Что делать бедному-несчастному учителю, если в его классе отдельные несознательные горе-ученики, тренируя свою молодецкую удаль, стоят на ушах? Что остается отчаявшемуся педагогу, если все испробованные им воспитательные методики в отношении трудных подростков имеют не больше отзвука, чем глас вопиющего в пустыне? А вот что: призвать на помощь… армию!
Хотите верьте, хотите нет, но именно это, сколь экстравагантное, столь и продуктивное, решение пришло на ум директору школы графства Норфолк Крису Диксу, смекнувшему, что клин клином вышибают и что на удаль школьных неподдающихся надо отвечать еще большими удальцами. И вот удальцы – армейские молодцы по зову вопиющих педагогов в школу явились. И зычным армейским голосом скомандовали распоясавшимся разгильдяям-грубиянам-неучам-нарушителям: равня-й-сь – сми-и-ирно! А далее, введя железную армейскую дисциплину, показали, какими методами воспитываются те самые настоящие мужчины, которых изображают собой школьные бунтари. И что же вы думаете? Бунтари вдруг стали как шелковые; они с радостью встали в строй и замаршировали: ать-два, ать-два!
Ибо, как выяснилось, того только им было и нужно! Чего именно? Настоящей спартанской закалки и настоящих мужских отношений! “Пришедшие в школу армейские инструкторы относятся к нам совсем не так, как наши учителя, – признается один из тех подростков, который тоже до недавнего времени числился в “трудных”. – Они разговаривают с нами как с равными и считают нас взрослыми. С ними мы чувствуем себя не просто маленькими учениками, пришедшими на урок, а участниками какого-то настоящего дела”.
Какому же делу учат призванные на помощь школе армейские инструкторы? Дважды в неделю они проводят с 13-14-летними подростками занятия по военно-спортивной подготовке. Однако этим их роль в школе не ограничивается. Очень скоро выяснилось, что даже уроки математики или физики многими отстающими в учебе трудными подростками усваиваются значительно легче, если преподает их армейский инструктор. Таким образом, диапазон предметов, выпавших на долю военных, вскоре вышел за рамки чисто армейских наук.
Крис Дикс, инициатор новшества, считает, что привлечение военных к школьной педагогике вовсе не является заменой традиционных педагогических методик. Зато служит им эффективным дополнением. В определенном возрасте для многих ребят модель армейского поведения является очень привлекательной и стимулирует их в учебе значительно больше, нежели любые душеспасительные проповеди и увещевания. А раз так, то почему бы им и не предложить эту модель?
Эксперимент, начатый в Норфолке, оказался весьма удачным. И не исключено, что армейские инструкторы вольются в педагогические коллективы и других британских школ.
Ольга ДМИТРИЕВА
Лондон
Комментарии