search
main
0

Бремя лучших. Заметки с V конкурса «Учитель года Вологодской области»

Вологодчина. Здесь рождаются знаменитые вологодские кружева, шьются льняные платья и костюмы, здесь «резной палисад» из знаменитой песни. И трогательное «оканье», мягкое и доброжелательное. И любовь к народной песне, русским традициям, которые в вологодских селах хранят и чтут, как нигде в России. Пожалуй, к числу достопримечательностей области можно отнести и участников конкурса «Учитель года». Победителями здесь гордятся, новичков привечают, ни один из участников за восемь лет проведения конкурса не был потерян. Опыт каждого попал в региональную педагогическую копилку. А в конце января 2003 года здесь торжественно провели юбилейное, пятое областное учительское состязание.

В этом году в финале 34 участника. Много сельских учителей. Всего трое мужчин. Большинство конкурсантов – молодежь, средний возраст – 33 года. На открытии конкурса в Вологодском детском музыкальном театре участники встретились не как чужие люди, конкуренты, ожидающие друг от друга подвоха, а как старые друзья. И все благодаря двухнедельным осенним курсам в Вологодском институте развития образования (ВИРО), на которых победители районных этапов «Учителя года» учатся представлять свой педагогический опыт, писать эссе, готовятся к открытым урокам и урокам-импровизациям и, конечно, общаются. Выявление победителя, «пятерки» лауреатов перестает быть самоцелью. Понять, какой ты сам учитель, научиться у коллег тому, чего не умеешь сам, важнее.

Еще один важный фактор для создания атмосферы сотрудничества – активное участие в организации вологодского «Учителя года» победителей и лауреатов прошлых лет. «Бывшие», или «старики», как в шутку называют педагогов, прошедших конкурс, не только входят в номинационные и Большое жюри, но и ведут «круглые столы», проводят вечера, дают консультации, в общем, сопровождают участников на всем протяжении соревнования. А уж они знают, как создать комфортную обстановку, в которой раскрываются таланты, начинают сиять звезды.

Всем известно, например, что после открытого урока конкурсанты чувствуют себя дискомфортно, их просто необходимо «переключить» на другой вид деятельности. «Старички» тут как тут, организовали вечер обсуждения проблем развивающего обучения, но не серьезный, а шутливый. Ассоциации со словом «школа»? Не зевайте, конкурсанты! Ответы оперативные и остроумные: «Инкубатор. Потому что приходят в школу «желторотые» птенцы, из них растят бройлеров, а выпускают крупных птиц». «Личность». «Река. Текучая, берега часто бывают захламлены. Иногда приходит инспектор и отнимает сеть». «Сотворчество. Учитель и ребенок должны быть рядом». «Перемена. Любимое время школьников и учителей». Обобщив все вышеизложенное, учитель года Вологодской области-1997 филолог Вячеслав ВАХРАМЕЕВ изрек: «Итак, школа – это сотворчество бройлеров, утонувших в реке в ожидании перемен».

На утро назначено новое конкурсное испытание – «круглые столы» по проблемам модернизации образования. Победители прошлых лет не просто присутствуют на обсуждении, они организуют разговор, направляют его, они связующее звено между учеными ВИРО, которые ведут дискуссию, и выступающими конкурсантами.

Понятно, почему одним из самых важных событий на конкурсе стало открытие галереи «Учитель года» в Институте развития образования. Участники конкурса получили уникальную возможность лицезреть не только фотографии восьмерых победителей областного состязания, но и «живых» героев. Ректор ВИРО, председатель Большого жюри вологодского конкурса Валерий СУДАКОВ сравнил Доску почета вологодских учителей года с галереей героев войны 1812 года: «Победители конкурсов – национальное достояние России. Мы начали конкурсы в тяжелое время, когда надо было позаботиться о статусе учителя, показать обществу, что такое образование». Валерий Васильевич пошутил: «Клонировать лауреатов невозможно, значит, нужно, чтобы традиция создания подобных галерей появилась и в районах…»

