Знаете ли вы, что давать и брать взятки нехорошо? Знаете. А откуда у вас эти знания? Раньше большинство из опрошенных наверняка сослались бы на семью, однако сегодня многие кивнут на школу. Ведь как показала прошедшая в Петербурге городская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы антикоррупционного воспитания обучающихся: опыт Санкт-Петербурга», система образования в плане популяризации честного образа жизни не дремлет. Мало того, в контексте прозвучавшего на ней оказалось, что общественные чаяния о борьбе с любителями легких денег возлагаются именно на педагогов.
Как рассказал начальник отдела развития образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга Валерий Волков, с 2008 года в школах и вузах города активно внедряется антикоррупционное образование. Сегодня модули антикоррупционной направленности включены в учебные программы 75 процентов петербургских школ. Причем как форма приветствуются не только лекции и беседы, но и активные дискуссии, ролевые игры, встречи с представителями исполнительной и законодательной власти, правоохранительных органов. Только за последние годы разработано более 200 тем классных часов, а повышение квалификации в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (АППО) за период реализации антикоррупционной программы прошли около 6 тысяч петербургских педагогов.Однако как бы ни были многочисленны тематические мероприятия, без личной убежденности учителя эффекта от антикоррупционного образования не будет. По мнению доцента кафедры социального образования АППО, кандидата исторических наук Константина Битюкова, сегодня есть предпосылки сформировать эту убежденность. Например, в рамках национального плана борьбы с коррупцией, принятого в 2008 году, в 2012 году за совершение преступлений коррупционной направленности были осуждены 6 тысяч человек, а за первые 6 месяцев 2013 года вынесено 3600 обвинительных приговоров. С 2013 года чиновники обязаны декларировать не только свои доходы, но и свои расходы, если расходы превышают трехлетний доход самого чиновника и членов его семьи. В прошлом году указом президента были введены ограничения на зарубежные активы для чиновников. По данным МВД, с момента принятия основного закона о противодействии коррупции выявлено 242 тысячи преступлений коррупционной направленности.Впрочем, как заметил Константин Битюков, это лишь верхушка айсберга, потому что преступления коррупционной направленности носят, как правило, скрытый характер. В то же время в «бытовой коррупции» (взятки от 5 до 50 тысяч рублей) по-прежнему лидируют такие сферы, как образование и здравоохранение. Все еще можно говорить и об огромном количестве фактов несправедливости и лицемерия в школе: от обязательных подарков класса учителю и администрации до прощения прогулов и списывания на контрольных и экзаменах, от феномена любимчиков до сборов денег на родительском собрании на учебники, поездки и пожертвования. Все это убеждает педагогов и учеников в том, что обходить официальные правила можно, и это вовсе не коррупция. Но все-таки, как подытожил Константин Битюков, несмотря на «бытовые» трудности, борьба в этом направлении идет и поводы для оптимизма находятся.Эффект от антикоррупционного образования появится тогда, когда в этой работе будет присутствовать системность. Такой позиции придерживается начальник отдела образования Адмиралтейского района кандидат педагогических наук Симона Петрова. Во вверенном ей районе к этой теме подошли неформально. К примеру, создали совет директоров, состоящий из опытных и авторитетных руководителей, представителей информационно-методического центра и районного отдела образования. На его заседаниях обсуждаются все актуальные вопросы, связанные в том числе с практикой работы по предотвращению коррупции в сфере образования. Тесные рабочие контакты существуют с отделами администрации района (кадровая служба, отдел по вопросам законности, правопорядка и безопасности, юридический отдел, отдел государственного заказа).Кроме того, практика работы по управлению системой противодействия коррупции в сфере образования показывает, что эффективной эта работа становится при соблюдении принципа открытости. По словам Симоны Петровой, все руководители должны обеспечить максимальный доступ к информации о деятельности школы. Также важны принципы последовательности, коллегиальности и контроля. Чем больше фактов, связанных с возможным проявлением коррупции, выводится на поверхность и обсуждается, тем заметнее результат. В Адмиралтейском районе так и утверждают: легче предотвратить, чем искоренить. Поэтому здесь по результатам комплектования первых классов не поступило ни одной жалобы от родителей, нет и подтвердившихся жалоб на незаконный сбор средств с родителей, на неправильно назначенные выплаты за качество работы сотрудникам и на конфликты в трудовых коллективах, связанные с коррупционными проявлениями.В то же время, по мнению Симоны Петровой, нельзя отрицать, что формирование антикоррупционного мировоззрения дело не одной минуты, оно требует времени. В подтверждение этих слов Константин Битюков привел в пример результаты очередного анкетирования родителей. Так, 50 процентов из них по-прежнему считают, что допустимо устроить ребенка в школу по блату.В связи с этим, в общем, становится понятно, почему коррупция знакома человечеству с давних пор и почему каждое государство пытается с ней бороться своими способами. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. Как рассказала учитель истории, обществознания, риторики и английского языка школы №605 Галина Петрова, самым жестким в мире является китайское антикоррупционное законодательство. За взятки и хищения госимущества чиновникам грозит смертная казнь. Нередки случаи, когда китайским чиновникам, уличенным в получении взятки, отрубали руки. Китайцы также посещают специальные курсы, на которых их учат, как бороться с соблазном брать взятки.В Голландии, государстве с низким уровнем коррупции, считают эффективными иные меры. Там СМИ разрешается обнародовать случаи взяточничества и проводить расследования. Госслужащие, запятнавшие себя грехом взяткополучателя, лишаются всех социальных льгот, а также не имеют права больше работать в госструктурах. Честные чиновники, наоборот, получают материальное поощрение.Понятно, что в России должна быть и будет своя модель противостояния злу коррупции, но какой она будет, пока совершенно неясно. Как заметила профессор кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена доктор педагогических наук Антуанетта Козлова, коррупция как социальный феномен все время мимикрирует. Старые испытанные формы зачастую не работают. Конечно, и педагоги, и ученики должны знать правовые нормы, и, кстати сказать, в последние годы резко возрос интерес и детей, и взрослых к изучению юридических документов, но есть один нюанс – законы постоянно меняются. А в основе антикоррупционного воспитания все-таки должны лежать незыблемые, то есть духовно-нравственные, ценности. Поэтому важно делать акцент не на антикоррупционной пропаганде, а на воспитании нравственных установок.А с этим в нашей стране, по мнению проректора АППО доктора педагогических наук Александра Горшкова, дела обстоят плохо. Сегодня изменились представления о воспитательном идеале. Если раньше таким идеалом являлся скромный человек, погруженный в работу на благо общества и государства, то теперь таким идеалом стал успешный человек, богатый и свободный, который живет вне закона, который благодаря своему состоянию может добиться любого решения от властей, может купить выгодное для себя судебное решение. Изменить такое положение вещей может государство, убрав с экранов телевизора подобные «успешные» фигуры и населив его настоящими героями своего времени.Те чаяния и надежды, которые возлагаются на школу и педагогов в части антикоррупционного воспитания, не будут оправданны хотя бы потому, что средства школы и государства не равны. Школа не может соперничать с государственной политикой. Здесь нужно действовать заодно. Только тогда есть шанс изменить у будущего поколения мировоззрение. Есть шанс, что антикоррупционные стандарты поведения станут для молодежи нормой.Санкт-Петербург
Комментарии