В 240 километрах восточнее Воронежа, на границе с тремя областями – Тамбовской, Саратовской и Волгоградской, находится один из интереснейших городов Воронежской области – Борисоглебск. В регионе его часто называют вторым по значению, он входит в список исторических городов России, и хотя проживают в Борисоглебске всего около 65 тысяч человек, есть здесь муниципальный драматический театр, несколько заводов, техникумы, училища, филиалы государственных и коммерческих вузов, есть и свой институт, да не какой-нибудь, а педагогический.
Наверное, из-за своего очень удобного географического положения в Борисоглебске в 1940 году открылся учительский институт, реорганизованный через двенадцать лет в педагогический. Как говорит ректор БГПИ Михаил Пащенко, когда в 52-м создавались педагогические институты, было четко написано, для чего создавался каждый вуз: «А про такие небольшие, как наш, говорилось, что создается он, чтобы готовить учителей для сельской местности». Правда, с той поры прошло почти 60 лет, век сменился, и уже как-то слабо верится, что когда-нибудь в нашей стране специально будут создаваться вузы для образования и просвещения сельского населения. Сохранить бы то, что осталось… Хотя такие мысли сейчас не в моде, и, наверное, совсем не «по-министерски» пытаться сохранять два педагогических вуза в одном регионе, ведь в Воронеже есть педагогический университет. Поэтому первый вопрос, который я задаю Михаилу Яковлевичу: – Как вы сосуществуете вместе с ВГПУ? – Примерно год назад я был в Министерстве образования и науки, и там мне задали похожий вопрос: «Как вы живете с Потаповым (ректор ВГПУ Александр Сергеевич Потапов. – Т.М.), не мешаете друг другу?» Я ответил, что друг друга мы и уважаем, и дополняем. Ведь если брать по большому счету, у нас даже территориально присутствует разделение. Наши абитуриенты – это те, кто проживает в восточном экономическом округе Воронежской области: наш район, Грибановский, Новохоперский, Поворинский, Терновский. Абитуриентам из этих районов удобнее всего ехать к нам, а не в Воронеж или, например, в Мичуринск Тамбовской области, где тоже есть педагогический вуз. Кстати, мы и с Мичуринском тоже хорошо и давно дружим, ведь Борисоглебск довольно долгое время считался уездом Тамбовской губернии и наши земляки активно участвовали в знаменитом Антоновском восстании. Сейчас в нашем институте немало ребят из приграничных районов соседних областей. – Как вы восприняли новость о возможном слиянии педагогических вузов между собой и, например, с классическими университетами? – Я бы сказал, без истерики восприняли, потому что сам процесс давно уже запущен. Оптимизация идет и будет идти. Когда меня летом 2007 года утверждали на должность ректора и я был на коллегии Министерства образования и науки, коллегия как раз была посвящена оптимизации. Можно сказать, морально мы уже настроены. Но есть одно но. Все, кто давно работает в образовании, прекрасно понимают, что сейчас предпринимается попытка ориентировать наше педагогическое образование на западно-европейскую модель и перейти к классическим университетам, но мы к этому не готовы. Я сам оканчивал исторический факультет классического университета и очень ему благодарен, и преподаватели у нас были с международной известностью, но это классический университет, который направляет не на педагогическую деятельность, а на другую – увлеченность наукой, академическое образование, и педагогика здесь не главное. Педвуз есть педвуз, и педагогическая составляющая в нем более сильная. Поэтому мое убеждение такое: педагогическое образование необходимо сохранять в системе педагогических вузов, даже если они будут соединены с классическими университетами. Например, как остается Саратовский педагогический институт в составе Саратовского государственного университета или в Южном федеральном остается Ростовский педагогический университет. Ведь есть еще и своя специфика педагогических вузов, которую никто не учитывает. Мы готовим не только учителей, но и классных руководителей. Поэтому наши студенты опекаются со всех сторон, поэтому на высоком уровне воспитательная работа, спортивная и культурно-массовая. Сегодня все знают, что, к сожалению, в обществе педагогическая специальность большой популярностью не пользуется и к нам приходят дети из очень небогатых семей. Сердце кровью обливается, когда в августе знакомлюсь с личными делами, – так много детей из неполных семей, причем у многих мамы – учителя, или воспитатели, или работают в начальном, среднем профобразовании. – Пожалуй, сегодня это один из отличительных признаков, так сказать, специфика педагогического вуза. К сожалению… – Действительно, к сожалению. Однако это не означает, что должно ухудшаться образование! У нас сейчас все факультеты достаточно сильные, особенно долго мы были монополистами в подготовке учителей начальных классов, наш факультет педагогики и методики начального образования раньше был очень известен, распределение проходило по всему Союзу, и наши учителя работали на Камчатке, Сахалине, Дальнем Востоке, в Сибири и на Северном Кавказе. Потом ВГПУ перенял наш опыт, и там тоже открыли такой факультет. – А что стало с вами? Набор упал? – Набор ведь не только от этого факультета зависел. И тогда, и сейчас мы выходим из положения за счет удобного территориального положения, а в дополнение к этому установили хорошие отношения с Москвой, и там, и в Подмосковье подыскиваем вакансии для наших выпускников. Кроме ПиМНО (так называется факультет педагогики и методики начального образования) большой популярностью в вузе пользуется дошфак – факультет дошкольного воспитания. Когда проректор по воспитательной работе Галина Юрьевна Юмашева водила меня по институтским корпусам, преподаватели рассказывали, как к ним за выпускниками приезжают из Москвы, Воронежа, даже из Питера – приглашают парней и девушек к себе в детские сады и школы, иногда в частные. Сейчас так: жители крупных городов ищут работу поденежнее, а для ребят из Борисоглебска средние московские зарплаты – очень приличный уровень, и уже много примеров, когда зарплата воспитателя в 17-18 тысяч заставляет покидать родной город и переезжать туда, где хотя бы платят. Ведь пока молодые и бессемейные, проблема жилья – дело второе, можно комнату снимать. Удивило меня и достаточно большое число парней, обучающихся на этих факультетах. Ректор тоже сказал, что дошфак – очень мужской факультет, все потому, что открыли на нем специальность «педагогика и психология». Изначально была только дошкольная педагогика и психология, а потом добавилась общая, что привлекло как девушек, так и парней – психологи нужны везде, а ребята воспринимают эту специальность как более широкую, не замкнутую на каком-то одном или двух школьных предметах. С 2003 года и на факультете ПиМНО ребят стало больше: появилась новая специальность «социальная педагогика», выпускники получили возможность трудоустраиваться не только в школы, но и, например, в милицию для работы с трудными подростками и их семьями. В вузе работает Центр дополнительных образовательных услуг, в который входят отделение довузовской подготовки, курсы повышения квалификации и курсы иностранных языков, центр художественно-эстетического развития ребенка и практическая площадка по социально-психологической адаптации детей к школе «Букваренок». Естественно, что всех финансовых проблем центр не решает, но дополнительные средства привлекает, как, например, сейчас, когда начались занятия по переподготовке учителей начальных классов для перехода на новые стандарты. Руководит работой центра первый проректор Марина Альбертовна Сердюк. Как рассказывает Михаил Яковлевич, в БГПИ, как и в других вузах, многое делается для привлечения абитуриентов, результат – выполненные цифры приема и пусть небольшой, но конкурс на многие специальности. Правда, заранее спрогнозировать этот конкурс не получается: то вдруг выпускники местного медучилища дружно идут на биофак или на педагогику и психологию, то мальчишки решают, что физмат и компьютеры все-таки важнее общей психологии. Или вот в последние годы в институте появились заочники в военной форме – это офицеры и прапорщики из соседних воинских частей всерьез решили заняться своим образованием. Ближайшие значительные события, к которым готовится Борисоглебский педагогический, впрочем, как и многие другие вузы, – это введение бакалавриата и магистратуры. Что будет, как отреагируют на эти новшества абитуриенты, предугадать так же сложно, как с конкурсом или как с будущим самого педагогического образования. Статфакт Борисоглебский государственный педагогический институт сегодня – это 4 учебных корпуса, 7 современных компьютерных классов с интернет-доступом, 2 актовых зала, благоустроенное общежитие на 300 мест, столовая, новый спортивный комплекс, спортивно-оздоровительный лагерь «Меридиан», библиотека с четырьмя абонементами и двумя читальными залами, стрелковый тир. На пяти факультетах (физико-математический, историко-филологический, факультет биологии, факультет педагогики и методики начального образования, факультет дошкольного воспитания) обучаются 3468 студентов, из них по очной форме – 1771 человек. На платной основе учатся 749 студентов. Обучение производится по 11 специальностям. Ежегодно на основе бюджетного финансирования осуществляется набор на дневное (302 места) и заочное (220 мест) отделения. В институте имеется аспирантура по 4 направлениям (педагогика, дошкольная педагогика, информатика, физика). Комментарий Олег Николаевич МОСОЛОВ, руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики администрации Воронежской области: – Ясно, что и Воронежский педагогический университет, и Борисоглебский педагогический институт обеспечивают региональную потребность в педагогических кадрах. В меньшей степени они сегодня работают на другие территории. Так исторически сложилось, что достаточно крупная Воронежская область имела два педагогических вуза, в течение какого-то времени это было положительным фактором. Я не думаю, что сейчас нужно говорить о какой-то конкуренции, на мой взгляд, ее нет. Нужно понимать, что каждое из этих учреждений высшего профессионального образования имеет и свои традиции, и определенную специфику, и свои достаточно интересные педагогические кадры. Но, несмотря на это, так, как было 20-30, даже 10 лет назад, сейчас быть не должно. Есть другие задачи перед системой образования, другие подходы к учителю, требования к тому, каким он должен быть. Поэтому нужно говорить о том, что интеграционные процессы, которые сейчас происходят во всей системе высшего профессионального образования, так или иначе будут касаться и этих учебных заведений.
Комментарии