Цель урока: дать учащимся первоначальные представления о функциях семьи;
показать на конкретных примерах, что семья и брак – это долг и обязанность каждого человека, что к браку надо относиться со всей ответственностью, а семья – первая ступень человеческого общества;
расширить кругозор учащихся в области культуры и гигиены семейных отношений;
способствовать формированию нравственных и гражданских чувств семьянина;
воспитание уважения к своей семье, правовой культуры в семейных отношениях.
Эпиграфы:
“Брачный союз – первая ступень человеческого общества”
Цицерон
“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”
Л.Толстой
“Брак без детей, как день без солнца”
Античный афоризм
Оборудование урока:
1. Иллюстрация с картины Федотова П. “Сватовство майора”.
2. Рисунки учащихся (церковный брак, юридический брак (ЗАГС).
3. Записи песен о семье.
4. Дидактический материал:
а) задания (“Брачный контракт”);
б) УК РФ от 1 янв. 1997 г. (ст. 121, 122);
в) Семейный кодекс РФ (ст.11).
5. Памятка психолога “Как создать крепкую семью” (таблица).
6. Мысли писателей и философов о семье и браке (плакат).
7. Философский словарь.
8. Юридический словарь.
9. Периодическая печать.
10. Стенд “Сегодня на уроке” (использование газетного материала).
Мысли писателей и философов:
“Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности”.
Артур Шопенгауэр, XIX в.
“Брак приносит много огорчений, однако безбрачие не дает никаких радостей”.
Джонсон
“Относись к родителям точно так же, как ты хотел бы, чтобы дети твои относились к тебе”.
Леопарди
“Один отец значит больше, чем сто учителей”.
А.Герберт
“Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы”.
Н.Карамзин
План
1. Происхождение и функции семьи.
2. Современная семья:
а) трудности;
б) слагаемые счастья семьи.
3. Психологические основы современной семьи.
4. Актуальность супружеской верности в современных условиях.
5. Венерические заболевания и их последствия.
6. Подведение итогов урока.
Основные понятия: семья, брак, брачный контракт, адаптация, эмансипация, венерические заболевания.
Мотивация урока:
Правовед:
В последние годы социологи, психологи, правоведы, политологи, врачи и общество в целом обеспокоены снижением рождаемости, увеличением числа разводов (из 10 браков 8-9 разводов), распространением венерических заболеваний, СПИДа и т.д.
Наше общество обеспокоено ранними браками, которые бывают очень недолговечными: “не сошлись характерами”, “разлюбили друг друга”, “много умничает”, “не ценит, не уважает”, “не удовлетворяет…” и т.д.
Поняв всю важность вступления в брак, необходимо молодым людям обсудить свои жизненные планы: идем ли мы оба в одном направлении, буду ли я помехой ему (ей) для личностного роста или я смогу помочь моему будущему мужу (жене) в достижении его или ее конечной цели и назначения?
Вы ответили на эти вопросы? Тогда смело говорите своему избраннику “да”! Или “нет”…
О.Бальзак (французский писатель, мыслитель) писал: “Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга”.
А.Батурин, преподаватель основ военной подготовки:
Давайте попробуем разобраться в кризисных ситуациях, найти им объяснение, понимание с точки зрения философии, психологии, права, медицины и фамилистики – это наука о семье, о процессах, происходящих в семье.
В.Косицына, преподаватель философии:
Семья существует уже тысячи лет.
Еще в Древней Греции Платон, а затем Сократ говорили о великой роли семьи в жизни любого человека. Французские просветители отмечали, что дети должны жить в семье лишь в раннем младенчестве, затем они должны воспитываться в общественных детских учреждениях, чтобы иметь одинаковые условия развития.
Сегодня многие ученые считают, что дети должны воспитываться только в семьях, где есть любовь.
Наша сила в детстве. Она пробуждает потом в нас чувства добрые. От скольких падений, грубостей, глупостей, лжи, несправедливости спасли взрослые детские глаза, полные доверия и участия.
Мы рождаемся и живем для того, чтобы хоть немного продвинуть свой род к совершенству, к идеалу человека.
Давайте обратимся к философскому словарю. Что такое семья?
В кратком изложении семья выглядит так: семья – ячейка, малая социальная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Давайте проанализируем это определение.
В определении, как видите, отношения получили пальму первенства, а хозяйство отошло на второй план, хотя они и взаимосвязаны теснейшим образом.
В этом есть преобразования нашего времени, одно из отличий новой семьи от старой. Если раньше показателем семейного благополучия было обладание имуществом, а самой большой бедой – разорение, то в новом варианте семья определяется духовным и сердечным богатством ее членов, хотя есть семьи, где материальные блага являются высшей ценностью.
Из философии вы знаете о функции семьи. Назовите их (идет беседа преподавателя с учащимися):
1. Репродуктивная.
Это рождение детей в семье. С учетом ситуации сегодняшнего дня в каждой семье должно быть не менее двух детей, чтобы народонаселение страны не уменьшалось. По данным социологов, к 2015 г. население РФ может сократиться в десятки раз.
2. Воспитательная.
В основе воспитательной функции лежат принципы гуманизма, которые необходимо заложить и развить в ребенке. Это доброта, честность, сострадание, сочувствие, уважение к старшим. В процессе воспитания необходимо помнить о том, что каждый из нас, в большей степени папа и мама, является примером для подражания. Обратим внимание на себя. В какой степени мы обладаем этими качествами? Умеем ли мы сострадать, жалеть, выслушивать, сочувствовать? Ведь каждый из нас хочет, чтобы к нему относились именно так! Вот и работа для нашего духовного совершенствования.
3. Экономическая.
Это обеспечение семьи средствами для удовлетворения физиологических и духовных потребностей каждого члена семьи, возможность дать образование, повысить свой культурный уровень и культурный уровень детей.
4. Социальная.
Семья – это первичная ячейка общества. Чем больше благополучных семей, тем стабильнее общество в целом.
Преподаватель права:
Давайте обратимся к юридическому понятию “семья” (см. А.Ф.Никитин. Юридический словарь. – М., 1988. С.55).
Семья – это группа лиц, существующая на основе брака, родства, принятия детей на воспитание и характеризующаяся общностью жизни, интересов, взаимной заботой;
юридическая единица, имеющая определенный социальный статус;
потребительская единица;
иногда семья является религиозной или производственной группой, а также ячейкой для организации и воспитания, и развлечений.
Итак, семья существует на основе брака:
Что же такое брак? Какие виды браков вы знаете?
Брак (обращаемся к юридическому словарю, с.17) – это добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением определенных правил с целью создания семьи, рождения и воспитания детей, ведения общего хозяйства.
(схеама на доске)
Далее идет обсуждение преимуществ видов брака.
Многие современные люди отдают предпочтение гражданскому браку, особенно церковному.
Справка (“АиФ” в Кузбассе”. – 2000 г. N 36): каждый день в Кузбассе заключается до 80 браков.
Кузбасс переживает свадебный бум. Кузбассовцы начинают возвращаться к семейным ценностям. Возвращаются кузбассовцы и к традиции заключать браки “на небесах”, венчаться в церкви. Отец Алексий, настоятель Никольского собора г.Кемерово, говорит, что к нему приходят люди, по 10 лет и более прожившие в официальном (через ЗАГС) гражданском браке, и просят их обвенчать. А однажды пришла пара и вовсе пожилая: “Скоро уже умирать, хотим обвенчаться. Нам же ответ перед Богом держать!” Это был их ответ.
Самые популярные имена детей, рожденных в Кузбассе: Никита и Настя.
Преподаватель права обращает внимание учащихся: только официальный брак (через ЗАГС) порождает определенные права и обязанности супругов, право наследства, и он считается законным в отличие от церковного, гражданского. Религиозный обряд правового значения не имеет.
Какие еще предусматривает закон условия заключения брака? (Обращение преподавателя к учащимся).
а) Брачный возраст установлен с 18 лет (при наличии уважительных причин органы местного самоуправления могут снизить его до 16 лет).
б) Добровольное согласие вступить в брак.
в) Отсутствие второго зарегистрированного брака.
г) Отсутствие близких родственных связей между супругами.
д) Закон запрещает заключение брака между усыновителями и усыновленными.
е) Будущие супруги лично подают заявления в органы ЗАГСа, и они регистрируются не раньше чем через месяц после подачи заявления (этот срок может быть сокращен по уважительной причине).
ж) В реализации своих прав муж и жена равноправны. Супругам по личному желанию и взаимному согласию закон дает право избирать фамилию одного из них или оставить прежние фамилии.
з) Супруги имеют право на выбор занятий, профессии, места жительства.
и) Имущество, приобретенное до брака, остается личной раздельной собственностью мужа и жены; нажитое в браке становится общей совместной собственностью супругов и подлежит разделу при разводе супругов.
к) Семейный кодекс РФ предусматривает: имущественные права и обязанности супругов могут быть оговорены в брачном контракте (договоре), который может быть заключен в любое время и заверен у нотариуса.
Преподаватель основ военной подготовки (врач):
В настоящее время в обществе наметились две тенденции:
1. Снизился возраст вступающих в брак.
2. Увеличился возраст социального созревания.
Готовы ли молодые люди стать родителями? (Беседа преподавателя с учащимися).
Каких усилий потребует от них рождение и воспитание ребенка?
(Ах да, понятно: “мама поможет”!)
Получаются своеобразные “ножницы”. Среди причин ранних браков можно назвать:
– развитие научно-технического прогресса;
– эмансипация (правовед: французское слово; в гражданском праве – объявление полностью дееспособным несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, который работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью);
– развитие средств массовой информации;
– урбанизация и миграция населения;
– “сексуальная революция”.
Как же не утонуть в этом бурном потоке под названием жизнь?
Специалисты предлагают выход. Прежде всего внимательно посмотрите на себя и оцените свою готовность вступить в брак. Определитесь в готовности взять на себя заботу и опеку о другом человеке, о ребенке. Посмотрите на своего избранника (-цу), обладает ли он (она) необходимыми качествами, кроме того, что любит вас?
Специалисты считают, что для создания прочной и крепкой семьи необходимы четыре вида адаптации, т.е. способности приспосабливаться:
1. Психологическая адаптация – предполагает умение сопереживать, выслушивать, сочувствовать, пожалеть.
Этот вид адаптации добавил новые функции семье: функция “поглаживания” – каждый из супругов нуждается в добром слове, поддержке, внимании, доброте.
Нужно учиться “гасить” внешние стрессы друг друга, учиться не приносить их в дом и семью, учиться умению поделиться неприятностями.
Вторая новая функция – “резонирование”. Она предполагает совместное решение всех проблем, умение найти компромиссные решения, помочь друг другу в осуществлении планов, как бы усиливать друг друга, а не соперничать.
Преподаватель философии продолжает, обращает внимание учащихся на советы психолога. Что нужно обсудить, чтобы создать крепкую семью?
а) отношение к детям;
б) отношение к друзьям;
в) отношения с родителями;
г) есть ли претензии друг к другу.
Запомните! Ни пьяницы, ни наркоманы, ни люди безответственные не меняются только потому, что женятся или выходят замуж.
2. Духовная адаптация предполагает, что будущие супруги будут помогать друг другу духовно расти, приобретая и развивая положительные качества характера – доброту, любовь, терпимость, жалость, нежность, тактичность, вежливость.
Развивать чувство прекрасного, повышая свой культурный и духовный уровень.
Л.Толстой говорил: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”. Домашний очаг для членов семьи должен быть не местопребыванием, а желанной пристанью, куда каждый с радостью и большим желанием хотел бы возвращаться.
Преподаватель основ военной подготовки:
Семья согревает человека, оберегает его. Медики-геронтологи, т.е. специалисты, изучающие долголетие, дружно отмечают такую особенность: семейные люди живут дольше, т.е. имеют преимущества перед холостыми.
3. Нравственная адаптация предполагает близкие морально-нравственные устои и принципы жизни.
Схожесть точек зрения на то или иное событие, поведение, решение.
Умение снять напряжение уместной шуткой, “обыграть” какой-то грозящий ссорой эпизод – это тоже важные элементы морально-нравственной культуры личных отношений.
Высоконравственный человек борется со своими слабостями и преодолевает их, а незрелый оправдывается и даже похваляется пороками. Поэтому, копируя незрелых родителей в семье, дети (а особенно подростки) никогда сами не поднимутся до подлинной нравственной взрослости, останутся до старости недорослями.
Родители нужны ребенку прежде всего как “учителя любви” в самом широком смысле слова.
Преподаватель основ военной подготовки (врач) продолжает:
4. Сексуальная адаптация предполагает взаимное удовлетворение сексуальных потребностей супругов с учетом темперамента, воспитания и знаний в этой области. Полная и гармоничная сексуальная адаптация возможна лишь в семье.
Сексуальные чувства женщины могут раскрыться через несколько месяцев, лет совместной жизни, а чаще всего после рождения ребенка от любимого человека.
Подводя итог по этому вопросу, можно сказать, что у вас должны быть хотя бы минимальные знания в области сексологии, физиологии сексуальности мужчин и женщин. Но не из порнографических фильмов и журналов. Изображенное в них обезличено, утрировано, низкопробно, ориентировано на животные инстинкты.
Незнание в этих вопросах порождает целый ряд комплексов.
А теперь, вооруженные знаниями и советами специалистов, постараемся проанализировать причины разводов (из 10 браков – 8-9 разводов): незнание, нежелание, неспособность, неудовлетворенность, неумение решать возникшую проблему совместно.
Одной из причин развода является супружеская неверность (идет дискуссия):
– это психологическая травма;
– стрессовая ситуация в семье;
– чувство стыда за проявленную слабость.
Это далеко не полный перечень переживаний, с которыми обращаются к психотерапевту супруги, а может, и в суд.
Преподаватель права: семья распадается, тогда требуется четкое правовое регулирование имущественных отношений.
В случае расторжения брака имущество, нажитое в браке, будет поделено в равных долях.
Семейный кодекс РФ предусматривает составление супругами в любое время брачного контракта (договора) на случай развода супругов. Такое понятие в российском законодательстве появилось именно в нынешнее время (в советский период Россия брачного договора не знала).
Примечание: современные учащиеся вполне нормальным считают брачный договор в современной семье.
Брачный договор – это соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.
Вспомните, на какие две категории Семейный кодекс (ст. 36) делит имущество супругов:
а) собственность каждого из супругов (наследство, дарение, вещи индивидуального пользования);
б) совместная собственность обоих супругов, нажитая во время брака.
Когда может быть заключен брачный договор?
Может быть заключен как до государственной регистрации брака, так в любое время в период брака.
Что вы знаете об этой картине? (П.Федотов “Сватовство майора”).
Наверняка этот майор был отчаянным картежником и кутилой. А у барышни, засидевшейся в девушках, – целое состояние. Такие браки известны с тех пор, как появилась собственность, а государственная регистрация брака давала жениху или невесте права на часть этой собственности.
Представьте себе современную ситуацию, напоминающую сюжет картины: молодой, но бедный человек женится по расчету на пожилой женщине. (Иллюстрация “Нас свели счеты”).
Какой смысл с этой точки зрения приобретает брачный контракт? (Расчет).
Работа по группам с использованием Семейного кодекса РФ от 1.03.1996 г. Каждой из групп дается один из вариантов брачного контракта.
Задание учащимся: определить, есть ли нарушение прав при заключении брачного контракта супруга или супруги?
I. “Брачный контракт” (договор)
1. Все движимое и недвижимое в квартире имущество остается жене и детям.
2. Двухкомнатная квартира остается супругу.
3. Золото остается супруге (примечание: золото делится пополам).
II. “Брачный договор”
1. Все имущество, нажитое в браке, делится строго поровну, независимо от того, каким имуществом каждый из супругов владел до брака (примечание: разделу не подлежит имущество, нажитое до брака).
2. Квартира подлежит обмену: однокомнатная – мужу, двухкомнатная – матери и сыну.
III. “Брачный контракт”
1. Гостиный гарнитур оставить жене (ей подарили родители на свадьбу).
2. Машину отдать супругу, т.к. жена не работала, а вела хозяйство.
3. Квартиру обменять или продать, а деньги разделить поровну.
IV. “Брачный контракт”
1. Кольцо с бриллиантом, автомобиль “мерседес” оставить мужу.
2. Спальный гарнитур – жене.
3. Золото разделить пополам.
V. “Брачный контракт”
В случае измены мужа или жены все нажитое имущество передается супруге (или супругу).
VI. “Брачный контракт”
1. Золотые вещи отдать супруге.
2. Дача остается супругу.
3. Все остальное имущество делится поровну.
Выводы:
1-й случай: 1) жена и дети остаются без жилья; 2) золото между супругами делится в равных долях.
2-й случай: 1) разделу не подлежит имущество, нажитое до брака.
3-й случай: 1) неработающая супруга имеет равную долю при разделе имущества.
4-й случай: 1) муж в материальном отношении приобрел больше, чем жена; 2) в данной ситуации мужчина не очень благородно поступил с супругой.
5-й случай: 1) брачный контракт составлен в произвольной форме. Это право супругов.
6-й случай: в данном случае золото тоже подлежит равному разделу.
Преподаватель основ военной подготовки (врач):
Большой бедой супружеской неверности являются для семьи венерические заболевания. Рост вензаболеваний в последние годы неуклонно растет (дискуссия с учащимися). Поэтому, прежде чем решиться на этот опрометчивый шаг, подумайте – нужно ли тебе это, в какой мере это необходимо для тебя.
Народная мудрость гласит: “От добра добра не ищут”. Определи причину, которая толкает тебя на измену, попробуй решить ее в семье.
Ибо венерические заболевания – это серьезные последствия и для здоровья, и психологическая травма для супруги (га).
Но могут быть и правовые последствия.
Преподаватель права:
Обратимся к ст. 121, 122 УК РФ от 1 января 1997 г.
Ст. 121. Заражение венерической болезнью наказывается:
– штрафом от 200 до 500 мин. размеров оплаты труда;
– исправительными работами до 1 года;
– арестом от 3 до 6 месяцев.
Если действия направлены против несовершеннолетних, то лишение свободы до 2 лет.
Ст. 122. Заражение ВИЧ-инфекцией:
– лишение свободы от 1 года до 8 лет.
Подведение итогов урока
Преподаватель философии:
Вопрос к учащимся: какие новые знания вы получили на сегодняшнем интегрированном уроке?
Обращает внимание учащихся на Свод правил семейного воспитания (см. ниже).
3) “Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери”.
(В.Сухомлинский)
4) “Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям “можно”, “надо”, “нельзя”.
(В.Сухомлинский)
“Свод правил семейного воспитания”
(можно написать на плакате)
1. Для хорошего воспитания детей необходимо взаимопонимание родителей.
2. Родители должны помнить, что их ребенок берет с них пример.
3. Нужно учить детей правильно понимать слова “можно”, “нужно”, “нельзя”.
4. Надо приучать детей к порядку, к труду.
5. Надо интересоваться делами ребенка, его учебой, поддержать его в трудные минуты, помогать в случае необходимости выполнять домашние задания.
6. Наказывать ребенка надо, но только за самые серьезные проступки.
7. Больше объяснять, говорить, общаться с детьми, чтобы они не были безразличными.
8. Не обманывать детей ни в чем.
Обобщение: найдите самое главное, на ваш взгляд, в “Своде правил семейного воспитания”.
Подведение итогов занятия: сформулируйте название темы урока.
Оценивание ответов учащихся.
Включается музыка: песня “Моя семья”.
Галина ДОВГАЛЬ,
учитель правоведения
Кемерово
Комментарии