Время на конкурсе спрессовано до отказа. Но на один день оно останавливается – когда конкурсанты дают открытые уроки. Урок – единственный и неповторимый шанс заявить о себе. Конкурсные испытания проходили в вологодской СШ №41. Накануне жюри и участники уже стали единой командой. Самопрезентация прошла весело и непринужденно. Жюри сразу настроило участников на совместную работу. Ведь конкурс – не суд и не инспекторская проверка, а в первую очередь обмен опытом. Очень интересный разговор получился в номинации «Естественно-математическое образование». Номинационное жюри во главе с начальником Центра естественно-математического образования ВИРО Еленой КОМАРОВОЙ и учителя размышляли о проблемах воспитания, о задачах преподавателя физики, о том, как живет село – все участники этой номинации как на подбор сельские педагоги. Разговор получился полезный. Не обошлось без шуточек. Всех просто очаровала двадцатипятилетняя учительница биологии Гулинской СШ Белозерского района Надежда АРСЮТИНА. Надя – очень искренний человек, оптимист. С улыбкой она рассказала, что в начале зимы в их школе стояли жуткие холода, зато теперь отопление наладили и можно ходить в легких кофточках. Дома у Арсютиной живут десять кошек. А еще она носит булавочку от сглаза, дружит с поп-группой «Иванушки-Интернешнл» и собирает вкладыши от жвачки. Ясное дело, от такой учительницы ребята без ума. Что самое интересное, на следующий день жюри и коллеги убедились в высоком профессионализме Надежды. Урок она провела практически без помарок…

Самая многочисленная номинация на конкурсе – учителя начальных классов, их семеро. А самые красочные уроки, пожалуй, у преподавателей дополнительного образования. Педагог-организатор Вологодского областного детско-юношеского духовно-просветительского центра «Северная Фиваида» Ольга ЛИПАНОВА предложила шестиклассникам прикоснуться к тайне иконы Андрея Рублева «Троица». Тема сложная. Чтобы понять замысел художника, мало рассмотреть картину, надо знать, с какими событиями Ветхого завета и русской истории связан этот сюжет. Ребята читают тексты Библии, биографию Рублева, вспоминают исторические факты. Чувства, вызванные созерцанием иконы, соединяются со знанием. Теперь можно творить – попытаться воссоздать в технике мазка цветовую гамму «Троицы». Картинки у ребят получились разные, у одних больше зеленого цвета, у других – желтого. Тайну каждый понимает по-своему…

В этом году на вологодском конкурсе много «иностранцев» – «англичане», «немец», «француженка». Они с блеском демонстрировали коммуникативную технологию и метод проектов. На уроке Андрея КОРОБОВА, преподавателя немецкого языка из 13-й СШ Череповца, звучала только немецкая речь. Ребята играли в «школу». Урок математики, немецкого, музыки, технологии… А в конце занятия Андрей Васильевич предложил детям самим поставить себе оценки. Любопытно, что далеко не все оценили себя на высший балл.

Во второй тур вологодского состязания вышли одиннадцать конкурсантов. Сильная команда. Три учительницы начальных классов – Римма БАРИНОВА из Борисовской ООШ, Галина САВОСЬКИНА из Юбилейной СШ, Ирина ЧЕБЫКИНА из СШ №11 г. В. Устюга. Математик Подболотной СШ Татьяна ШУШКОВА. Два филолога – Ирина СЕЛИВАНОВСКАЯ из Нюксенской СШ и преподаватель СШ №5 г. Сокола Маргарита ТАЛАНОВА. Педагог дополнительного образования вологодского Дворца творчества детей и молодежи Оксана ПИХТОВА. Два представителя профессионального образования – преподаватель специальных дисциплин профессионального лицея №6 Череповца Лилия ЛЯШУК и преподаватель специальных дисциплин ПУ №53 Андрей МАМОРОВ. А также два «иностранца» – учительница французского языка СШ №13 Вологды Ирина ЩУКИНА и преподаватель английского СШ №37 г. Череповца Дмитрий КУЗЬМИН.

За один день 11 уроков-импровизаций – тяжелое испытание для Большого жюри. Тем не менее наблюдатели сосредоточены, каждое занятие просматривают затаив дыхание. Чего они ждут от участников конкурса?

Сергей БАРАНОВ, зав. кафедрой литературы Вологодского педагогического университета: «Первое – профессионализм, владение приемами и второе – умение их применить здесь и сейчас, в неповторимой ситуации. Это я и хочу увидеть».

Юрий МОЛОТКОВ, учитель физики СШ №5 г. Сокола, суперфиналист конкурса «Учитель года России-1998»: «От уроков ожидаем, чтобы они были легкими, радостными и светлыми. Если урок проходит в такой атмосфере, значит, его проводит талантливый педагог. Ожидаем, что появятся звездочки. Мы уже их видим. Кроме того, мы в каждом участнике конкурса пытаемся увидеть человека, который будет представлять нашу область в Москве. Это высокая честь и немалая ответственность. Приходится учитывать все: не только урок, но и культурный уровень человека, умение общаться с людьми». А студенты Вологодского педагогического колледжа, которые тоже судят конкурсантов, считают, что главное – «сочетание необычных методов и средств, которого мы раньше, в традиционной школе, не видели». Но при этом важно, «чтобы уроки соответствовали современным требованиям». Тяжелее всех, пожалуй, секретарю Большого жюри, начальнику информационно-аналитического центра ВИРО Татьяне МАКАРОВОЙ. Во-первых, потому, что она главный человек в деле организации вологодских конкурсов со дня их основания, а значит, невольно болеет сразу за всех. Во-вторых, потому, что готовить «на финал» будущего победителя именно ей. За внимание и доброе отношение «старички» назвали Татьяну Даниловну «мамой».

Последний день – самый волнительный, самый официальный. Собственно, весь конкурс учителя не были обделены вниманием высокопоставленных лиц. Их принимали руководство Вологодского регионального отделения партии «Единая Россия», областной комитет профсоюза работников народного образования и науки во главе с Олегом ДИМОНИ. Ну а в финале всех конкурсантов ждала встреча с «хозяином» Вологодской области – Губернатором Вячеславом ПОЗГАЛЕВЫМ.

Вечер закрытия проходил в Вологодской областной филармонии им. В.А. Гаврилина. Как водится, вскрывали конверты, вручали подарки и букеты. Объявление пятерки – долгий процесс, нервничали все – и учителя, и их коллеги из групп поддержки, и гости, и организаторы. Но вот результаты объявлены, и лауреаты сияют улыбками на сцене.

В номинации «Традиции и новаторство в образовании» первой стала учительница французского языка Ирина Щукина. Педагогический стаж три года, но за этот срок Ирина Михайловна успела стать в своей школе уважаемым человеком. Ирина Щукина работает в творческой группе «Активные формы обучения в преподавании иностранных языков».

Татьяна Шушкова победила в номинации «Инновации и развивающее обучение». Татьяна Михайловна владеет компьютером, руководит школьным МО учителей математики, организует вечера отдыха. С отличием окончила физико-математический факультет Вологодского государственного педагогического института.

Лучшей в номинации «Практико-ориентированное обучение» стала Маргарита Таланова, почетный работник образования России, филолог с двадцатилетним стажем, член медальной аттестационной комиссии при Сокольском управлении образования.

«Здоровьесберегающие технологии». Здесь отличилась учитель начальных классов Ирина Чебыкина. Ирина Витальевна владеет методикой работы с детьми с задержкой психического развития. Разработала и применяет на практике программу развивающего обучения детей с эстетическим уклоном.

Лидером среди «учителей-воспитателей» признана Ирина Селивановская, которая также оказалась автором лучшего конкурсного эссе. Школьный музей вологодского писателя Н. Фокина, школьная литературная гостиная существуют благодаря Ирине Николаевне. А еще Ирина танцует, поет и пишет стихи.

Перед тем как назвать имя учителя года Вологодской области-2003, Губернатор Вячеслав Евгеньевич Позгалев заявил, что он не волнуется, поскольку уверен, что жюри сделало правильный выбор. И, достав листочек, зачитал: «Ирина Михайловна Щукина!»

А после того как отгремели аплодисменты, добавил: «Мы хотим показать, что впереди всех профессий стоит профессия учителя. У каждого из нас были свои учителя. Когда я учился, у нас были любимые учителя, мы их уважали. Они не только давали нам знания, они нас учили жить, учили эти знания получать, работать с книгой. Учили быть людьми. Я как-то услышал фразу:

«Легко быть Богом, легко быть зверем, быть человеком очень нелегко».

Учитель не только предметник, но и воспитатель. Если учитель сможет привить своим ученикам лучшие качества, сделать их людьми, я думаю, у России будет светлое будущее. Россия всегда была великим государством, и основным ресурсом всегда был учитель. Сегодня ваша роль в обществе главная, потому что сейчас востребованы профессионалы. Мы рады, что вы приняли участие в конкурсе. У вас нелегкая судьба. Вы победители. И значит, с вас будут спрашивать как с победителей, будут на вас смотреть и помнить, что вы лидеры, что вы лауреаты конкурса, вы лучшие. Нести бремя лучшего нелегко».

Бал, бокал шампанского с друзьями, тост за процветание конкурса, подарки отличившимся конкурсантам, прощальный танец. Полку вологодских «пеликанов» прибыло. А значит, конкурсу жить!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте