Более тридцати лет работает с животными заслуженный артист России Борис Федотов. Он не только дрессировщик. В эти дни в Московском цирке Юрия Никулина на Цветном бульваре он готовит к постановке детскую сказку “Полцарства за Конька!” – яркое зрелище, которое начнется в этом тысячелетии, а закончится в следующем… Кстати, эту сказку Борис Владимирович сам и написал в соавторстве со своим давним другом поэтом Михаилом Слуцким. Есть у него и проза – рассказы. Из жизни дрессировщика. Борис Федотов – организатор первого в стране частного послеперестроечного цирка, что расположен на ВВЦ. Ему приходилось работать со слонами, с кенгуру, с верблюдами и зебрами, со страусами и… даже со змеями. Год Змеи по восточному календарю откроет новое тысячелетие. Вот мы и попросили Бориса Владимировича рассказать об этих милых животных. И не только о них.
– Мы с женой настороженно относились к змеям. Вдруг лет восемь назад мне принесли тигрового питона. Два метра длиной, то есть сравнительно небольшого. Прежние хозяева не могли его больше держать. Я взял его, но жене не сказал…
– Где же вы его спрятали?
– В вагончике, в гримерной. У меня был ящик с отверстиями, я его туда положил. Дышать можно. Однажды утром пришел в гримерную – крышка открыта, а питон уполз. И чтобы он не появился перед женой неожиданно, пришлось ее предупредить… Как вы понимаете, особой радости это не вызвало. Со временем питон прижился. Я часто с ним выступал… Иногда, возвращаясь с гастролей, я привозил его домой, потому что ехать в цирк поздно. Открывал сумку – он выползал и – сразу в ванну. Без рук, без ног – но передвигается он стремительно. Я пускал воду. И он, как торпеда, там носился, купался…
– Принимал ванну.
– Именно. Потом я клал полотенце, и он, свернувшись в колечко, лежал и обсыхал. Представляете, вроде небольшая головка, маленький мозг, но какое умное животное!.. Хочу рассказать одну историю. Появилась у него подруга. Была довольно интересная, нежная любовь. Жил он со своей “женой” в террариуме с подсветкой и обогревом. Дети у меня тоже работают в цирке, а старшая внучка исполняет пластический номер с питонами. Случилось так, что у нее погибла змея. А нужно было ехать на гастроли. Мы были вынуждены их разлучить…
– И любовь прошла?
– Нет, не прошла. Я привез его на концерт, и этот “питоша”, который, как говорится, мухи не обидит, стал на меня бросаться прямо на сцене. Зрители не понимали, они думали, что так должно быть. А укус питона, кстати, довольно неприятный. У него так расположены зубы, что вырваться очень сложно. Или ломать зубы, или очень аккуратно разжать их. Кое-как мне удалось его поймать за шею… Он шипел, злился и зубы показывал. Зрители были счастливы и довольны. Сначала я не понял, что с ним произошло. А ему просто стало “и скучно, и грустно”. Он прекрасно понимал, кто ему устроил такую жизнь. И решил отомстить.
– Чем же закончилась разлука?
– Теперь его “жену” вернули. Они вместе. То была потрясающая сцена, когда ее принесли. Они ползали друг по другу, как бы обнимались.
– Не забыли друг друга.
– У нашего питона хорошая память. Он хорошо различает, кто свой, кто чужой. Вот еще один случай… В моем доме у питона есть любимое место – на кухне за диваном. Как-то раз пришла моя мама, села на диван. А ее не предупредили, что в доме змея. Мы сидим, разговариваем. Вдруг питон вылезает из-за дивана и начинает ее разглядывать. Мама не замечает. А я боюсь ей сказать: все-таки пожилой человек. Завожу разговор о змеях, чтобы подготовить. “Ты же знаешь, мам, в цирке работаем. Представь, ты тут сидишь, и вдруг откуда-то вылезет змея. Как ты среагируешь?” Она не может понять, к чему этот разговор. “Да я инфаркт получу!” И – оборачивается. Все закончилось хорошо, но среагировала она, конечно, эмоционально.
– Ядовитых змей не пробовали “заклинать”?
– Нет, с питонами и слоном нас свел случай.
– От слона тоже кто-то отказался?
– Это был забракованный слон, точнее, слониха по имени Чани. В одном цирке на ней поставили крест. Считалось, что она не годится для дрессировки. Ломала стены и двери, хватала все подряд. Я приехал и забрал ее. Теперь Чани семнадцатый год. До сих пор мы работаем вместе. На открытии памятника Юрию Никулину слониха без всякой репетиции должна была снять покрывало, которое она вообще не видела. Мне дали подержать кисточку и объяснили: ее-то мой некогда “буйный” слон и должен дернуть. Ответственность была жуткая. Приехали Юрий Лужков, министр культуры Михаил Швыдкой. Не так давно тоже пришлось поволноваться. Я не спал две ночи. Пришел ко мне Володя Турчинский по прозвищу Динамит. Это спортсмен, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса. Он двигает вагоны, поднимает тяжести. “Хочу слона поднять”, – говорит.
– И?..
– Несколько дней мы репетировали, чтобы слон спокойно стоял на площадке. Но не учли один нюанс. Это цепи. Когда двигаешь площадку, грохот сильнейший. Мы договорились, какие жесты подавать друг другу, если что… И еще не учли, что перед тем, как супертяжелоатлет напрягается, он изгоняет из себя весь воздух и не кричит – рычит со страшной силой! И вот когда раздался этот рык… Чани, конечно, жутко испугалась и побежала с этой площадки…
– Но спортсмен имеет право на три попытки.
– Вторая оказалась удачной. Слона Турчинский все-таки поднял – весь этот вес, три с лишним тонны, оторвал от земли. Кстати, при первой попытке прогнулась металлическая площадка. Потом ее усиливали. Риск был сильный. Мы целый час водили Чани по залу, где звучала громкая музыка, чтобы она привыкла и не слышала цепей и крика. Чани участвовала в праздновании 850-летия Москвы, прошла по Новому Арбату, завернула в Дом журналиста. Выводили мы ее оттуда задом, поскольку негде было развернуться.
– Есть поговорка “Купи слона”. Если принять ее всерьез – сколько стоит слон?
– “Легальный” слон со всеми на него документами стоит от шестидесяти до семидесяти тысяч долларов. Но Чани для меня цены не имеет. Для других – тоже. Она подчиняется только мне. Это мой крест, который…
-…вам приходится нести.
– Да. Иногда говорят: “Зачем вам эти животные?” Я отвечаю: “Это члены моей семьи. Неужели, когда вам в семье тяжело, вы берете кого-то из родных и выгоняете на улицу? Нет, вы ищете способ, чтобы одеть и прокормить. Так же и я. Другого не вижу”.
– Какой из номеров вам больше всего дорог?
– Пожалуй, “Бокс с кенгуру”. Там три участника. Кенгуру, второй боксер – клоун, который выходит на ринг в доспехах, со шлемом на голове, и я – рефери. По сюжету кенгуру начинает драться с рефери, бросается на него сзади, пинает ниже спины, крутит за шею… Естественно, я выступал в белой рубашке, в белых брюках. Результаты – пара выбитых зубов, сломанные ребра, сильная травма глаза, которая до сих пор дает о себе знать. Но все равно это любимый номер. Он хорошо продуман, до нюансов. Хочу его восстановить. Конечно, я уже не буду этим рефери, к сожалению…
– Что увидит зритель, когда на рубеже тысячелетий придет в цирк на вашу сказку?
– Сюжет ее прост: Кощей Бессмертный хочет помолодеть. Эту сказку мы ставили лет десять назад, но оказалось, что и сегодня она не утратила популярности. У нее сейчас новое название: “Полцарства за Конька!” Здесь узнаваемые и хорошо известные герои. У каждого театра – свой зритель. ТЮЗ – для детей. Театр Виктюка – для определенного, “своего” зрителя, который любит творчество этого режиссера. А в цирк приходят все! Кто-то хочет посмеяться, и его нужно задобрить смешной фразой, кто-то пришел посмотреть животных, кто-то – акробатов. Мы постарались, чтобы в этой сказке было все. В отличие от других цирков, здесь, на Цветном бульваре, – великолепные постановочные возможности. Трудно назвать другой цирк, где под куполом может пролететь Иванушка верхом на Коньке-Горбунке…
– А Конек – живой?
– Конечно! Не можем же мы в цирке использовать куклу. В сказке все персонажи животного мира – настоящие.
– Каким, по-вашему, будет цирк в XXI веке?
– Случается, что приходят специалисты и, посмотрев клоунский номер, говорят: “О! Он старые репризы дает!” Но почему-то, когда приходят в театр, никто не возмущается: “Опять этого “Гамлета” поставили!..” Главное в цирке – не мода на новое, а мастерство и красота. Уйдет это, уйдет и зритель. Думаю, в будущем веке этого не произойдет. Не знаю, будут ли в цирке животные, здесь много нюансов и сложностей. Тут и разные запрещения, и “зеленые”… И еще в цирке должны работать яркие люди. Мне довелось работать с Карандашом. Я не отходил от этого человека. Это легенда цирка, один из немногих людей, которых народ по-настоящему любил. Он всегда говорил: “Есть паровозик, есть вагончики. Я паровозик, вы вагончики. Паровозик без вагончиков никому не нужен, и наоборот”. На ярких личностях цирк будет держаться всегда.
Виктор БОЧЕНКОВ
Комментарии