Система начального и среднего профессионального образования в Новгородской области объединяет 23 учреждения НПО и 18 ссузов, в которых обучаются соответственно 9392 и 11762 человека. Обучение ведется по 110 профессиям в учреждениях начальной профессиональной подготовки и 61 специальности в ссузах. Статистика на первый взгляд кажется радужной. Так, контингент учащихся учреждений НПО с 2000 по 2005 год увеличился на 13,3% . Растет число предлагаемых профессий: если в 2001 году для учреждений НПО их было всего 42, то ныне – 110…
За пять последних лет в области созданы два новых профессиональных училища… Однако на очередном заседании Союза промышленников и предпринимателей Новгородской области, прошедшем нынешней весной, впервые прозвучала тревога. Во-первых, количество учащихся учреждений профессионального образования резко пошло на спад: в системе НПО их в 2006-2007 учебном году будет 9392 вместо прошлогодних 9956. Виной этому – демографический кризис. Есть еще одна веская причина, заставившая работодателей заговорить о предстоящей реальной нехватке кадров на новгородском рынке рабочего труда. Достиг пика отток энергичных молодых новгородцев за пределы области. Как удержать в родной области подготовленные с любовью, заботой и, между прочим, приличными финансовыми затратами на обучение производственные кадры?
Работодатели готовы увеличить зарплаты. Но это не единственные шаги по преодолению проблемы. В Новгородской области сейчас активно внедряется стратегия сотрудничества между работодателями и учреждениями профессионального образования. И этот своеобразный брак по расчету, похоже, будет счастливым…
«И кочегара нам, и плотника…»
Примерно так ответил бы экономный руководитель любого предприятия, если бы его спросили: «Какого специалиста вы хотели бы принять к себе на работу?» Рационально рассудили и в Новгородском ЗАО «Новтрак» – им хотелось бы принимать на работу молодых людей, которые «в одном флаконе» своей профессиональной подготовки сочетали бы умения и знания и слесаря механосборочных работ, и сварщика, и электромонтера. Где ж взять такого умельца? В новгородском профессиональном лицее №1! Для ЗАО «Новтрак» в этом лицее ежегодно набирается группа в 25 человек. «Новтрак» выделил для обучения группы мастера из своих же работников, доплачивает ему дополнительную зарплату. Мало того – каждому учащемуся группы фирма тоже платит дополнительную стипендию. Хорошо лицею, хорошо учащимся этой группы, и неплохо «Новтраку» – ведь он получил-таки себе ежегодно 25 слесарей-сварщиков-электромонтеров. Потому что по предложению «Новтрака» были внесены изменения в учебный план этой группы. Имеет «Новтрак» и другое право – право собеседования с каждым кандидатом на поступление в «свою» учебную группу. И это правильно – ведь в браке по расчету у каждой стороны есть не только обязанности, но и права.
Начиная с 1999 года Новгородский комитет по образованию вносит свои предложения в Министерство по образованию и науке РФ по поводу открытия в области новых специальностей. Например, руководители предприятий ЖКХ хотят, чтобы их сантехники владели еще и сваркой: двух разных специалистов им держать невыгодно… А фермеры и руководители предприятий сельского хозяйства справедливо полагают, что «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» без прав водителя нужен сельскому хозяйству примерно так же, как трактор без прицепа…
Примеров сотрудничества учреждений профессионального образования с предприятиями в отношении целевой подготовки кадров в Новгородской области уже достаточно много. Вот некоторые сложившиеся «счастливые пары»: боровичский комбинат огнеупоров и боровичский профессиональный лицей №8, тот же новгородский профессиональный лицей №1 и предприятие химической промышленности ОАО «Акрон». Как видим, в основном союзы пока заключаются с крупными предприятиями. А не очень крупные фирмы? Ведь это в самом Великом Новгороде выбор предприятий побогаче, а в области большинство работодателей не может оплатить собственную группу в учреждении НПО – группу, количество учащихся в которой не должно быть менее 25 человек. Да и зачем, собственно, небольшой фирме ежегодно 25 новых работников? Сказать по правде, даже производственному гиганту области «Акрону» 25 новых аппаратчиков химического производства и лаборантов-экологов ежегодно не нужны! Они уж «учат» всю группу, куда денешься, если полагается 25 человек, но берут к себе не всех. Есть ли выход из этого положения?
Отметка директору
ЗАО «Новтрак» «учит» свою группу в лицее №1 в течение ни много ни мало четырех лет. Потому что помимо непосредственного обучения профессии учащиеся, пришедшие в лицей после 9-го класса, должны познавать в положенном объеме и общеобразовательные дисциплины. Если уменьшить количество лет, затраченных на обучение, тогда позволить себе иметь «собственные» учебные группы в учреждениях НПО смогло бы гораздо большее число предприятий. Каким же образом их уменьшить?
– Среднее полное общее образование учащиеся должны получать в общеобразовательной школе, – уверен председатель Новгородского областного комитета образования Владимир АВЕРКИН. – Таким образом, после окончания 11-го класса выпускники смогут приобрести профессию в учреждении НПО не за 3-4 года, а за несколько месяцев. Ведь создается парадоксальная ситуация: нередко молодой человек должен осваивать несложную рабочую профессию в течение четырех лет, столько же времени требуется, например, для получения степени бакалавра. Нынешнее сочетание общего и профессионального образования имеет и другие недостатки. Возможность направить после окончания 9-го класса часть учеников в профессиональные училища является для общеобразовательных школ неким механизмом для отсева неуспевающих. Система НПО рассматривается как «санитарный кордон», отгораживающий старшее звено школы от неуспевающих, а профессиональные училища получают соответствующий имидж в глазах учащихся и родителей… В связи с этим в Новгородской области в систему оценки деятельности муниципальных органов управления образованием введен показатель «процент выпускников 9-х классов, продолживших обучение в 10-м классе». Аналогичный показатель официально введен в критерии оценки деятельности общеобразовательных школ, чтобы стимулировать их директоров переводить как можно большее число девятиклассников в десятые классы.
Нина АВДЕЕВА, начальник отдела профессионального образования Новгородского областного комитета образования, видит еще один выход, как заключать больше «счастливых союзов» между учреждениями профессионального образования и работодателями:
– Консультативные советы по профобразованию, созданные при администрациях городов и районов и при администрации Новгородской области в 1999 году, были на тот период хорошей идеей, и по нашему образцу подобные консультативные советы создавались и в других регионах РФ. Но пришло время перехода на новый этап формирования заказа на подготовку кадров. Кто сейчас, как правило, входит в консультативные советы? В области это – главы городов и районов, руководители учреждений образования и… небольшое число предпринимателей, причем предпринимателей разных отраслей. Сейчас же необходимо создавать крупные отраслевые советы, которые объединяли бы предпринимателей одной отрасли, например, деревообрабатывающей, которая распространена у нас в области. Нужно объединять работодателей, особенно представителей мелких фирм, – и им всем вместе делать заказ учреждениям профобразования на подготовку рабочих.
В своем доме и… стенам помогают
Вообще многие проблемы можно решить внутри самой области, не обращаясь за финансовой поддержкой в центр. Новгородцы поняли это еще в 1997 году, когда одними из первых в стране приняли в ведение области учреждения НПО. По-видимому, ни один вопрос о будущем системы начального профессионального образования не вызывает столь бурной дискуссии, как полная передача с 2005 года учреждений НПО в собственность субъектов РФ. Что же скажут новгородцы, которые уже девять лет назад храбро «ринулись с головой в омут» нововведений?
– После перехода профессиональных училищ в ведение области, – рассказывает Владимир АВЕРКИН, – появилась возможность самостоятельно решать вопросы их финансирования, анализировать финансовое состояние учреждений, искать источники получения средств. Большая работа проведена по введению нормативного финансирования. Благодаря введению нормативов система НПО получила открытые и справедливые принципы финансирования, исключающие возможность того, что одни образовательные учреждения получают средств больше, чем другие.
С 1 января 2005 года в собственность области был передан и первый ссуз – Боровичский техникум строительной индустрии и экономики. Действует механизм управления со стороны Комитета образования области, который выступил его учредителем. Директор техникума Светлана ИЛЬИНА по этому поводу… сожалеет:
– Если б нам раньше такие возможности были даны! Мы бы сделали на сегодняшний день еще больше! Наш техникум выиграл в финансовом плане: прежде на капитальный ремонт здания, текущий ремонт деньги до нас просто не доходили. Теперь имеем возможность и ремонт провести, и в зарплате наши педагоги выиграли, им назначены стимулирующие областные надбавки…
– Новгородский комитет по образованию стоит на той позиции, что и учреждения среднего профессионального образования также должны быть переданы в ведение субъектов РФ, – говорит Нина АВДЕЕВА. – Однако при этом необходимо предусмотреть норму численности студентов ссузов на каждые 10 тысяч человек, проживающих на территории субъектов РФ, образование которых финансируется за счет бюджетных средств, чтобы поставить жителей всех регионов в равные условия. Передача позволит субъектам РФ получить право самостоятельных решений по реорганизации ссузов: например, интеграции учреждений среднего и начального профессионального обучения, укрупнения ссузов. В Новгородской области уже есть задумка объединения нескольких ссузов одного профиля в новое образовательное учреждение — но об этом расскажем в свое время…
Великий Новгород
Комментарии