search
main
0

Британия в он-лайне. Учеба, не дающая права проживания в стране

«Дистанционное обучение? Вы имеете в виду учебу прямо из дома, без посещения школы, только посредством интернета? Это очень распространено нынче в Австралии, что и понятно: там огромные территории, и многие школы труднодоступны в смысле расстояний для ребят из поселков, для фермерских детей. Но в Англии такой проблемы нет, поэтому данный вид обучения для наших школ покуда остается экзотикой».

Так ответили на мой вопрос, можно ли на Альбионе учиться «с отрывом от школы», в британском министерстве образования.

И в самом деле: Англия хотя и является страной с достаточно высокой численностью населения, но ее территория не относится к категории крупных, поэтому труднопреодолимой «дистанции» как таковой между школами и населенными пунктами, за исключением небольшого ряда регионов, в этой стране не наблюдается. А раз так, то и внедрять в жизнь дистанционное обучение в Англии не считают покуда целесообразным. Однако если апологетов подобного метода на Альбионе нет – нет и его «гонителей». И когда возник-таки в Англии очень небольшой по своим масштабам проект под названием «Ультра лаб», чьим девизом стало «Не надо в школу», образовательные власти дали ему путевку в жизнь. В рамках этого проекта очень небольшое число британских детей, которые в силу различных причин не могут посещать школу, получили возможность учиться дистанционно, то есть посредством интернета.

Но проект «Не надо в школу» – это лишь отдельный и весьма мелкий фрагмент образовательной структуры, которая покуда, как уже было сказано, покоится на основополагающем принципе обязательного посещения учебного заведения. Другое дело, что сегодня делается ставка на максимальное использование компьютерного обучения, или, как его здесь называют, e-learning. Так, начиная с прошлого года программы ряда британских школ стали он-лайновыми, иначе говоря, начали преподаваться с экранов персональных ученических компьютеров через интернет. На реализацию первой в мире дигитальной учебной программы, переводящей все преподаваемые в общеобразовательной школе предметы в интернет, британское правительство выделило колоссальную сумму в 150 миллионов фунтов стерлингов. Называется этот проект «Digital Curriculum» («Дигитальная школьная программа»). Претворять начинание в жизнь поручено государственной телерадиовещательной корпорации Би-би-си, которая обеспечит доступ британских учащихся к он-лайновой школьной программе как в школе, так и дома и при этом совершенно бесплатно. Однако «дома» – не означает заочное обучение школьников, но подготовку ими домашних заданий и продолжение начатого в школе процесса освоения учебного материала. Именно Би-би-си разрабатывает сегодня новые «учебники»: компьютерные учебные программы. Одновременно с этим отдельные британские издательства и медиакорпорации уже начали предлагать школам специально разработанные компьютерные библиотеки и учебные материалы.

Специальные исследования, проведенные в ходе он-лайновых школьных уроков, показывают: значительно улучшается освоение и запоминаемость материала, который становится более наглядным, более очевидным. В целом же эффективность он-лайнового процесса обучения выше, как выше и интерес ребят к такого рода занятиям.

Доказательством тому, что компьютерное обучение все более востребуется самими учениками, служит уже тот факт, что с каждым годом увеличивается использование школьниками домашнего компьютера как помощника в обучении.

То, что традиционному обучению, обозначаемому схемой «учитель-учебник-ученик», приходит конец, доказано уже не в теории, но на практике. А в новую введена четвертая составляющая: учитель-учебник-интернет-ученик. Возможно, из нее в будущем исчезнет такой вековечный инструмент обучения, как учебник. Отчаянные в своей смелости радикалы допускают и такую дерзкую мысль, что со временем отомрет и надобность в учителе.

Но – время покажет…

…и высшее

Если дистанционное обучение не является покуда актуальным вопросом для британской общеобразовательной школы, то для школы высшей возможность предложить свои престижные, а потому пользующиеся большим спросом дипломы как можно более широкому кругу потенциальных студентов, не обладающих возможностью лично и ежедневно посещать университет, стала очень заманчивой идеей. В том числе – перспективной статьей экспорта.

По сути, речь при этом идет о заочной форме обучения с той лишь весьма значительной разницей, что общение между вузом и студентом осуществляется отныне посредством не почтовых отправлений (студенту из вуза – учебная программа и материалы, в обратном направлении – контрольные и курсовые работы), а интернета. Интернет же в виртуальном смысле сводит дистанцию до минимума, создавая возможность плотного общения на индивидуальном уровне между преподавателем и студентом. При этом дистанционное обучение не требует фактического присутствия последнего в вузе вовсе: ему не надо приезжать на экзаменационную сессию, на консультации с преподавателями. И консультации, и экзамены отныне берет на свои плечи интернет.

Первым среди британских университетов, предложивших дистанционное обучение, стал «Открытый университет» (Open University), начавший свою деятельность еще в 1971 году. Сегодня этот вуз, работающий по заочной форме обучения, является одним из крупнейших университетов Соединенного Королевства: в нем обучается свыше 200 тысяч студентов. При этом 26 тысяч занимаются по его программе, находясь за пределами Британии. Свою ставку «Открытый университет» делает на тех, кто вынужден совмещать учебу с работой или с воспитанием ребенка, ведением домашнего хозяйства. Поэтому большинство студентов заканчивают университетский курс не за три года (это возможно лишь при учебе с «отрывом от производства»), а за шесть лет. Стоимость обучения здесь также сравнительно невысока и демократична: в среднем она составляет 4 тысячи 100 фунтов стерлингов. Две трети студентов «Открытого университета» находятся в возрастной группе от 25 до 44 лет. Однако дистанционной форме обучения все возрасты покорны: самому старшему выпускнику – 94 года, самому молодому – 17 лет.

Идея распространять знания и «продавать» престижные дипломы по всему миру оказалась слишком заманчивой, чтобы ею не воспользовались и другие. Именно в силу этого на британском «рынке знаний» сегодня с успехом действует он-лайновая компания «UKeu». Вот как рекламирует она свои услуги в дистанционном обучении: «Образовательная платформа «UKeu» является наиболее передовой системой из всех доступных сегодня. Экономьте деньги, получая университетскую квалификацию с международным сертификатом, без затрат на проживание в стране обучения и поездки в эту страну».

Сама по себе «UKeu» вузом, обучающим интернетовским способом, не является. Это своего рода он-лайновый образовательный провайдер, обеспечивающий для желающих обучаться в интернете программы других британских вузов. Правда, особо подчеркну, что речь идет не об университетских курсах первой ступени (undergraduate), а о курсах последующей ступени (postgraduate), которые, скорее, можно рассматривать как аналог нашей аспирантуры. Что же касается основного (первой ступени) университетского курса, то в систему дистанционного обучения он в Британии покуда не выведен (кроме уже упомянутого выше «Открытого университета», предлагающего и курс undergraduate).

Где, каким образом и по какой цене можно учиться в системе «UKeu»? Фактически – в аспирантуре (postgraduate course) целого ряда британских университетов, в том числе и входящих в первую когорту. Так, курс экономики предлагают посредством «UKeu» «Открытый университет» и Кембриджский университет (цена курса – 2 тысячи 600 фунтов стерлингов). Получение степени магистра естественных наук после окончания аспирантского курса по информационным технологиям и менеджменту в Шеффилд Халлам университете стоит примерно 9 тысяч 250 фунтов.

Всякий ли желающий может посредством «UKeu» быть зачислен в аспирантуру облюбованного им британского вуза? Нет, далеко не каждый. Для зачисления на курс, итогом которого становится получение степени магистра естественных наук, от кандидата требуется наличие университетского диплома первой степени (то есть окончание курса undergraduate с высшими аттестационными баллами); как минимум три года стажа управленческой деятельности; наличие доступа к персональному компьютеру, подключенному к интернету и обладающему программой word-processing; владение беглым английским (письменным и устным) и определенный уровень компьютерной грамотности. Наконец, наличие в среднем 15 часов в неделю свободных для занятий в режиме он-лайн по искомому курсу.

Надо ли будет приезжать в Британию в рамках дистанционного обучения? Нет. Курсы специально разработаны таким образом, что присутствие в университете не обязательно. К тому же особо подчеркивается, что учеба на курсах «UKeu» не дает права проживания в стране обучения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте