Наше современное общество стало намного более зависимо от творческого мышления, инноваций и новых технологий. При этом работодателям в XXI веке нужны сотрудники, вооруженные такими знаниями и навыками, которые обеспечат им успешность в этом обществе.
Задача учителя состоит теперь не в том, чтобы впихнуть в непослушные и очень независимые головы учеников как можно больше знаний, а научить ребят учиться. Ведущая роль в этом принадлежит педагогу-профессионалу, виртуозу мысли и действия, человеку творческому и думающему на два шага вперед.Поэтому, работая в школе, я стараюсь создать такие условия, в которых у ребят формируются навыки, необходимые школьнику XXI века: критическое мышление, то есть возможность с различных точек зрения проанализировать вопрос или проблему, создать план действий и оценить результаты; креативность, то есть возможность продемонстрировать процесс генерирования новых идей; кросс-культурное понимание проблемы, то есть способность распознавать и правильно реагировать на людей или ситуации при условии культурных, религиозных или национальных различий; работа в команде, то есть умение работать в сотрудничестве с другими для достижения общей цели; ИКТ-компетенции, то есть способность ученика получать и эффективно использовать информацию для решения учебно-познавательных и личностных проблем и задач. Основные направления организации проектной и исследовательской деятельности нашей гимназии №1517 были представлены на конкурсе «Модели организации проектной деятельности в ГБОУ», проведенном МИРО, и заняли первое место в своей номинации.Есть направления, руководство которыми приносит огромное удовлетворение, тут я вижу результаты нашей деятельности, совместного творчества.Научное общество. Кто сказал, что ребенку рано заниматься наукой? Совершенно справедливы слова Константина Федина: «Открытия рождаются там, где кончается знание учителя и начинается новое знание ученика». Каждый ученик нашей гимназии имеет возможность попробовать себя в качестве исследователя в научном обществе «Astrum Incognitum». В последние годы я отметила несколько новых тенденций в этой области: возрос интерес ребят к социально значимым темам исследовательских и проектных работ, а также к таким формам совместной деятельности, как конференции, форумы, фестивали, социальные инициативы, это значит, что ученик стал другим. Включенность в разностороннюю деятельность обеспечивает процесс самоопределения подростков, помогает им определять свое место в культурном, социальном пространстве. В научном обществе складывается тенденция наставничества: ребята из старших классов, авторы нескольких исследовательских или проектных работ, занимаются с теми, кто работает над проектом (исследованием) впервые, проводят предзащиты работ новичков, основываясь на собственном успешном опыте публичного выступления. У ребят формируется компетенция сотрудничества, совместной работы, при этом на начальном уровне формирования этой компетенции важно, чтобы работа учащихся в рамках учебного проекта стала совместной, а сотрудничество по проекту – качественным. На более высоком уровне взаимодействия возникает распределение ответственности между учениками и принятие ими самостоятельных решений.Социальная сеть «Содружество» для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Мы часто безосновательно ругаем социальные сети, не понимая и не используя их мощного воздействия и огромных возможностей для детей с особыми потребностями. Наша социальная сеть – открытое пространство для творчества и общения. Участники «Содружества» (гимназисты и дети с ОП) могут публиковать свои работы, получать на них отзывы и комментарии, создавать совместные проекты, в соавторстве проводить исследования. Кроме детей в проекте участвуют специалисты из различных областей: литераторы, художники, фотографы, ученые, преподаватели, которые оставляют отзывы, комментируют, осуществляют научное или творческое руководство работами детей. В рамках «Содружества» издан сборник стихов «Тепло твоих ладоней». В этом году мы планируем выпустить литературно-художественный альбом по произведениям участников.Детский научно-популярный альманах «Бозон Хиггса». Основная цель альманаха, который издают в гимназии, – публикация исследовательских и проектных работ учеников, научных статей, исследований во всех областях человеческого знания и, конечно же, пропаганда науки среди школьников. При этом альманах – образовательный, развивающий проект, где все участники выступают как в роли учеников, так и в роли создателей.Научно-практическая конференция. В гимназии каждый год проходит международная научно-практическая конференция «Объединяемся знаниями» с двумя основными мероприятиями: конкурс исследовательских и проектных работ и фестиваль детского короткометражного кино «ГимКинФес-1517». В конференции участвуют авторы работ из разных стран, городов и регионов России, создатели фильмов, эксперты, дети с ограниченными возможностями. Оргкомитет – мои ученики, которые отвечают за работу сайта, рассылку новостей, приглашение участников, создание программы конференции, всей атрибутики, поиск экспертов, планирование мероприятий по приему гостей.Я дала довольно краткое описание возможных путей того, каким образом учебная деятельность ведет к формированию компетенций ХХI века, но думаю, что такая модель вполне технологична, то есть ее можно реализовать в любом современном образовательном учреждении.Елена ДАВЫДОВА-МАРТЫНОВА, гимназия №1517
Комментарии