В «УГ» №3 от 24 января 2006 года прочитала материал Светланы Царегородцевой «Критическая масса» и не могла остаться равнодушной. Мне тоже довелось побывать на Форуме школ здорового развития.
Судите сами: чуть ли не впервые в истории отечественного образования в Москве состоялось такое событие. Собрались педагоги из большинства регионов страны. Были и совсем «дальние», вроде Камчатки, Приамурья, Якутии. Приехали учителя, заметим – не чиновники и не менеджеры от образования, из Сибири, Карелии, с юга России. Одно из писем согласия на участие в форуме пришло по электронной почте из Нальчика в час, когда в городе шли бои! И что же?! Да ничего. Ни одной телекамеры, никакого шума в СМИ. Не то – учителя.
В кои-то веки добравшись до Москвы, многие из тех, кто «во глубине России» растит ее величие, надеялись, что здесь они смогут рассказать о своих бедах и о своих достижениях (а собрались-то педагоги уникальные, можно сказать, отборные!), что их опыт по здоровьесбережению детей будет наконец-то востребован. Многие привезли с собой письма и обращения к первым лицам страны. Процитирую одно из них, адресованное президенту. Обращается А.М. Захаренко, директор Сторожевской средней школы из Корткеросского района Республики Коми. «Уважаемый Владимир Владимирович! Я знаю, что Вы всегда понимали проблемы образования на селе… При нормативном финансировании сельские школы оказались в худшем положении, чем городские. Видимо, придет такое время, что придется их закрывать. А это значит, что вымрет село. Я – директор с 25-летним стажем. У нас сейчас финансируется только выполнение Госстандарта, на нужды образовательных учреждений ни одна статья по смете расходов местным бюджетом не финансируется. Не выделяются средства на хозяйственные нужды, на льготы специалистам, на «закон о северах». Всего не учтено по нашей школе на 2005 год примерно 500 тыс. рублей».
А между тем эта школа – единственная в республике, которая перешла на предпрофильную и профильную подготовку, здесь есть Детский центр по возрождению национальных традиций, открыт филиал школы искусств и филиал лыжной школы, создан богатый автотранспортный парк (23 единицы техники). И плюс ко всему – выдающиеся достижения в развитии здоровьесберегающей педагогики. Такие школы и такие педагоги – золотой фонд России.
В своем выступлении на форуме Сергей Миронов (именно благодаря его инициативе и стало возможным проведение этого мероприятия) заметил, что «некоторые политики пытаются объяснить демографический спад чисто материальными факторами». Но тогда почему у школьников из самых богатых семей, обучающихся в элитных гимназиях, патология сердечно-сосудистой сферы и нервные заболевания встречаются все чаще и чаще?! Эти дети болеют намного больше, нежели учащиеся обычных государственных школ (данные Научного центра здоровья детей РАМН). Увы, «богатые тоже плачут».
Ясно, что одними материальными благами мы не укрепим здоровье младенцев, детей, молодых людей, а в итоге и всего народа. Нужна эффективная здоровьеразвивающая педагогика. Сергей Миронов продемонстрировал завидную осведомленность в этих вопросах, напомнив собравшимся, что еще четверть века назад проблемная комиссия АМН СССР признала открытием в науке и рекомендовала в практику отечественного образования систему доктора медицинских наук Владимира Базарного. Один из ее элементов – построение урока с использованием конторки. Той самой, за которой работали во времена Пушкина и Менделеева. Этот бесхитростный инструмент сегодня является поистине революцией в эргономике рабочего места ребенка, да и взрослого. А пока дети в начальной школе 50-70%, а старшеклассники 70-85% времени проводят в сидячем, обездвиженном положении. Вот и Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, академик РАО, одна из содокладчиков на форуме, в качестве школьного фактора риска назвала «нерациональную организацию учебной деятельности» (в том числе физкультурно-оздоровительную работу). «Дать ребенку свободу движения, вернуть телесную вертикаль – первый и принципиально важный шаг в его оздоровлении, – заявил Сергей Миронов. – Те учителя, которые это делают, в прямом смысле поднимают нашу страну». Председатель Совета Федерации вручил 15 комплектов конторок директорам школ, которые успешно работают по данной методике и еще раз, экспериментальным путем, подтвердили ее высокую эффективность.
На форуме, повторимся, было очень много выдающихся педагогов. Среди них – Елена Дубровская, директор лицея №103 раздельного обучения «Гармония» из города Железногорска Красноярского края. Солидная поддержка ученых позволила создать педагогическому коллективу уникальное учебное заведение. В едином образовательном пространстве с классами раздельного обучения обучаются классы смешанного типа. Такое сочетание дает возможность для исследования и анализа. Результаты говорят сами за себя (см. схему).
Кроме того, в классах раздельного обучения, как показал опыт лицея, сохраняется и улучшается здоровье школьников.
Выяснилось также, что раздельное обучение в классах мальчиков прекрасно сочетается с занковской системой. Дело в том, что в смешанных классах обучение по Занкову трудно назвать природосообразным – почти у 50% детей «занковских» классов регистрируются признаки переутомления, об этом заявил, выступая на пленарном заседании, Владислав Кучма, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН.
Еще одним «гвоздем» форума стал доклад члена Совета Федерации, члена Комитета по культуре, науке и образованию ПАСЕ Анатолия Коробейникова. Он поставил ребром и демографический вопрос: «Сегодня в семнадцати европейских странах смертность превышает рождаемость. Из двадцати наций с низким уровнем рождаемости восемнадцать – европейские. В 1960 г. люди европейского происхождения составляли четверть мирового населения, в 2000 г. – одну шестую, к 2050 г. составят одну десятую. Колыбель западной цивилизации становится ее могилой. Сколько можно закрывать глаза на такую самоубийственную тенденцию?!» Докладчик выразил озабоченность состоянием российской семьи: «Полагаю, что настало время заставить родителей правовым путем отвечать за разбазаривание самого главного богатства страны – здоровья их детей. Причем речь должна идти не только о создании социально-экономических условий для каждой семьи, но и о внедрении мысли о том, что семья не может и не должна бесконечно надеяться только на помощь государства». Действительно, ни безработица, ни чрезмерная занятость работающих родителей, ни разочарование жизнью – ничто не оправдывает снижения ответственности за положение собственных детей.
…Честно говоря, покидая братство этих неравнодушных людей-энтузиастов, очень хотелось, чтобы это движение стало общенародным. И наконец объединило семью, школу и общество – во имя спасения детей.
Комментарии