search
main
0

Бросай курить – уже не маленький! Наша задача – сохранить здоровье учеников

В античные времена диагностами назывались люди, которые после боя подсчитывали убитых и раненых. Сегодня данные о количестве больных детей действительно напоминают сводки с поля боя. Из 6 миллионов подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы заболевания, третья часть которых ограничивает выбор будущей профессии. Эта проблема не обошла стороной и нашу Обуховскую основную школу.

Если взять данные состояния здоровья учащихся за последние три года, то получится следующая картина:Работа коллектива школы по здоровьесбережению дала положительные результаты: количество  здоровых детей постепенно увеличивается. Если посмотреть на количество учащихся, отнесенных к основной группе, то наблюдается позитивная динамика:Здоровьесберегающие технологии в школе – системно организованная деятельность, направленная на защиту здоровья учащихся, педагогов, других специалистов школы от неблагоприятного воздействия факторов, связанных с образовательной деятельностью и пребыванием в школе.Есть много факторов  риска, негативно влияющих на здоровье детей:- стрессовая педагогическая тактика;- интенсификация учебного процесса;- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;- нерациональная организация учебной деятельности;- низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.Воспитывая учащихся в духе здорового образа жизни, учитель ставит следующие задачи:- формирование потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;- формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;- формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию.Работа по воспитанию здорового образа жизни осуществляется по следующим блокам.Этический. Содержание включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях  существования Вселенной. Формируются такие понятия, как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, смерть и жизнь.Психологический. Понятие о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формируется и развивается умение приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности.Правовой. Дети получают необходимые знания о правах и обязанностях человека в семье, формируются навыки правового поведения.Семьеведческий. Реализация здорового образа жизни в семье.Медико-гигиенический. Основные знания о гигиене и профилактике болезней, формирование отношения к своему телу как к ценности, развитие навыков ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха.Большую роль в сохранении здоровья играют режим работы школы, занятия физкультурой и спортом, сбалансированное питание, и этому уделяется пристальное внимание. Предусмотрен ступенчатый режим обучения в 1-м классе, расписание уроков  составлено с учетом возрастания нагрузки к середине недели и уменьшения к концу недели, установлена пятидневная учебная неделя для учащихся 1-6-х классов.Хронический дефицит двигательной активности учащихся тормозит их нормальное развитие, угрожает здоровью, поэтому помимо трех уроков физкультуры в неделю  в Обуховской школе работают секции «Баскетбол», «Юный турист», организована внеурочная деятельность по следующим программам: «Подвижные игры», «Физическая культура для учащихся 1-4-х классов», проводятся физкультминутки, динамическая пауза в 1-м классе, перед первым уроком  – зарядка, в спортивно-массовые  мероприятия вовлечены дети 1-9-х классов. Спортивный зал занят практически каждый день с утра до вечера.На остальных уроках организуются различные виды гимнастики. Пальчиковая гимнастика тренирует мелкие мышцы кисти, стимулирует речь, повышает работоспособность. Помогает отдохнуть и расслабиться дыхательная гимнастика. Снимает утомление глаз и нервной системы, помогает сохранить зрение гимнастика для глаз, тренажеры для проведения которой есть в каждом учебном кабинете. Как дети относятся к сохранению зрения, показали следующие данные: держат перед собой книгу на расстоянии 20 см 14 учеников (16%), 25 см – 24 ученика (27%),  30 см – 40 учеников (45%), 40 см – 10 учеников (12%); хорошо видят написанное на доске 72 ученика (82%), видят плохо – 16 учеников (18%). Из этих данных видно, что зрение у учащихся нашей школы хорошее.Очень полезно и здорово, когда на уроках звучит музыка, особенно во время выполнения творческих заданий, поэтому учителя нашей школы включают музыку на уроках технологии, изобразительного искусства и даже физической культуры.  Все это позволяет  как настроить детей на работу, так и отдохнуть. На сохранение и укрепление здоровья положительно влияет сбалансированное питание. 100% учащихся постоянно питаются в школьной столовой. Результаты  анкетирования учащихся 2-9-х классов в количестве 88 человек по вопросу    «Питание  детей» показали следующее:1. Горячие завтраки необходимы, так считают 76 учеников (86%).2. Могут обходиться только бутербродами 21 ученик (24%).3. Присутствуют фрукты и овощи в питании у 72 учеников (82%).4. Всегда завтракают утром 70 учеников (79%).Отрицательно на сохранение здоровья учащихся влияют вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков. В январе этого года социальный педагог школы А.Я.Головачко провела тестирование «Вредные привычки детей» среди  50 школьников и получила такую картину:1. Никогда не пробовали наркотические вещества 50 учеников (100%).2. Пробовали алкогольные напитки 14 учеников (28%).3. Пробовали алкогольные напитки повторно 4 ученика (8%).4. Пробовали впервые алкогольные напитки в возрасте 10 лет 4 ученика, 11 лет – 3, 13 лет – 6, 14 лет -1.5. Впервые алкоголь попробовали дома 8 учеников,  с друзьями – 6 учеников. 6. Пробовали курить 12 учеников (24%).7. Впервые пробовали курить в 8 лет 2 ученика, в 10 лет – 3,  в 12 лет – 7.8. В настоящее время курит иногда 1 ученик (2%), не курят 49 учеников (98%).9. Способны сказать нет людям, которые предлагают наркотики, алкоголь, сигарету, 48 учеников (96%); не  способны – 2 (4%). У наших учеников достаточно высокий уровень знаний о вредных воздействиях психоактивных веществ на организм человека. Наша задача – сформировать негативную установку на прием алкоголя, курения и  наркотиков. Для этого классные руководители ежемесячно проводят уроки здоровья, такие как: «Попробуйте курить в темноте и перчатках», «Наркомания – сущность и последствия», «Всегда за ускользающей тенью», «Бросай курить – ты уже не маленький», «Крик о помощи» и другие. В школе ежегодно проводятся месячники «Мы – за ЗОЖ!», «Быть здоровым – это модно!».Система работы по сохранению и укреплению здоровья школьников лежит в основе внеклассной воспитательной работы по повышению двигательной активности школьников. Цель данной работы – обеспечение активного отдыха и удовлетворение естественной потребности учащихся в движении. Составной частью этой работы является внеклассная спортивная и физкультурно-оздоровительная деятельность, которая включает в себя привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.Для достижения цели используются разнообразные формы внеклассной спортивной и физкультурно-оздоровительной работы:- спортивные секции;- спортивный клуб;- подвижные игры на местности;- туристические однодневные походы;- спортивные соревнования;- школьная спартакиада;- дни здоровья; – сдача норм «Готов к труду и обороне».Ежегодно в школе среди учащихся и их родителей  проводятся спортивные праздники и соревнования: «Веселые старты», «Ты, я, он, она – вместе дружная семья», «Папа, мама, я – спортивная семья», экскурсии по достопримечательностям нашего села, округа, области.Важное место в формировании здорового образа жизни у детей занимает работа с родителями. Мы предлагаем им различные формы активного отдыха вместе детьми,  беседуем с ними о влиянии природных факторов на здоровье человека, организуем совместные спортивные мероприятия, прогулки и походы, в зимнее время – катание на санках и лыжах. Это приятное для детей времяпровождение  чередуется с практическими и теоретическими занятиями по формированию культуры здоровья. Дети знакомятся с примерами крепкого здоровья и долголетия, слушая рассказы взрослых об их достижениях и успехах, обмениваются впечатлениями. Из этого всего можно извлечь большую пользу по вопросам, касающимся здоровья, и дети должны сделать вывод, что с юных лет важно беречь и укреплять здоровье, соблюдать режим дня, делать зарядку, не допускать формирования вредных привычек: лени, курения,  наркомании и других.Как я говорила в начале статьи, одно из необходимых условий эффективности здоровьесберегающих  технологий в школе – диагностика  учащихся.На основании исследования состояния здоровья 88 учащихся школы нами получены следующие данные.На головные боли жалуются 22 ученика (25%), на боли в спине – 8 учеников (9%), на боли в ногах – 8 учеников (9%),  на боли в животе – 10 учеников (12%), на другое – 20 учеников (23%), ни на что не жалуются 20 детей (23%). Усталость глаз бывает у 54 детей (61%), не бывает у 34 (39%).Всегда делают утром зарядку 24 ученика (27%), иногда делают зарядку 53 ученика (60%),  не делают – 11 учеников (13%).Совершают часто прогулки на свежем воздухе 65 учеников (74%),  иногда – 23 ученика  (26%).На вопрос о состоянии осанки учащихся мы получили следующие ответы: всегда сидят правильно за партой 24 ученика (27%), не всегда – 64 ученика (73%), но они стараются помнить о том, что надо следить за осанкой.Посещение уроков физкультуры: с  удовольствием занимаются на уроке 82 ученика (93%),  относятся к урокам физкультуры без интереса 6 учеников (7%).Из этих данных следует, что и у нас в школе есть еще проблемы, которые предстоит решать.Наша самая главная задача  – сохранить здоровье своих учеников, ведь  это сделать  легче, чем потом его восстановить, а вернуть здоровье зачастую невозможно. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский справедливо сказал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».Татьяна ДУБЧЕНКО, директор  Обуховской основной школы Старооскольского городского округа Белгородской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте