Перед школой стоит задача воспитать гражданина. Но если в самой школе ребенок себя таковым не чувствует, то никаким гражданином он не станет.
В школе №825 сильны традиции объединения ребят разных возрастов. Участвуя в общешкольных мероприятиях, дети осознают, что они ученики своей школы, граждане школы. Таким образом, формирование гражданской идентичности успешно осуществляется в рамках общешкольных событий, социальных проектов.
Например, в нашей школе ежегодно дошкольники и младшие школьники на торжественных линейках вспоминают героев Великой Отечественной войны у школьных символов мужества и стойкости: знамени ветеранов, штыка и пробитой каски бойца 1943 года, хранящихся в школьном музее. Совет старшеклассников доверяет участвовать в почетном карауле учащимся младших классов. Первоклассникам в память о первой торжественной линейке старшие друзья вручают подарки.
И мы хотим более подробно рассказать об одном из ключевых дел нашей школы, которое традиционно проходит в конце года, и показать, как ребенок занимает позицию субъекта, становясь гражданином школьной общности.
30 апреля в начальной школе состоялся традиционный праздник чести. Апрель – месяц рождения школы, и поэтому именно тогда подводятся итоги года и награждаются самые лучшие и активные ребята. Но эта весна стала для нас особенной и очень радостной, потому что 1 апреля 2021 года решением Правительства Москвы школе №825 было присвоено имя В.А.Караковского. И поэтому этот праздник был посвящен самому главному и любимому учителю школы – Владимиру Абрамовичу.
Непременными чертами каждого ключевого дела являются коллективные разработка, планирование, проведение и обязательно коллективный анализ результатов.
Именно по этим законам был проведен и подготовлен необычный праздник чести.
Ученики 7‑х и 11‑х классов рассказывали ребятам начальной школы о личностных качествах В.А.Караковского: открытости, решительности, доброте, порядочности, улыбчивости, великодушии, внимательности к людям. И помогли в этом кадры школьной кинохроники, которые смонтировали старшеклассники и выпускники вместе с учителями. Ребята узнали, что Владимир Абрамович был тимуровцем, что он здоровался за руку с учениками, что очень любил петь в орлятском кругу, плечом к плечу. В теплой и доверительной атмосфере старшие ребята передавали свой опыт и знания о сборе – самом главном событии среди всех ключевых дел воспитательной системы школы. Ведь сбор, занимая по времени меньше одного процента продолжительности учебного года, является самой яркой школьной традицией, самым сильным средством объединения, создания чувства «мы». А все остальные ключевые общешкольные дела (термин В.А.Караковского) во многом напоминают коллективную творческую деятельность коммунарского сбора. У сбора есть свои законы. Например, закон знамени (знамя – главная реликвия сбора), закон песни (песня на сборе играет особую роль, так как она объединяет людей, помогает создать общее настроение), закон творчества (каждое дело творческое, иначе – зачем?).
Также старшеклассники рассказали о значении и смысле школьных символов. Так, младшие школьники узнали, что в центре школьной эмблемы, которую они носят на своей форме, контур человека, открытого миру, он одна из главных ценностей. Его руки, прорастая в крону символического дерева, полного жизни, распахнуты навстречу миру. Ярко-красная вспышка над головой имеет множество смысловых ассоциаций: от литературного данковского до главного посыла – энергии добра, которая, как правило, окрашена в сердечный красный цвет. Изображение трехцветное, как сборовский галстук, как флаг страны, частью которой мы являемся. И все это вписано в символический круг, как принято в нашей национальной традиции, – символ солнца, а значит, света, тепла, жизни.
На старшеклассниках дети увидели сборовский галстук – символ участника сбора, опознавательный знак, означающий: «Я сборовец, живу по законам добра, открытости, справедливости». Когда ребята надевают сборовский галстук, к ним чаще обращаются за помощью.
– Айда к нам, – говорили тимуровцы из детства Володи Караковского. – Вместе будем творить добрые дела на общую радость!
И мы говорим:
– Приходи к нам, надевай галстук, вставай в наш круг!
Круг – это еще и символ защищенности, в котором никто никого не может обидеть, а только поддержать и поделиться всем, что есть. Вставший в круг, положив руки на плечи рядом стоящего, чувствует, как утраиваются, удесятеряются его силы, что он становится увереннее и смотрит веселее. Он понимает, что вместе мы сила и вместе мы много сможем. Эти переживания он считывает и с лиц своих товарищей. Круг – это глаза в глаза, это рука в руке. Круг – это и песня, и разговор, обязательно теплый и искренний.
От старшеклассников дети услышали рассказ о бригантине с алыми парусами, еще одном символе школьного сообщества-825, символе возвышенной мечты о том, что каждый может сотворить чудо для другого человека. В алом цвете парусника есть яркое ликование от того, что нами выбран правильный курс, что наша команда сплочена и надежна.
Во второй части праздника чести состоялось торжественное награждение директором школы Юрием Геннадьевичем Шелухиным лучших ребят за успехи в учебе, участие в конкурсах, победы в школьных олимпиадах.
Завершился праздник дружным исполнением любимой песни Владимира Абрамовича «Глобус»:
Потому что нам нельзя без песен,
Потому что мир без песен тесен…
В этом празднике участвовали ребята разных возрастов. Старшие руководили младшими, младшие помогали старшим и учились у них. И в процессе взаимодействия между ребятами разрушались межвозрастные барьеры, укреплялись межличностные связи, удовлетворялись потребности в общении, творческом самовыражении, признании. Дети почувствовали себя причастными к большой школьной семье, для которой важны внимательность, вежливость, доброта, трудолюбие, ответственность.
Наталья ГРИГОРЬЕВА, Татьяна ШАХОВА, педагоги школы №825 имени В.А.Караковского
Комментарии