search
main
0

Боюсь идти в школу. Школьная агрессия: мнение не психолога

​«Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно поглощают пищу, изводят учителей». Это не вздох сожаления современного педагога или родителя. Как ни странно, сфера человеческих взаимоотношений едва ли претерпела кардинальные изменения за многие сотни веков. Слова эти принадлежат Сократу, однако современник добавил бы к грехам современной молодежи нечто большее, на что зачастую принято закрывать глаза. Детская жестокость.

Дети и агрессия. Дети, которых всегда было принято ассоциировать с цветами жизни. Однако сегодня все реже на ум приходит это сравнение.Демонстрация агрессии как модели поведения, а не ситуативное выражение эмоции или мотива. Потребность разрешить конфликтную ситуацию путем причинения вреда, оскорбления человека, не желающего подобного отношения.Констатировать проявления агрессии просто, непросто говорить о ее причинах и тем более способах предупреждения насилия.Начнем с того, что и агрессия бывает разная. Агрессия фрагментарная и устойчивая. И если первая проявляется в несвойственной ребенку манере поведения, иными словами, ребенок примеряет на себя нетипичные образцы поведения, изучая границы дозволенного, то вторая уже формирует качество личности, что есть сигнал беды, поскольку в таком случае постепенно блокируется «тормозная система» – носитель гена жестокости (так в последние годы принято объяснять устойчивые проявления жестокости) чувствует потребность причинения боли.Как бы то ни было, вопрос остается открытым: возможно ли найти те способы противодействия, которые будут реально работать?Детская психика априори неустойчива, а значит, податлива. Понятия «лидер», «заводила», «против кого дружим?» давно стали обиходом, агрессивные виртуальные игры типа Counter Strike находятся в абсолютном доступе, и наряду с этим классный коллектив, который (так уж повелось в российской школе!) до сих пор принято причесывать под одну гребенку, а это значит, что найдутся выбивающиеся из стройного ряда шеренги – излишне медлительные, стеснительные, полноватые, которых тут же начинают в лучшем случае дразнить, а в худшем – травить. Кроме всего прочего, мы не забываем про диктат общества потребления и материального благополучия, которому также нужно соответствовать, и эта диктатура с лихвой проецируется на детское сознание. И вот уже маленький субъект образовательного процесса рассматривается сверстниками как элемент, соответствующий или нет «общепринятым нормам».Итак, в ряды изгоев попадают не соответствующие большинству. Нередко сам учитель является невольным провокатором расслоения коллектива. Учительница начальной школы надежно и стабильно называет класс дружной семьей, где нередко не приживаются вновь пришедшие. Известны случаи, когда ребенка во всеуслышание называют отвернувшимся от коллектива, ставшим к коллективу спиной, и это уже абсолютно четкая установка на соответствующее к ребенку отношение. Я даже смею утверждать, что в данном случае работает схема мотивирования «поступай, как все, будь, как все, и тогда, как говорится, люди к тебе потянутся». Мотивация подобного порядка не имеет ничего общего с положительной мотивацией, скорее вызывая реакцию обратную: отторжение и еще большее разведение участников зарождающегося конфликта по разные стороны баррикад. И вот процесс уже запущен. Лидер или же «лидер на час» начинает играть роль провокатора и агрессора.Безусловно, данная ситуация есть проявление непрофессионализма педагога и сигнал нарушения главного, на наш взгляд, кредо педагога, так сказать, педагогической клятвы Гиппократа – вынесение личностных предпочтений в сферу профессиональной деятельности.Проблема агрессии комплексна, и ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов иные факторы, провоцирующие агрессивное поведение. Желание быть сильным в подростковой среде есть желание главенствующее. Это та самая потребность, которая требует постоянного подкрепления. Поддержки со стороны родителей и сверстников, причем в подростковом возрасте ориентир на сверстников превалирует над всеми остальными. Проявление силы как помощь слабым есть уже некоторое проявление взрослости, а проявление силы ради самой силы как возможности испытать рамки дозволенного – это уже приверженность к группе, что сродни некоему обряду инициации. Быть одобренным группой – значит быть частью того коллектива, на который неуверенный ребенок и делает ставку. Возникает ситуация замкнутого круга, в которой мы должны разглядеть и еще одну жертву – того самого лидера, устойчивого или ситуативного, которого мы едва ли не сделали главным источником беды. Стремление к лидерству есть всегда стремление к самоутверждению, а это значит, что есть проблема, которую ребенок пытается таким образом решить. Неадекватно завышенные требования в семье, недостаток контроля или же, наоборот, гиперопека, решение конфликтов путем рукоприкладства и сквернословия и как следствие невнимание к ребенку, незнание его как личности – вот те причины, которые и побуждают ребенка к самоутверждению, даже если путь к тому асоциален.Проще сразу сказать о том, чего делать нельзя. Нельзя противопоставлять, апеллировать к общепринятым шаблонам массовой культуры, навязывать мнение, прикрываясь позицией взрослого, нельзя ругать или, напротив, отойти в сторону, позволяя детям самим решить проблему. Нам известны трагические случаи в результате преступной халатности, недопустимого бездействия педагогов и администрации школ. Мы же не хотим наследовать «передовой опыт» мировых школ (вспомним случаи школ в Виннендене (Германия), «Красное озере» в штате Миннесота, США, а нашумевшая история с учительницей физкультуры?), поэтому начинать нужно с безоговорочного признания проблемы, и если нужно, то и непрофессионализма ряда педагогов, которые допускают подобные ситуации.Проблема сложная, а значит, и решение может быть только комплексным. Учитель (классный руководитель), родитель и психолог – вот то необходимое единство. Сегодня принято уповать на психолога, модно проводить психотренинги, диагностики, анкетирования. Все это имеет право быть, однако исключительно в комплексной работе.Скажу откровенно, готовя статью, я обратилась с главным вопросом к коллегам-психологам. Решить проблему… как? Не сговариваясь, специалисты выступают за вышеуказанное единство. Психолог в данной ситуации – подспорье, специалист в помощь, классный же руководитель берет на себя основной груз проблемы: говорить с родителями, аргументируя целесообразность психолого-педагогического сопровождения. Огромную роль отводим внеклассным мероприятиям, причем речь идет не о «классных часах на тему», но исключительно о выездных мероприятиях. Выезд – это ситуация вне устоявшихся ролей, это совершенно новый сценарий, который разбивает устоявшиеся шаблоны поведения. А еще положительная мотивация и ожидание успеха. Не столько ругать, сколько апеллировать к лучшим чувствам, возлагать ответственность с ожиданием успеха. «Ты активный, и я рассчитываю на тебя» – вот установка, с которой «отрицательному» лидеру я даю шанс реализоваться в правильном русле, иными словами, повышенная ответственность есть стимул оправдать ожидания, не ударить в грязь лицом. Однако, как бы ни была велика роль школы, заложенное в семье остается тем фундаментом, на котором надстраиваются все наши педагогические воздействия. Хочется, чтобы родитель услышал: обделенный вниманием ребенок или же ребенок, к которому предъявляется система неадекватных требований, всегда собьется с пути. Включается компенсаторная функция нервной системы, потребность реализовать недостающее в иной системе ценностей, а это уже момент личного разговора с родителем, предварить который, смею заметить, должен разговор наедине с собой. Счастлив ли мой ребенок? Что могу сделать я в отрыве от школы и специалистов для его спокойного мироощущения?Не сомневаюсь, любой нормальный родитель любит своего ребенка, а это значит, что обязательно придет к выводу о том, что радость, с которой проживается этот скоротечный отрезок жизни под названием «детство», сторицей превышает бытовые заботы, личные амбиции или комплексы, и в случае необходимости мы найдем в себе силы перешагнуть через препятствия на пути к самому дорогому человеку на земле.Мария КОБЫЛИНСКАЯ, учитель иностранных языков и руководитель пресс-службы школы №1512

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте