search
main
0

Братство и бережливость. Тема «Ограниченность ресурсов». 9-й класс

Цель: познакомить учащихся с видами производственных ресурсов. Показать, что ограниченность производственных ресурсов, имеющихся у людей для удовлетворения жизненных потребностей, делает необходимым выбор между различными способами использования имеющихся ресурсов. Объяснить взаимосвязь между потребностями и производственными ресурсами.

Ход занятия

Производственные ресурсы и их структура.

В природе есть блага, необходимые для удовлетворения потребностей человека (дыхание – воздух; жажда – вода; голод – ягоды, плоды). Но большинство из них необходимо производить. Производство хлеба, например, организуется следующим образом: необходимо сырье (какое?) – мука, вода, сахар, дрожжи, соль и т.д. Необходимо оборудование (какое?) – электропечь, машина для вымешивания теста, формы для выпечки и т.л. Необходимы рабочие – пекари, грузчики, слесари и т.д. Обеспечив все перечисленное, мы можем начать производство. Таким образом, для производства необходимы определенные запасы (ресурсы).

РЕСУРСЫ (карточка на доске) – это запасы, средства, которые имеются где-либо и могут быть использованы для производства благ.

ВИДЫ РЕСУРСОВ:

Материальные

Трудовые

Финансовые

Домашнее задание: найти в учебнике и выписать в словарь определение каждого вида ресурсов.

Деловая игра

«Геологическая дилемма»

Мощность всех существующих энергоисточников неизвестна, поступление энергии ограничено. Реальное предложение энергии определяется не ее запасами, а тем количеством, которое производители хотят и могут выставить на продажу.

Класс делится на четыре группы, каждая из которых – компания по добыче определенного вида полезных ископаемых – ресурсов. По сигналу начинается добыча, продолжительность – 1 минута, количество раундов – 3. Итоги добычи фиксируются в «Таблице учета добычи энергоносителей» (на доске).

Наименование ресурсов: уголь, нефть, газ, уран.

Если какая-нибудь команда станет собирать ресурсы разных цветов или использовать приспособления (лист бумаги, щетку и т.п.), это не противоречит правилам игры.

Обсуждение итогов

Какие источники легче всего можно было обнаружить?

Какие труднее?

Как вы думаете, почему?

ВЫВОД: количество обнаруженного угля и обнаруженной нефти превысит остальные виды, так как их условия добычи проще.

Какие ресурсы были задействованы при поиске и добыче энергоносителей? (трудовые, материальные, природные).

Могли бы в сегодняшней игре быть выявлены победители? Почему?

Какую экономическую проблему это доказывает? (ограниченность ресурсов).

Заключение

1. Какие обобщения можно сделать, анализируя работу компаний?

2. Каким образом в игре использовались природные ресурсы?

1. Что такое ресурсы?

2. Назовите составляющие ресурсов?

3. Какие виды экономии ресурсов вы можете предложить?

Елена ВАРОВА, учитель экономики, Орловская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте