search
main
0

Британская школа открывает ворота в мир. Чарльз Кларк

Закрытыми, корпоративными клубами для избранных – вот чем были, по историческим меркам, еще совсем недавно прославленные частные школы и колледжи Англии, где «своих» узнавали по фирменным, для каждой школы особым, галстукам, безупречным манерам и тем характерным чертам, что на Альбионе именуют «британскостью» – тому, что отделяет и обособляет этих «островитян» от других…

Нет больше у здешней школы, во всяком случае у школы государственной, стремления к обособлению. Совсем даже напротив, открыть свою систему образования как можно шире для окружающего мира и призвать к такой же открытости других – вот какая идея овладела умами тех, кто руководит британской школой. Буквально на днях министр образования Британии Чарльз Кларк, являющийся одной из наиболее ярких и динамичных фигур блэровского кабинета, дал старт задуманной им амбициозной программе: в течение ближайшей «пятилетки» породнить каждую школу в Англии с зарубежной школой. Эта уже начавшая претворяться в жизнь программа станет составной частью общей стратегии министерства образования Британии, нацеленной на создание прочных связей образовательной системы этой страны с ее международными партнерами. Почему школы Англии так стремительно выходят на международную орбиту? На этот и ряд других вопросов нашего лондонского корреспондента отвечает министр образования Великобритании Чарльз КЛАРК.

– Господин министр, каковы главные цели и задачи международной стратегии образования?

– Главная цель заключается в том, чтобы перевести все наше образование в систему «международного измерения», с тем чтобы вооружить выпускника школы или университета всем необходимым для жизни в глобальном обществе, для работы в глобальной экономике. Иными словами, чтобы тот, кто закончил школу или вуз в Британии, мог без проблем жить и трудиться в любой точке земного шара. Сегодня, когда мир становится, по сути, безграничным, когда так тесно переплетаются экономические пространства, именно такого рода образование является необходимым для каждого молодого человека.

Реализации этой задачи будет служить введение в учебный план наших школ такого предмета, как «глобальное гражданство», в рамках которого изучаются международные вопросы; принятие национальной стратегии обучения иностранных языков; предоставление более широких возможностей для студентов учиться и работать за рубежом; наконец, побратимство наших школ посредством интернета со школами зарубежными в рамках программы «Ворота в мир».

Мы считаем также, что, вовлекая в сотрудничество в рамках этой образовательной стратегии наших зарубежных партнеров, в частности наших партнеров по Евросоюзу, мы сможем добиться того, чтобы экономика ЕС стала одной из самых конкурентоспособных в мире. Наша система образования имеет высочайшую репутацию за рубежом, нам есть чем гордиться в плане нашей школы и мы могли бы немало экспортировать из нашего опыта в те страны, которые развивают и реформируют их собственные образовательные системы.

– Означает ли все это начало некоего процесса интеграции в мировом образовании, с тем чтобы в один прекрасный день школы всего мира стали работать по единой учебной программе?

– Образовательная интеграция – это интересное выражение. Однако на сегодняшний день идея создания единой образовательной системы для всего мира, в смысле работы по единой учебной программе и единому плану, выглядит, пожалуй, слишком амбициозной.

Но то, что достижимо уже сегодня, – это обмен опытом между образовательными системами разных стран с целью заимствования наиболее интересного и эффективного друг у друга. Вот, например, такой предмет, как новейшая история. Мы имеем общие темы в учебном плане по этому предмету. Почему не обменяться методикой преподавания этих тем? Как преподают историю Первой мировой в Германии? А как в Британии? Ведь подход сразу стал бы более многомерным, знания более комплексными и объективными.

Я вижу перспективу и в интенсификации обменов между студентами высшей школы. Например, чтобы в английских университетах были такие программы обучения, когда первые два курса студент, изучающий, скажем, математику или естествознание, учился бы дома, а на третий год ехал в заграничный университет. Заодно подучился бы и иностранному языку.

– Цель побратимства английских школ с зарубежными – это, вероятно, главным образом языковой обмен?

– Нет, это в данном случае не главное. Самое важное, завязав контакты и подружившись со школой в другой стране, познакомиться ближе с культурой и историей этой страны. Когда мы стартовали с программой «Ворота в мир» на базе школ Восточного Лондона, то надо было видеть, какой восторг вызвало у ребят их общение со сверстниками из Нигерии и Ямайки через видеосвязь. Такие далекие по расстоянию, эти школы оказались как бы сидящими в одном классе.

Что же касается английского языка, то я в принципе против моноязычного мира. Сегодня уже не работает годами существовавшее представление о том, что нам не нужно учить иностранные языки, так как весь остальной мир будет говорить с нами на нашем английском. Сегодня эту установку мы должны изменить. Принятая нами Национальная языковая стратегия ставит задачей повысить уровень владения иностранными языками в Британии. Особый акцент делаем при этом на начальной школе. Сегодня уже практически половина всех начальных школ страны предлагают детям младшего возраста изучение иностранных языков, тогда как еще три года назад такие возможности имелись лишь в каждой пятой школе.

– Для многих школ мира английская школа – модель и образец для подражания. Как далеко могут увести сегодняшнюю школу Англии от этой «классической модели» те многочисленные реформы, которые проводятся в стране на протяжении последних восьми лет?

– Я не уверен, что до конца понимаю, что именно подразумевается под «классическим образованием», но я бы считал нашей главной задачей сохранение и развитие всего лучшего, что наработала за свою историю английская школа, но уже в нынешнем, современном контексте. А современный контекст – это последние достижения в области информационных технологий, это тот самый международый контекст образовательной системы, о котором мы говорим сегодня.

– Как широки те виртуальные «Ворота в мир», которые открывает Британия запуском программы побратимства школ разных стран?

– С тех пор как мы впервые объявили об этой программе в феврале нынешнего года, о своем участии в ней заявили 30 стран мира, взяв тем самым на себя обязательства приглашать и агитировать школы своей страны выходить на связь с нашими школами. Наше министерство уже инвестировало в эту программу, которую мы разрабатывали совместно с Британским советом, более одного миллиона фунтов стерлингов. На сегодня в эту программу вовлечены 460 английских школ, 86 школ – из Польши, 96 – из Франции, 70 – из Германии, 34 – из Испании, 6 – из России и так далее. Однако это только начало.

* * *

…И, наконец, чуть подробнее о том, как именно включиться в программу «Global Gateway» и кто может стать ее участником. По сути, участвовать может любая школа, имеющая выход в интернет. Никаких иных затрат на это не требуется, ездить в гости друг к другу необязательно, можно ограничиться лишь электронной связью. Использовать ее могут как учителя, так и учащиеся, завязав переписку со сверстниками и коллегами из британской школы, с которой будет заложено «побратимство».

Как реально осуществляется поиск школы-побратима в Англии? В общем-то, по тому же принципу, по которому работают клубы знакомств или брачные агентства: желающий познакомиться заявляет о себе, присылает свои данные, а потом ждет отклика от того, кто им заинтересуется. Подобного рода заявки школы могут присылать, выйдя на веб-сайт программы «Global Gateway» – www.globalgateway.org

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте