search
main
0

Брошенный воз . В новом ведомстве места библиотекам не нашлось

В 2002 году прошли важные мероприятия, на которых затрагивались проблемы развития библиотек общеобразовательных учреждений как неотъемлемой структуры, влияющей на учебно-воспитательный процесс школы и приобщающей современных школьников к чтению, к информационной культуре, без которой невозможно полноценное получение знаний.

Тогда в Министерстве образования Российской Федерации с целью привлечения внимания к деятельности школьных библиотек в Управлении учебного книгоиздания, библиотек, медиатек был создан отдел библиотек, медиатек и информационного обеспечения. Поэтому с административной точки зрения этот год можно считать для школьных библиотек России значимым.

В марте состоялось заседание Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, посвященное духовному и нравственному воспитанию детей, а летом была проведена совместная коллегия Министерства печати, Министерства культуры и Министерства образования о проблемах формирования духовного мира подрастающего поколения. В октябре 2002 года состоялись парламентские слушания в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «Библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации». Рекомендации слушаний вплотную касались кадровых вопросов школьных библиотек.

К концу 2002 года отдел библиотек, медиатек и информационного обеспечения Министерства образования закончил Всероссийскую паспортизацию школьных библиотек из 73 регионов, опросил 593 методиста из 41 региона, провел пилотное анкетирование директоров образовательных учреждений Луховицкого района Московской области. Результаты исследования показали, что все опрошенные считают нормативно-правовое обеспечение деятельности библиотек недостаточным, существует необходимость внесения в уставы образовательных учреждений четкого определения статуса и стратегических задач библиотекарей, обязательств руководства школ перед ними, создание типовых положений о библиотеке, а также разработку отраслевых (специально для школьных библиотек) норм времени, необходимых при планировании работы. 82% опрошенных методистов по фондам учебной литературы указали на рассогласования в названии их должности в штатном расписании. Они предложили внести в штатное расписание органов управления образованием две должности – специалиста по учебным фондам и специалиста по организации деятельности школьной библиотеки. В свою очередь, директора не высказали озабоченности недостатком документов, регламентирующих содержательную сторону деятельности библиотеки. Выходит, они либо не владеют всей информацией, либо не всегда рассматривают библиотеку как «системообразующий элемент школы».

Судя по анкетам, школьные библиотекари недовольны отношением к ним педагогического состава: многие учителя считают их обслуживающим персоналом. Даже в вопросах комплектования им отводится второстепенная роль, они лишь исполняют пожелания администрации школы. Повышение своего статуса библиотекари видят в нормативно закрепленном отнесении их к числу педагогических работников.

В этом смысле очень важными, емкими, содержательными явились рекомендации парламентских слушаний, в которых были прописаны пункты:

внести изменения и дополнения в федеральные законы РФ «Об образовании в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О библиотечном деле» в части предоставления государством гарантий по информационному и специализированному библиотечному обслуживанию детей и подростков;

поручить Министерству труда и социального развития Российской Федерации ввести должность «библиотекарь-педагог» в детских, юношеских и школьных библиотеках;

предусмотреть повышение заработной платы библиотечным работникам. Заработную плату библиотечных работников, обслуживающих детей, привести в соответствие с оплатой труда в системе образования, включая льготы, предоставляемые педагогам, в том числе работающим в сельской местности;

рассмотреть предложение об исключении из штатных расписаний школьных библиотек 0,5 ставки школьного библиотекаря.

Все это сказалось бы на востребованности профессии.

В феврале 2004 года в Министерстве образования Российской Федерации состоялась коллегия, обсудившая основные направления совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации. Итогом мероприятия стало решение коллегии, подписанное Владимиром Филипповым, где среди других пунктов было указано:

«провести в октябре 2004 года совещание по моделям формирования книжных фондов библиотек общеобразовательных учреждений и разработать соответствующие рекомендации с учетом опыта работы региональных информационных центров учебного книгоиздания»,

«в 2005 году осуществить переподготовку специалистов учреждений повышения квалификации работников образования, ответственных за повышение квалификации библиотекарей общеобразовательных учреждений»,

«принимать меры по социальной защите и поддержке библиотекарей».

В соответствии с приказом о реализации решения коллегии в марте 2004 года в органы управления образованием субъектов Российской Федерации было разослано «Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения».

Но в марте 2004 года ведомство прекратило свое существование. В новом Министерстве образования и науки места библиотекарям практически не нашлось. Есть отдел федеральных перечней учебников, но это совсем другое. Сейчас информационно-методическим центром для школьных библиотек является Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте