search
main
0

Брань вне закона. Как защитить детей от вредной информации

Развивая положения своего Послания Федеральному Собранию РФ, 29 декабря 2010 года президент Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Свершилось то, чего мы все так ждали. Сегодня вопрос только в том, будет ли этот закон обязателен для исполнения, особенно для тех, кто эту информацию распространяет.

Этот федеральный закон должен регулировать отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Интересно, что его действие не распространяется на отношения в сфере оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию; информацию, недопустимость ограничения доступа к которой установлена Федеральным законом от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другими федеральными законами; на оборот информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества; рекламы.В законе определены такие полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию: разработка и реализация единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции; установление порядка проведения экспертизы информационной продукции, предусмотренной настоящим федеральным законом; государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены разработка и реализация региональных программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции.Какая же информация может быть признана вредной? Например, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом; отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань; информацию порнографического характера. К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия; вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий; представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной. Классификация информационной продукции будет осуществляться по возрастам детей: не достигших шести, двенадцати, шестнадцати лет и как полностью запрещенная для детей всех возрастов. (Думаю, мы вернемся к этой теме и обязательно расскажем о том, какая информация и как будет запрещена для доступа детям различных возрастов.)Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, должны указываться ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и быть основанием для размещения на ней с соблюдением требований соответствующих технических регламентов знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.Нельзя не сказать, что закон шел трудно, хотя, во-первых, принятия его жаждало все общество, а во-вторых, в состав рабочей группы входили представители 11 министерств и ведомств, известные эксперты, детские педагоги, психологи и психиатры, представители общественности, учитывавшие мнение ученых, практических работников правоохранительных органов, общественных и религиозных организаций. Непостижимым образом оказалось так, что закон принимали дважды во втором чтении: так много поправок потребовалось, что за один заход депутаты не управились. То, что он наконец был принят, заслуга прежде всего председателя Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей Елены Мизулиной, которая вела долгую позиционную борьбу с противниками закона. Особенно сложным был этап, когда в борьбу включились некие люди, выдававшие себя за представителей всей родительской общественности и распространявшие воззвания и обращения против закона, говоря, что он создает правовые основы для сексуального просвещения детей в школах. Откуда они это взяли, неясно. Ясно другое – невидимую, но яростную борьбу против закона вели все те, кто вредную информацию распространяет и получает при этом немалые барыши. Понятно, что против закона теле- и радиоканалы, производители кинопродукции, различные рекламодатели, которые на словах за то, чтобы дети не получали вредной информации, а на деле, получается, против. Конечно, самое трудное при реализации закона – определение степени вредности информации для подрастающего поколения, иначе получится, что вредными окажутся даже русские народные сказки. Тут важны стойкость и порядочность тех экспертов, которые будут давать заключения или выносить представления о нарушении закона. Остается сожалеть, что Президент РФ Дмитрий Медведев не предложил подвергать нарушителей наказанию, предусмотрев его в Уголовном кодексе РФ. Может быть, Дмитрий Анатольевич побоялся, что в результате пострадают многие политические, общественные и творческие деятели, которые ныне не стесняются материться в эфире, в театре и кино, на страницах СМИ, в художественных произведениях или воспринимают это как должное. Ведь даже любимая всеми Людмила Гурченко матерится на ТВ, маститые знатоки литературы присуждают первую премию книге, состоящей на 99,9% из матерных слов, бывшие, вполне пристойные кавээнщики пытаются доказать, что юмора вперемешку с матом и другими скабрезными выражениями жаждет большинство населения страны, а дочь бывшего мэра Северной столицы и сенатора от Брянской области спокойно употребляет эти недипломатичные выражения, несмотря на диплом МГИМО. И все это видят и слышат наши дети. Не говорю уже о рекламе, современных мультиках и прочем, что воспитанию здоровых психически и морально детей не способствует. Остается уповать на то, что принятый закон будет исполняться, а нарушители – строго наказываться.ПозицияЕлена МИЗУЛИНА, председатель Комитета ГД РФ по вопросам семьи, женщин и детей:- Как известно, этот законопроект был рассмотрен дважды во втором чтении. Необходимость возврата ко второму чтению была обусловлена тем, что после принятия законопроекта в первом втором чтении мы от имени комитета обещали: если выявятся внутренние противоречия или какие-то пробелы, мы возвратимся к его повторному рассмотрению. И возвратились, получив предложения о 41 поправке.После первого принятия законопроекта во втором чтении выяснилось, что, изменив временные границы дневного времени или времени трансляции по телевидению передач, которые содержат информацию, не рекомендуемую детям, мы попали в своеобразный коллапс. То есть если бы мы не предложили поправки в статью 13 законопроекта, то получилось бы, что до 22 часов вечернего времени нельзя распространять, например, порнографию, а после 22.00 можно. Естественно, некоторые поправки были связаны с тем, чтобы устранить такое противоречие, обезопасить наших детей, чтобы само принятие закона не могло рассматриваться как некоторая легализация распространения порнографии в России.Вторая группа поправок, которые подготовлены нами в рамках согласования с позициями Правительства Российской Федерации, – поправки, связанные с тем, кто будет надзирать за исполнением закона. Я напомню, что во втором чтении, в июне, мы согласились с вариантом, когда будут четыре надзирающих органа в зависимости от вида продукции применительно к тому, что распространяется посредством телевидения, радио, в Интернете, Минкомсвязи. Ко второму второму чтению мы предложили другой вариант, и теперь один орган будет осуществлять надзор за исполнением законодательства «О защите детей от информации» – уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Мы внесли еще одну поправку. Раньше было предложено, чтобы эксперты и экспертные учреждения проводили экспертизу, если с инициативой ее проведения выступили орган надзирающий, общественная организация и гражданин, которые в этом случае должны будут за свой счет оплатить эту экспертизу, перечень экспертных учреждений должно было утверждать правительство. Был предложен другой вариант, и, на взгляд комитета, лучший, потому что он практически устраняет возможность коррупции в этой сфере. Направлять на экспертизу нынче будет только орган надзирающий, но общественные организации, граждане могут к нему обращаться. Экспертиза будет осуществляться экспертными организациями и экспертами, которые пройдут аккредитацию так, как сегодня проходят аккредитацию все другие экспертные организации, осуществляющие экспертизу в других сферах.Еще одна поправка касалась вступления в силу этого закона. Сначала мы проголосовали за 1 сентября 2011 года, а потом передвинули срок на 1 сентября 2012 года. В частности, это связано с тем, что после принятия закона мы должны будем принять еще один, вносящий поправки в другие федеральные законы, а Правительство РФ – подготовить подзаконные акты, которые касаются того, как будет размещаться знак информационной продукции, какого цвета, какого размера, на печатной продукции, на сайте в Интернете, на экране телевизора, то есть технические моменты потребуют времени. Наш комитет убежден, что принятый Госдумой, одобренный Советом Федерации и подписанный Президентом РФ закон отвечает современным требованиям.Перекресток мненийГалина КАРЕЛОВА, депутат Госдумы РФ:- Я уверена, что принятие закона о защите детей от вредной информации, несмотря на опасения критиков закона, не приведет к запрету на показ в том числе таких любимых всеми поколениями детей мультфильмов, как «Ну, погоди!» или «Кот Леопольд», в которых герои дерутся, курят и строят друг другу козни. На этот счет закон дает четкое разъяснение – информационная продукция может содержать эпизодическое ненатуралистическое изображение или описание насилия при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве. Так что сценаристам и режиссерам новых детских мультфильмов и телепередач я бы посоветовала не отвергать опыт советских классиков мультипликационного жанра.Павел АСТАХОВ, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка:- Я высоко оцениваю своевременность и важность принятого закона, обращая внимание на многоаспектность этого законодательного акта. Этим законом мы защищаем психическое здоровье ребенка, ставим преграду распространению информации, несущей насилие в детскую среду, сохраняем нравственное здоровье несовершеннолетних. Отмечу, что законопроект был подготовлен при участии моего советника Ольги Пристанской, которая активно и профессионально продвигала столь важный документ на протяжении нескольких лет.Евгений БУНИМОВИЧ, уполномоченный по правам ребенка в г. Москве:- Я думаю, сегодня одна из ключевых проблем – защита детей от вредной и опасной информации. Согласно международной Конвенции о защите прав ребенка детям должен быть обеспечен беспрепятственный доступ к любой необходимой им информации, но это плохо контролируется. Особенно учитывая то, что дети включены в Интернет больше, чем мы, взрослые. Насилие, цинизм, пошлость, я уже не говорю о порнографии, этот поток бесконечен. К сожалению, опыта решения этой проблемы нет нигде в мире. Для всех нас эта проблема нова.Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ:- Минобрнауки РФ готово поделиться с родителями технологией, позволяющей блокировать детям доступ к вредной для их психики информации в Интернете. Мы готовы распространять это материальное обеспечение, которое позволит родителям в семьях установить ограничения на компьютеры и ограничить доступ детей к порносайтам и сайтам, пропагандирующим наркоманию, развращающим детей.Продолжение темы в следующем номере.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте