«Не навреди!» – одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения – одна из задач экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого человека. Работа по экологическому образованию и воспитанию дошкольников в нашем детском саду осуществляется согласно требованиям примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Истоки» под ред. Л.А.Парамоновой. Для углубленного изучения основ экологии реализуется программа Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа».
Этапы проектаПодготовительный – диагностический этап1. Изучение методической литературы по проблеме исследования:Аксенова З.Ф. «Войди в природу другом», М. : «Сфера» 2011 г. Виноградова Н.Ф. «Дети, взрослые и мир вокруг», М. : «Просвещение» 1993 г. Галанова А.С. «Дошкольники на прогулке», 2005 г. Иванова А.И. «Живая экология», М. : «Сфера» 2007 г. Николаева С.Н. «Юный эколог», «Мозаика-синтез», 1999 г.Рыжова Н.А. «Наш дом – природа», М. , 2005 г. Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами», М. , 2005 г.Рыжова Н.А. «Экологический проект «Мое дерево», М. , 2006 г. Урмина И., Данилина Т. «Инновационная деятельность в ДОУ», М. , 2009 г. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», «Корифей», 2008 г. Федосеева П.Г. «Система работы по экологическому воспитанию», «Корифей», 2008 г.2. Детальное обследование территории детского сада и выделение места для объектов экологической тропы.Площадь земельного участка детского сада:- фактически – 9955 кв. м;- застроенная – 1650,6 кв. м;- замощенная – 2360 кв. м;- озелененная – 2782 кв. м;- прочая – 3163 кв. м.Обследуя территорию детского сада, мы разработали маршрут, который проходит через различные экологические системы и другие природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, и на котором дети получают устную (с помощью воспитателя) или письменную (стенды, знаки и т. п.) информацию об этих объектах.3. Создание и разработка маршрута экологической тропы, составление картосхемы.Создавая экологическую тропу, мы пытались воссоздать фрагменты разных растительных сообществ, сообществ животного мира, характерных для Хакасии, что поможет педагогам в дальнейшем ознакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами Хакасии – горно-таежный лес, озеро, пещера, заимка и др.Точки экологической тропы: «Здоровей-ка», «Фитоогород», «Рябинка», «Заимка», «Бородинская пещера», «Озеро Баланкуль», «Огород», «Альпийская горка».Основной – практический этап1. Выбор хозяина тропинки.Экологическая тропа состоит из 8 точек. Мы решили, что каждая точка тропинки будет иметь своего хозяина, который является символом данной местности. Так, названия точек «Здоровей-ка» и «Фитоогород» сразу натолкнули на мысль, что их хозяином должен стать любимый детьми сказочный герой доктор Айболит, хозяином точки «Рябинка» назначили перелетно-кочующую птицу свиристель. На точке «Заимка» гостей встречает снежный барс, он является символом Хакасии – размещен на гербе республики. Хозяином точки «Бородинская пещера» стал сокол сапсан, занесенный в Красную книгу России и Республики Хакасия. Точку «Озеро Баланкуль» украшает красивое животное лось, живущее в этих краях, а на точке «Огород» живет веселое пугало. Хозяином точки «Альпийская горка» стал сибирский горный козел, занесенный в Красную книгу.2. Разработка макета и составление паспорта всех точек тропинки.Точка №1 «Здоровей-ка» Айболит предлагает детям совершить прогулку босиком (в летний период) по разным поверхностям: через речку по мосту, сложенному из бревен, по гальке, по песку, по каменным следам «великана», по еловым шишкам, что способствует укреплению здоровья детей, профилактике плоскостопия (массаж стоп при ходьбе по разной поверхности), профилактике простудных заболеваний. Точка №2 «Фитоогород»Точка оформлена в форме солнца. В каждом лучике растут лекарственные растения: зверобой, мята, подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха, ромашка.Точка №3 «Рябина»Рябина посажена выпускниками детского сада и их родителями в мае 2012 года.Точка №4 «Заимка» Это макет заимки отшельницы Агафьи Лыковой, которая находится в Таштыпском районе Хакасии, в верхнем течении реки Абакан, в 250 км от города Абазы. На заимке построена из дерева избушка (сруб). Крыша покрыта мхом. По правую сторону избы стоит забор, по краю забора растет горох. По левую сторону посажены 3 ели, изображающие таежный лес, недалеко от них – муравейник.Точка №5 «Бородинская пещера»Пещеру мы планируем сделать на основе металлического каркаса куполовидной формы. Каркас покрыт сайдинговыми панелями под камень. Имеет сквозной проход. Внутри пещеры стоят сталагмиты, выполненные из цемента и окрашенные в цвет «охра». На стенах пещеры две летучие мыши (мы сделали их из резины), которые обитают в пещерах Хакасии. В 1,5 м от пещеры стоит колодец, он сделан из камня. Точка №6 «Озеро Баланкуль»Главный объект точки – озеро (пластиковая емкость, вкопанная в землю и заполненная водой). По краю озера насыпан песок с гравийкой, в северной его части лежит несколько камней осадочной породы. С южной стороны озера растут 3 сосны и пионы – характерная для этой местности растительность.Точка №7 «Огород»Грядки на огороде приподнятые, с деревянным бордюром (закругленные дощечки высотой 20 см, шириной 15 см) в форме дуги (лепестков цветка) и разделены на две части. Каждая часть поделена еще на 4 части и имеет такие же деревянные перегородки. В центре цветка стоит «карета из тыквы» на четырех колесах: передние по размеру меньше задних. На каждой грядке будут расти укроп, свекла, морковь, лук, чеснок, редис, помидоры, огурцы. Справа от грядок – картофель, капуста. Правее установлена теплица, в которой растут огурцы, помидоры и др. Это позволит проводить с детьми наблюдения за ростом растений в разных температурных условиях.Точка №8 «Альпийская горка»Наш вид альпинария – классический. Представляет собой симметричное сооружение, имеющее вид праздничного пирога. В верхней части альпинария установлена глыба конической формы, на которой стоит сибирский горный козел. Для отделки альпинария использован искусственный отделочный камень, который выложен по контуру. Мы планируем посадить растения: петунию, анютины глазки. Они неприхотливы, наиболее подходящие для нашей местности, цветут все лето и первую половину осени. Горка позволит знакомить детей с особенностями внешнего вида растений, поддерживать интерес к жизни растений, учить дошкольников наслаждаться общением с природой, видеть ее красоту.3. Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранительных знаков.В качестве образца табличек мы воспользовались авторской разработкой Анны Ярановой «Экологические знаки. На природе», размещенной на сайте Челябинского дошкольного портала www.forchel.ru. 4. Мероприятия с детьми: развлечения с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Хакасия моя, родная!», занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Наша Родина», роспись камней хакасским орнаментом. Р.S. Полностью материалы к проекту опубликованы на сайте «Учительской газеты» в рубрике «Методическая кухня», разделе «Дошкольное образование»: http://www.ug.ru/method_category/17 Наталия РОГАЧЕВА, воспитатель Центра развития ребенка – детского сада «Радуга» города Черногорска Республики Хакасия, участница III Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года-2012»
Комментарии