Для губернатора Иркутской области Бориса Говорина определяющее качество на любом рабочем месте, в любой должности самое главное и первое – профессионализм. Это и прочная база фундаментальных знаний, и реальное, а не в мечтах, стремление к совершенствованию.
– Борис Александрович, можно ли сказать, что хорошая школа – это хорошие учителя?
– О хороших учителях написано и сказано много. Значительно больше, чем о плохих. Да и видеть рядом два этих слова – “плохой учитель” – непривычно и грустно, они не сочетаются. Ведь на совести каждого учителя не испорченная вещь или разбитая чашка, а судьба человека. Для детей же словосочетание “плохой учитель” вполне реально. Они его употребляют чаще, чем нам хотелось бы.
Не так уж редко ребята называют “плохим” учителя опытного, знающего, пользующегося уважением у коллег и администрации. В чем здесь дело? В том, пожалуй, что дети значительно больше, чем взрослые, придают значение нравственным человеческим качествам. Вряд ли ученики назовут хорошим учителя, каким бы высоким ни был его научный, профессиональный уровень, если он равнодушен к самому ребенку. Или он выделяет любимчиков в классе. Или с ним нельзя поговорить ни о чем, кроме урока. Или он способен оскорбить.
Сегодня во многих школах переполнены классы, слаба материальная база, учителя по-прежнему завалены отчетностью… Но есть и много хорошего: все-таки ощущается дуновение свежего ветра. Легче стало двигаться и дышать, меньше нетерпимости к тому, что выходит за рамки стандартного, общепринятого. Школа избавляется от процентомании в разных показателях. Не столь категоричны звонки из отделов образования. Значит, движемся в нужном направлении.
Хорошая школа – хороший учитель? Да! Это мое утверждение вызвано не эмоциями, не размышлениями, а прежде всего подсказывается собственным десятилетним опытом ученичества. К счастью, в школах в большинстве трудятся понимающие, доброжелательные, тактичные учителя, способные поддержать, утешить, вселить уверенность. Никакие новации этого не заменят.
Хороший учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти. А школа… Понятие “хорошо” в этом случае – категория нравственная. Нравственно то, после чего нам хорошо; безнравственно то, после чего нам плохо. Я говорю банальнейшие вещи: хорошая школа, имеющая право на существование, – та, в которой детям хорошо.
– В таком случае, в чем, на ваш взгляд, основная задача образования?
– Образование – дело непростое. Вы отправляете вашего ребенка к учителю, но учится он у своих одноклассников; вы отправляете его на урок математики, но знания он приобретает, заглядываясь на витрины магазинов. Это я к тому, что процесс образования чрезвычайно многослоен, разнопланов.
Будем откровенны. Еще совсем недавно в педагогической практике все было окрашено в радужный цвет, все бодрились и шли к новым победам. Последнее десятилетие стерло парадный лоск с этой картины, и начали просвечивать истинные краски. На поверхность вышли проблемы, ранее упорно загонявшиеся вглубь: насилие и преступность, проституция и наркомания, национальная нетерпимость и многое другое, о чем и говорить-то раньше не решались.
С каждым днем становится все яснее, что проблемы эти, помноженные на социальную неустроенность, иногда педагогическую неграмотность, требуют самого пристального внимания, причем далеко не только ученых и педагогов-практиков, но и родителей, общественности.
– Что, по вашему мнению, отличает иркутских педагогов?
– Высокий интеллектуальный фон и высокий уровень организованности. Именно такими были мои учителя Серафима Петровна Синицына, Анастасия Прохоровна Журинская, Илья Исаакович Вайшенкер, Ким Николаевич Колесников.
Единственное, что остается пожелать нашим педагогам – восприимчивых, способных учеников. Помните, Всеволод Вишневский сказал однажды: “Вот я сижу в своем редакторском кабинете и жду: откроется дверь и войдет… Пушкин”. Именно такого ощущения – ожидания встречи с Личностью я желал бы всем учителям, когда они встречают у школьного порога своих будущих учеников.
– Учить детей – одно, руководить теми, кто учит, – другое. Какие качества руководителя образовательного учреждения вас привлекают?
– В руководителях вообще мне нравится кутузовский подход к управлению: все помнить, знать перспективу, определять стратегию, тактику, но при этом найти в себе силы – пока можно, пока необязательно, пока идет все как надо – не вмешиваться. Такой метод требует не меньше и решимости, и воли, а если подумать, то и больше.
– Какое ЧП в школе может быть самым неприятным?
– Каждый случай разрыва между словом и делом – без разницы, у учеников или учителей – надо считать чрезвычайным происшествием.
– Учитель – это призвание?
– Безусловно. Но от обретенного призвания до людского признания – долгий путь чернового кропотливого будничного труда. Приходится работать и не хныкать, если слава достается другому. Без сожаления отдавать свои мысли другим. Выстоять, если окажется, что все усилия потрачены впустую и завтра придется все начинать сначала. Я бы сказал, учитель – это призвание плюс характер.
– Что для вас в образовании неприемлемо?
– Совершенно губительными могут быть ярлыки, которые мы иногда склонны прикреплять детям: “не способен к математике”, “не способен к гуманитарным наукам”… Способности развиваются, формируются, раскрываются, суждения о способностях ученика требуют от учителя величайшей осторожности и величайшего такта. Хотя нет никакого сомнения, что учитель обязан увидеть определенные склонности ребенка, его индивидуальность.
– Если бы вы пришли в школу учителем, что бы осуществили?
– Не уверен, что хватило бы мужества на это… Впрочем, почему бы и нет? Пожалуй, я бы подумал вот над чем.
Я глубоко убежден в том, что знакомство детей с профессиями должно начинаться как можно раньше – с начальной школы. А пробовать себя в профессии активно можно уже в среднем звене, не говоря о старшеклассниках. Некоторые ребята могут ошибиться, “сесть не в свои сани” – у детей тоже не всегда совпадают “хочу” и “могу”, но пробы и поиски позволяют избегать разочарования в более зрелом возрасте.
Ирина КРИНИЦИНА
Комментарии