search
main
0

Бориску на царство?! Урок изучения нового материала по теме “Правление Б.Ф.Годунова”

В ходе урока ставятся следующие дидактические и воспитательные цели:
изучение внутренней и внешней политики Б. Годунова;
оценка учениками деятельности Б. Годунова;
умение учеников оперировать историческими фактами;
умение определять тенденциозность получаемой информации;
развитие исторического сопереживания у детей.

Урок начинается с мотивационной беседы.
– Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, происходивший не из самого знатного боярского рода, чтобы стать царем России?
– А какими качествами должен обладать человек, раздающий в голодное время народу деньги, хлеб?
– Как оценить человека, которого не без оснований обвиняют в убийстве ребенка?
Итак, цели урока поставлены. Как я организовываю изучение нового материала? Мне (да и моим ученикам) нравится такой прием: во время уроков в 5-7-х классах я выступаю то в роли египетского вельможи, то жителем Древнего Двуречья, то самим Иннокентием III, то посланником русского средневековья. Но чтобы урок не превратился в эмоциональный, интересный, но всего лишь монолог учителя, ребятам дается задание побеседовать с историческим гостем, расспросить его (предварительно мы обсуждаем характер будущих вопросов). Этот прием решает многие задачи обучения: ребятам интересно, заработало воображение, беседуя с “исторической личностью”, ребята получают не готовые знания, а узнают мнение конкретного человека, его субъективный взгляд на события, а уж определить характер событий, оценить действия и поступки людей ученикам надо самим. Эта работа напоминает работу с историческими источниками. Только источник “ожил”, “заговорил”, а школьники должны осмыслить материал, сформулировать собственные суждения об изучаемом. Этот прием развивает также умение задавать вопросы, втягивает учеников в процесс активного поиска знаний. Большое положительное влияние оказывают такие уроки на интеллектуально пассивных детей.
На данном уроке ребята смогут побеседовать с крестьянином, со знатным боярином, а затем с иностранным доктором, жившими в конце ХVI – начале ХVII века в России. С учениками мы договариваемся, что они расспросят “гостей” о замыслах Б. Годунова, об отношении к царю различных слоев населения.
Кроме того, у каждого ученика лежат на парте вырезанные из бумаги листья и корни, необходимые для выполнения следующего задания: ребятам поручается в ходе изучения новой темы записывать на каждом “листочке” то дело, мероприятие Б. Годунова, которое, по их мнению, было на пользу России, укрепляло государство, служило во благо людям. На “корнях” имеются надписи: на одних – “дворяне”, на других – “бояре”, “крестьяне”, “духовенство”, то есть названы основные сословия русского общества. Здесь работа такая: знаком + или – отметить отношение этих слоев населения к политике Б. Годунова.
Далее я говорю ребятам:
– Вот появляется крестьянин. Он худ и бледен, за плечами тощая котомка. Он весь в пыли, видимо, идет издалека.
Ученики спрашивают крестьянина, куда он идет. С этого и начинается наша беседа. Крестьянин рассказывает о голоде на Руси, о том, что люди едят траву и липовую кору, многие умирают и он, оставшись без семьи, теперь идет к казакам на Дон. И прибавляет, что во всем виноват Годунов.
– А почему вы обвиняете Годунова?
Крестьянин расскажет, что, пока правил на Руси сын Ивана Грозного – Федор Иванович, царь боголюбивый, богомольный, его молитвами тишина и спокойствие были. Но царский шурин Годунов плохие стал царю советы давать, а может, и без ведома государя установил 5-летний срок сыска беглых крестьян. У Федора Ивановича не было детей – наследников, здоровья он был некрепкого, после него царствовал бы младший сын Ивана Грозного царевич Дмитрий, живший с матерью в Угличе. Да манил Годунова царский стол, и подослал он убийц к 8-летнему ребенку. Вот нам и божья кара – голод великий, ведь цареубийца на престоле.
Беседа с крестьянином завершается. Напоминаю ребятам о необходимости делать записи на “листьях” и “корнях”.
Теперь школьникам предстоит побеседовать со знатным боярином В.И.Шуйским. Скорее всего его сразу спросят об отношении бояр к царю Б. Годунову.
– Нас никто не подслушивает? А то не успеешь слово сказать, людишки на тебя доносы пишут, сколько знатных бояр уж в ссылках да монастырях.
Далее ребята могут спросить В. Шуйского, что он думает об убийстве царевича Дмитрия. Шуйский отвечает, что уж он-то точно знает, что произошло в Угличе в 1591 г. Ученики расспрашивают, а “боярин” рассказывает о работе комиссии по расследованию смерти царевича, об игре в “ножички”, о “падучей болезни” Дмитрия – об официальной версии следствия, но замечает, что лично он уверен в том, что убийство было совершено по наущению Годунова. Теперь уж боярин может спросить ребят, почему в материалах комиссии он изложил фальшивую версию. Школьники отвечают, а наш герой добавляет, что Шуйские настрадались, как и другие бояре, от Годунова, что сам он, Василий Шуйский, несколько лет провел в ссылке… Закончена беседа с “боярином”, ребята вновь делают пометки на “корнях” и “листьях”.
Последний наш гость – врач из Англии. Он в ответ на расспросы решительно заявляет, что считает Годунова человеком большого ума и талантливым правителем, успокоившим страну и поднявшим ее благосостояние после правления Ивана Грозного. Ученики, до сих пор не слышавшие добрых слов о правлении Б. Годунова, конечно же, засыпают вопросами “доктора”. Отвечая на вопросы, иноземный гость говорит об отвоевании у Швеции исконных русских прибалтийских городов (Иван-город, Ям, Орешек, Корела), потерянных в Ливонской войне, об отражении нападения крымских татар и укреплении южных рубежей России, об улучшении отношений с Речью Посполитой, о строительстве новых пограничных крепостей (Смоленской) и городов (Воронеж, Тобольск и др.), об окончательном завоевании Сибири, о благоустройстве и возведении новых укреплений в Москве. Русские помещики должны быть благодарны Годунову: установление 5-летнего срока сыска беглых крестьян привело к тому, что “чернь” меньше стала бегать, обрабатываются запущенные земли. При активной роли Годунова в 1589 г. в России учреждено патриаршество, что возвысило Русскую православную церковь, утвердило ее международный авторитет. “Лекарь” подивится и заботе государя о народе в голодные 1601-1603 гг.: раздаче денег, хлеба из царских житниц, установлению твердых цен на хлеб. Конечно, всю Россию не накормишь, но царь даже пошел на временное восстановление Юрьева дня, то есть делая все возможное, и не его вина, что на страну свалилась такая беда. Одобряет врач и внимание царя к развитию науки и образования – вызвал он из-за границы врачей, рудознатцев и других мастеров, русских молодых людей послал учиться за границу, хочет школы в России открывать. Удивляется иностранный лекарь тому, что русские люди не любят Годунова, обвиняя его и в убийстве Дмитрия, и в отравлении Федора Ивановича (который был слаб здоровьем), и в неурожаях. От этих обвинений и государь изменился, подозрительным стал, пустым доносам верит. Беседа с английским лекарем заканчивается, ребята вновь делают пометки – на “листьях” пишут те дела Годунова, которые, по их мнению, были на благо стране, а на “корнях” отмечают отношение того или иного слоя населения России ХVI-ХVII вв. к политике царя.
Теперь на этапе осмысления новых знаний ребятам можно предложить следующие вопросы:
– Одинаково ли отношение различных слоев населения к правлению Б. Годунова? Почему?
– В оценке каких дел Б. Годунова мнения русских людей расходятся, а в чем они едины?
– Какие мероприятия, по-вашему, укрепляли, развивали Россию?
– Подумайте, какую бы вы дали оценку деятельности Б. Годунова.
Школьники обычно оценивают Бориса Годунова как незаурядного реформатора с различными оговорками.
– Удастся ли правителю и дальше поднимать Россию, осуществить свои замыслы и планы?
У ребят нет ответа. Для исторического предвидения и прогноза дальнейшего развития событий нам и нужны “листья” и “корни”.
На доске я изображаю Россию в виде дерева, дерево пока без листьев. Листья – это дела Годунова во благо Российского государства. Ребята выходят и прикрепляют листья к веткам, листьев у дерева-государства будет много, дерево получилось пышным. Но чтобы зеленела крона, у дерева должны быть мощные корни, питающие его. Власть и сила государя подпитываются поддержкой народа, поэтому к рисунку дерева крепим лишь те корни, на которых ребята поставили знак + (таких корней мало – лишь корни с надписями “дворянство”, “духовенство”). Ученикам становится очевидно, что первая же буря повалит такое дерево, поэтому мы с ними делаем неутешительный прогноз – правление Б. Годунова ожидает крушение. Действительно, говорю я, Бориса Годунова и его семью постигнет трагедия, о которой мы узнаем на следующем уроке. Таким образом, применение на данном этапе урока синектики помогает нам углубить осмысление нового материала, а также способствует мотивации школьников на дальнейшее изучение Смутного времени.
Далее – рефлексия.
Ребята дают оценку своей работы на уроке. Домой им дается задание закрепить свои знания по учебнику, желающие могут выбрать наиболее понравившееся или, наоборот, наиболее не понравившееся высказывание одного из историков о Б. Годунове и подготовиться аргументированно защитить или опровергнуть это мнение.

Ирина МОРОЗОВА,
учитель истории
поселок Половинка,
Кондинский район,
Тюменская область,
Ханты-Мансийский АО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте