Пятнадцать лет назад, трясясь от страха, я первый раз вошла в класс. Вошла, как мне казалось, в клетку с тиграми, ступая по краю пропасти: одно неловкое движение – и упадешь вниз. И ведь упала! Правда, не в пропасть, а на пол.
Наверное, мои психика с физиологией решили, что только встряска приведет хозяйку в чувство. Сидя на полу, поняла – надо действовать, а то опоздаю. Это был первый урок, который я дала себе и детям. Простой и наглядный: каждый может упасть, и каждый может подняться.
Не войдя в воду, плавать не научишься. Идешь и понимаешь, что не хватает многого: мудрости Соломона, проницательности Фрейда, знаний Эйнштейна и самоотверженности их вместе взятых. Учитель всегда под пристальным вниманием учеников, потому скрыть свое отношение к жизни просто невозможно. Чего только не нужно знать и уметь! Многие не выдерживают испытания общением с детьми различных категорий, типов, классификаций, с родителями, порой интересующимися своими чадами гораздо меньше, чем классный руководитель. Но труднее всего, как ни странно, найти общий язык с коллегами. Они такие разные: молодые и пожилые, «пофигисты» и увлеченные, случайные и от Бога, деликатные и не упускающие возможность поучить мир. Любые человеческие взаимоотношения проходят стадию конфликта. Для разумного человека это опыт, наука, если не застревать в нем. Самый распространенный «учительский» конфликт, по моим наблюдениям, объясняется завистью.
Например, такая ситуация. Татьяна Ивановна – классный руководитель шестого «А», мастер своего дела. Стаж педагогической деятельности – двадцать лет. Ведущей формой воспитательных мероприятий считает беседы на нравственную тему. Ответственно относится к праздникам, конкурсам, викторинам, особенно в параллели. Дети долго репетируют сценарии, найденные ею в журналах и газетах, заучивают наизусть слова и чувства. Все наоборот в шестом «Б», где классным руководителем – Ирина Александровна. В школе всего три года. Не проводит «душевных» классных часов, не поручает детям зубрить роли из чужих сценариев. Ребята сочиняют их вместе с ней, часто импровизируя во время выступления. На классных часах бегают по улице, разыскивая то одинаковые снежинки, то самые грустные осенние листья. Вместе играют в волейбол и чехарду, ходят в походы и музеи. Самая веселая «шестиклассница» – Ирина Александровна. Чья идея расписать стены в кабинете своими портретами, класс не рассказывает, дабы нечаянно не выдать свою «преклассную», поскольку остальные школьные помещения выкрашены в едином стиле «тоска зеленая».
Оба классных вроде бы хорошо работают, но результаты разные. В классе Ирины Александровны больше успевающих, хотя по учебным способностям «бэшники» раньше уступали «ашникам». Они побеждают в конкурсах, соревнованиях и даже болеют меньше. Натянутые отношения между учителями двух классов в конце концов стали враждебными. Ирина Александровна обратилась ко мне. По ее словам, Татьяна Ивановна не дает жизни: выискивает недостатки в ее работе, придает их огласке, возмущается победами параллельного класса в любом конкурсе с любым составом жюри. Более того, занижает оценки на уроках детям из шестого «Б».
Конечно, потребовалось время для того, чтобы сплотить коллективы классов, помочь в решении личностных проблем Татьяны Ивановны, развить умение сотрудничать у всех участников конфликта. Понадобилось скорректировать программы учебно-воспитательной работы – чтобы сократить ситуации противопоставления классов, а значит, их руководителей. С трудом, но Татьяна Ивановна осознала свою проблему и произнесла: «Я стала старой и неинтересной. Она молодая и сумела зажечь детские сердца. Я ей завидую». И вот что удивительно – Татьяна Ивановна помолодела даже внешне, а на вопросы коллег отвечает: «Я сбросила тяжелую ношу: завидовать, ненавидеть, искать недостатки и ждать ошибок других. Мой нынешний психологический возраст позволяет ранее невозможное – прыгать от радости вместе с моими детьми». Результат превзошел ожидания – Татьяна Ивановна захотела работать над собой и меняться.
Профессия учителя духовно опасна. Психологи давно определили этапы развития педагога. В первую «пятилетку» знаний много, желаний еще больше, а вот умений нет. В следующие 10 лет формируется профессиональная позиция – учитель понимает, чего хочет и как этого достичь. Через 11-15 наступает педагогический кризис: время осознания противоречия желаний и возможностей. 16-20 лет в школе связаны с кризисом «среднего возраста»: предварительные итоги жизни, как правило, вызывают неудовлетворение собой, деятельностью и, как следствие, снижение профессионализма. Время высоких результатов – 21-25 лет. Свои дети стали самостоятельными, в жизни – стабильность, самым главным становится школа. Учителя со стажем 25 лет и более подвержены «синдрому сгорания», который характеризуется психоэмоциональным перенапряжением, невосприимчивостью к новому, неудовлетворенностью жизнью.
Схема примерная, ведь каждый человек индивидуален. Татьяна Ивановна «заболела» раньше, но нашла в себе силы выздороветь. За что благодарила… Ирину Александровну, которая стала бить тревогу. Хорошо и то, что моя позиция была активной. Но активность психолога в отношениях со взрослыми людьми – коллегами, на мой взгляд, нужна не всегда.
Ситуация вторая. Молодые классные руководительницы Светлана и Елена очень близки между собой. Много времени проводят вместе, «дружат» классами – оба выпускные – и семьями. Общие взгляды, подходы к обучению, воспитанию. И вдруг – катастрофа! Светлана ставит ученику тройку вместо ожидаемой четверки. Елена, классный руководитель мальчика, зная его семейную ситуацию, понимает важность оценки при поступлении в вуз. Убеждает подругу дать ребенку возможность исправить отметку, доучив тему. «Он ничем не лучше других», – отвечает подруга. Подруги перестают здороваться, сталкиваясь в школьном коридоре, их мужья и дети не встречаются. Страдают все. Что делать?
Для начала определить стратегию поведения в конфликтной ситуации. Избегание, уход от решения проблемы чреват нервными срывами. Приспособление опасно тем, что оппонент чувствует себя обязанным за «уступку». Компромисс – частичное решение проблемы, причем временное. Труднее, но полезнее сотрудничество. Ведь нет неразрешимых проблем, есть те, которые мы не хотим или не умеем решать. Индивидуальные консультации с анализом ситуации и вариантами выхода подругам помогли. Но что-то в их душах мешало полному примирению. Не получалось сесть вместе и выбрать стратегию поведения, причем сосредоточившись не на своих обидах, а на том, как помочь мальчику. Каждой требовалась самостоятельная работа над собой. И тут Светлана, молодая и энергичная женщина, неожиданно заболела. Елена пришла на помощь. Все наладилось, забылось, ученик выбрал «несчастливый» предмет для сдачи на экзамене, позанимался дополнительно и получил «отлично». Наше подсознание мудрее нас, порой оно и подсказывает выход. Надо уметь слушать себя, ведь главного глазами не увидишь.
Бывают ситуации, в которых психологу принимать участие и не нужно. Особенно если дело касается совести каждого. Ситуация из разряда «думайте сами, решайте сами». Не очень усердный выпускник после службы в армии и года работы без всякой профессии потерял аттестат. Заполняет дубликат бывшая «классная». Выпускник просит ее «ошибиться» – всего два раза в сторону улучшения оценок. Мол, взялся за ум, решил поступать. Классный руководитель отказывает, но умный мальчик идет к предметнику и просит его заполнить аттестат, опередив классного. И предметник соглашается. А на очередном вечере встречи история стала известна всему классу, причем с акцентом на нежелании помочь бывшему ученику. И не все в тот вечер поздоровались со своим учителем. Страшно ей стало жутко – от ощущения собственной ненужности. Не смогла даже произнести речь, к которой долго готовилась.
Я спросила, как бы она поступила сегодня, спустя два года. «Так же», – был ответ. А как же страх оказаться ненужной детям, спросите вы. А страх этот был и будет. Он заставляет нас двигаться вперед. И когда слышишь добрые слова от коллег – твоих ценителей и критиков, твоих друзей, а иногда, кажется, недругов, понимаешь: ты нужен школе. И конфликт – не помеха. Ведь каждый может упасть и каждый может подняться.
Юлия ЛЕЩИНСКАЯ, педагог-психолог средней школы №4, руководитель районного методобъединения педагогов-психологов, пос. Таврическое, Омская область
Комментарии