От нас до Пушкина – двести лет. И от Пушкина до Годунова – двести лет. А главный смысл в сюжете «власть и народ» все тот же. Так считает театральный режиссер Владимир Мирзоев, долгожданный фильм которого «Борис Годунов», похоже, главное кинособытие этого года.
Действие знаменитой пушкинской драмы перенесено в наше время, но не только. Как вдумчивый художник, Мирзоев смешал на своей палитре цвета нескольких эпох. В начале фильма мы видим гибель царевича Димитрия – прелестного отрока в матроске, с которым безжалостно расправляются подозрительные типы в кожанках, на помощь спешат бойцы в шинелях… Тень убиенного царевича будет витать во многих сценах картины и мучить в хай-тековских интерьерах главного героя, одетого не в камзол и соболью шапку, а в дорогой костюм от «Армани».Прием, конечно, не нов. Вспомним фильм «Ричард III» Ричарда Лонкрэйна 1995 года, поместившего героев шекспировской драмы из Средневековья в не менее кровавые 30-е годы XX века, в пожар гражданской войны, франко-испано-югославского «Бориса Годунова» Анджея Жулавски с Руджеро Раймонди в главной роли. Хотя российскому зрителю, наверное, ближе «родное» прочтение Пушкина. В 1954 году Вера Строева сняла своего «Годунова» с Александром Пироговым, о чем мало кто помнит. Самая известная версия у нас, конечно, фильм Сергея Бондарчука 1986 года с ним же в главной роли. Но это все картины весьма традиционные. А Мирзоев пошел революционным путем, снял кино не нафталинное, но сугубо экзистенциальное, сложное, трудное, умное, при этом по-детски наивное – «кровавые мальчики» наглядно маячат за троном узурпатора – в этой роли хорош Максим Суханов, любимый артист режиссера. Пушкинские крылатые фразы обретают тут реальную плоть и кровь. Стихи органично льются разговорной речью из уст персонажей, которых выпукло лепят превосходные артисты. Михаил Козаков здесь Пимен (это его последняя роль!). Андрей Мерзликин стал Лжедмитрием. Агния Дитковските – Мариной Мнишек. Петр Федоров – Петром Басмановым. А Леонид Парфенов – циничным думным дьяком Щелкалым. У каждого из них свой прототип…Такие эфемерные понятия, как личный выбор, преступление и наказание, расплата, муки совести, в картине тесно увязываются с историей страны в неразрешимый узел-узор. Историки говорят, что убийство Димитрия Годуновым всего лишь версия. Но фильм не учебник истории. Это не о том, кто кого убил на самом деле, и даже не о «слезе ребенка», а о власти во все времена.Для этого дерзкого неортодоксального «Годунова», как для Золушки, не нашлось места в столичных мультиплексах, кроме бутовского «Бульвара» на спальной окраине, зато фильм рекордсмен по скачиванию в Интернете.
Комментарии