменьшение жизненной емкости легких, глубины дыхания, эластичности легочной ткани, ухудшаются другие характеристики дыхательной системы.
Кроме того, отклонения в деятельности дыхательной системы часто влияют на другие системы, органы и функции организма – речь, слух, зрение, нервную, пищеварительную системы, систему кровообращения, тканевого обмена и другие, потому что почти каждая мышца, обеспечивающая процесс дыхания, участвует в деятельности и других систем организма.
Очевидно, что дыхательные мышцы очень важны, поэтому их необходимо укреплять и развивать.
Изучив проблему досконально, я создала авторские методики повышения функциональных возможностей дыхательной системы. Предлагаю вашему вниманию одну из них – комплекс упражнений для укрепления и развития мышц лица, повышения функциональных возможностей дыхательной системы в сочетании с улучшением характеристик речи, активности мышц лица, стабилизации психоэмоционального состояния, а также улучшения коммуникативных качеств. Эту методику я внедрила в Куровской средней школе № 1 при участии учителя физической культуры Владимира Замилацкого, содействии директора школы Михаила Гущина, завуча Веры Дрожжиной, учителя физической культуры Натальи Минаевой и многих других учителей.
Методические указания
Упражнения рекомендуется выполнять последовательно в указанном порядке в несколько повторений, в два подхода. Между подходами проводится контрольное измерение задержки дыхания на вдохе или выдохе либо отдых не более 1,5 минуты. Рекомендуемое число повторений без остановки – 3-4-6.
Если комплекс выполняется правильно, детям намного легче задерживать дыхание после выполнения упражнений, чем до них. Тренированные ученики могут «не дышать» намного дольше, чем их нетренированные сверстники. Естественно, что задерживать дыхание можно только в присутствии педагога!
Комплекс рекомендуется применять не только на уроке физкультуры, но и на внеурочных занятиях два и более раз в неделю.
Наиболее удачное расположение учеников – сидя по кругу, лицом друг к другу. В принципе можно располагаться в любом порядке, главное, чтобы ребята видели учителя.
После занятия можно поиграть в одну из игр, чтобы выяснить в шуточном соревновании: кто лучше гримасничает?
Комплекс упражнений
Исходное положение для всех ниже перечисленных упражнений: все мышцы лица расслаблены, лоб гладкий, брови опущены, верхнее веко лежит на уровне верхнего края зрачка. Упражнения можно выполнять сидя, стоя, лежа, при ходьбе.
1. Для больших скуловых мышц.
Приподнять углы рта вверх (улыбнуться) и вернуться в исходное положение, т.е. расслабить все мышцы лица. Попросите детей вспомнить какое-нибудь радостное событие, им будет легче выполнить это упражнение.
2. Для наружных частей квадратной мышцы верхней губы (упражнение первое).
Приподнять середину верхней губы и носогубную складку (фото 1) и вернуться в исходное положение. Лицо приобретает плаксивое выражение, носогубная складка приподнимается вверх и верхним концом заворачивается к носу, крыло носа тоже подтянуто вверх.
3. Для наружных частей квадратной мышцы верхней губы (упражнение второе).
Расширить ноздри и вернуться в исходное положение.
4. Для внутренней части квадратной мышцы верхней губы и носовых мышц.
Сузить ноздри, опустив их вниз и вернуться в исходное положение. Попросите детей «принюхаться» к едва уловимому знакомому запаху.
5. Для мышц, опускающих перегородку носа.
Оттянуть вниз перегородку носа и середину верхней губы (фото 2) и вернуться в исходное положение. Середина верхней губы опущена, ноздри сужены, а губы как бы «поджаты». Подсказка для ребят: изобразите смущение.
6. Для наружной части круговой мышцы рта.
Вытолкнуть вперед сжатые губы, вывернув их наружу и вернуться в исходное положение. Рот закрыт, губы сложены «трубочкой» и вывернуты наружу. Подходящая эмоция: чувство разочарования.
7. Для внутренней части круговой мышцы рта.
Сузить рот как для произношения гласных букв «у» или «ю», но губы при этом не разжимать, вернуться в исходное положение.
8. Для наружной и внутренней частей круговой мышцы рта.
Сжать губы, завернув их внутрь, вернуться в исходное положение.
9. Для треугольных мышц рта.
Опустить углы рта и нижние концы носогубных складок и вернуться в исходное положение. Контрольная эмоция: презрение.
10. Для квадратных мышц нижней губы.
Вывернуть нижнюю губу вниз и вернуться в исходное положение. Такое лицо бывает у человека, который испытывает отвращение.
11. Для подбородочных мышц.
Сморщить и поднять кожу подбородка, поднимая при этом нижнюю губу (фото 3), и вернуться в исходное положение. Попросите ребят показать, какое выражение лица бывает у надменного, заносчивого человека.
12. Для щечной мышцы с левой стороны.
Тянуть левый угол рта в левую сторону и вернуться в исходное положение. Выражение лица становится таким, как при кривой усмешке.
13. Для щечной мышцы с правой стороны.
Тянуть правый угол рта в правую сторону и вернуться в исходное положение.
14. Для двубрюшных, челюстноподъязычной и грудиноподъязычных мышц.
Опустить нижнюю челюсть, как бы произнося букву «о», не размыкая при этом губ, и вернуться в исходное положение.
15. Для подкожных мышц шеи.
Натянуть кожу нижней части лица и шеи с обеих сторон вниз и в обе стороны (фото 4) и вернуться в исходное положение. Так гримасничают, когда мама мажет зеленкой ободранную коленку.
16. Для подкожной мышцы шеи с левой стороны.
Натянуть кожу нижней части лица и шеи с левой стороны вниз и в левую сторону и вернуться в исходное положение.
17. Для подкожной мышцы шеи с правой стороны.
Натянуть кожу нижней части лица и шеи с правой стороны вниз и в правую сторону и вернуться в исходное положение.
18. Для мышц, сморщивающих брови.
Сдвинуть брови, подняв внутренние концы бровей, вернуться в исходное положение.
19. Для лобных мышц.
Поднять брови и вернуться в исходное положение. Дети должны изобразить удивление, испуг, страх или ужас.
20. Для круговых мышц глаза.
Зажмурить глаза и вернуться в исходное положение.
21. Для щечных мышц.
Надуть щеки и с силой вытолкнуть воздух изо рта, затем вернуться в исходное положение.
Анна БЕЛЯЕВА, учитель физкультуры куровской средней школы № 1, г. Куровское, Московская область
Игры
Кто быстрее повторит
Участники игры рассаживаются по кругу, лицом к центру. Ведущий показывает различные мимические выражения (3, 4 или 6), участники игры стараются повторить их как можно быстрее. Побеждает тот, кто первым повторил больше мимических выражений. Победитель становится следующим ведущим.
Изобрази эмоцию
Участники игры рассаживаются по кругу, лицом к центру. Ведущий называет различные чувства и эмоции, участникам нужно их изобразить на лице. Побеждает тот участник, кто изобразил больше эмоций и быстрее всех. Победивший становится следующим ведущим.
Разгадай историю
Участники игры рассаживаются по кругу, лицом к центру. Ведущий придумывает историю и рассказывает «в гримасах». Другие участники игры (или один из них) «пересказывают» эту историю также «в лицах», а затем и словами, пытаясь угадать, о чем идет речь.
Комментарии