Мечтали козлята, чтобы мама поскорее пришла, молочка принесла. Мечтал бравый солдат домой вернуться, а Герда – найти Кая. Так или иначе каждый мечтает о том, чтобы все было хорошо, о победе добра, пусть даже и понимает его каждый по-своему, о тепле и, конечно же, о любви. О счастье мечтают все. Режиссер и автор идеи театральной премии «Хрустальная Турандот» Борис БЕЛЕНЬКИЙ для тех, кто верит, что надежды все-таки сбываются, придумал свой мир иллюзий – Лигу Синей птицы, некий особый фестиваль, когда лучший спектакль выбирают дети.
– Сказка о жестокой принцессе подвигла вас, Борис Петрович, на создание премии от просвещенных зрителей. И вот вы вновь прибегаете к оценке театрального творчества теперь уже самых привередливых ценителей искусства. Какому персонажу удалось заставить вас задуматься о судьях-детях?- Да, собственно, сами они и заставили! Никакие коварные венценосные особы и вероломные тролли в созревании этой мысли не участвовали. Просто я понял: если ты занимаешься режиссурой, то есть пытаешься влиять на человека, обязательно надо думать о молодежи, надо думать о детях. Мое любимое занятие вообще – будить в человеке человека. А делать это, конечно, надо смолоду. Невозможно смотреть, как детей сегодня тащат в разные стороны. В политику, в виртуальные миры, в наркоманию. Лига Синей птицы – это попытка привести детей к добру, к интеллектуальной деятельности, к вечным ценностям. Лига – музыкальный знак в форме купола. И мне бы хотелось, чтобы этот символ объединил детей вокруг добра, вокруг сказки.- Как театры отбирались для участия в фестивале?- Я объявил московским театрам о том, что такой фестиваль стартует. Они стали подавать заявки. Наши эксперты выбирали из предложенного репертуара лучшее. Определяли, что смогут посмотреть те, кому до 8 лет, и те, кому до 16. Дети оценивали спектакли очень серьезно. Но красочные, яркие бюллетени бросали в урны для голосования на выходе с действа с явным удовольствием. Для них основной критерий – это качество постановок. Дети очень тонко чувствуют степень искренности. То, как с ними говорят.- Вы ограничили круг участников Москвой специально?- Пока фестиваль рассчитан на театры Москвы. Но не исключено, что он может поехать в регионы. Может, постановки из других уголков России приедут в столицу, а может, московские театры поедут на какую-нибудь региональную площадку. Это покажет время. Пока мы только выявили первых лауреатов.В фестивале приняли участие семь самых популярных детских спектаклей столицы: «Волк и семеро козлят» Театра юного зрителя, «Синяя птица» Государственного академического центрального театра кукол Сергея Образцова, «Снежная королева» Московского государственного театра эстрады, «Ваня и крокодил» калягинского «Et Cetera», «Принц Каспиан» драмтеатра на Малой Бронной, «Чисто английское привидение» Российского академического молодежного театра, «Огниво» «Театриума на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой.Спектакли посмотрели 4540 человек, а в очном голосовании приняли участие 3495. По итогам зрительского очного и интернет-голосования лауреатами фестиваля стали веселые козлята из МТЮЗа для тех, кому до 8 лет, и семейный мюзикл «Огниво», с его танцами, прекрасной музыкой и живым оркестром. Эти постановки получат по «Хрустальному ростку».- Почему для премии выбрали именно такой образ? И когда, собственно, состоится церемония вручения?- Этот фестиваль мы делаем совместно с компанией «Галс-Девелопмент», это те люди, которые возрождают легендарный центральный детский магазин на Лубянке. Приятно, что умные взрослые заботятся не только о том, чтобы дети были красиво одеты, но и чтобы у них с мозгами все в порядке было. Сейчас каникулы, экзамены. А вот в начале театрального сезона мы эту церемонию устроим, напомним о приятных моментах весны и порадуем перед трудной работой. Также самые популярные спектакли сезонов 2013-2014 годов будут отмечены на открытии Центрального детского магазина на Лубянке, который станет духовной и материальной «целой планетой для детей» в декабре 2014-го после его реконструкции. Представляете, на площади 73 тыс. кв. м будет происходить некое «обучающее развлечение», позволяющее не только совершать покупки, но и участвовать в развивающих детских программах. Там будут работать детский центр туризма, кафе, ремонт игрушек, пошив карнавальных костюмов, московский офис Деда Мороза и детский кинотеатр, где будет представлен специальный репертуар для малышей и подростков. Атриум магазина станет центральной площадкой для проведения разных, в том числе театральных, мероприятий, двухуровневое пространство вместит всех зрителей и позволит использовать мобильные декорации, преображающие пространство.Призы для обеих возрастных категорий готовы. А почему такой образ? Важно, чтобы хрупкий росток человечности пророс в нашей непростой почве. Ведь лезет же трава и через асфальт!В советские времена была определенная разнарядка и детские спектакли играли, потому что так было спущено сверху. Потом лихие 90-е, театр вообще не знал, как ему дальше жить. А уж про детские спектакли в те времена и вовсе забыли. Потом в конце 90-х к ним вернулись, но часто это было просто отбывание номера. Если режиссер плохо относился к актеру, мол, тот себе позволил выпить или проявил склочность характера, он ему говорил: «1 января в 12.00 идешь на утренник!» Это было такое педагогическое наказание. Но приоритеты в обществе все-таки меняются. И сейчас последние лет 10-12 мы замечаем, как появляются весьма интересные работы для детской аудитории. Приятно, что это не спущенное сверху указание и не отбывание номера ради галочки, это активная, серьезная, классная работа. Когда интересно и детям, и актерам.- У вас есть какие-то любимые детские спектакли или вы считаете, что выросли из этого возраста?- Я люблю театр в любом его проявлении. Мне нравится все, что талантливо. Я с большим удовольствием смотрю, как в ТЮЗе Генриетта Наумовна Яновская, Кама Миронович Гинкас и Сергей Михайлович Бархин работают с ребятами. Это просто фантастика! Гляжу на реакцию зрителей, и мне кажется, что актерам на сцене должно быть невероятно приятно выступать перед такой публикой. Потому что они такие союзники, они так участвуют в процессе, что это просто счастье. Сейчас, что уж тут лукавить, на взрослые вечерние спектакли приходят зачастую с прохладцей. Актеры говорят: «Очень неприятно видеть в темном зале фиолетовый цвет горящих экранов мобильных телефонов». На детских спектаклях этого быть не может! Вот на днях одна девочка воскликнула посреди спектакля: «Волк, подожди, я сейчас вернусь!..»- Да, испортил нас век «паузы» и «перемотки»…- Ну это вечное: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Я с удивлением стал замечать, что чем старше становлюсь, тем чаще мне вспоминается мой первый диплом, а ведь он педагогический, правда, в школе поработать не удалось, ушел в армию. Мне хочется общаться с молодежью, потому что ей нельзя соврать. У детей нет понятия корпоративности, нужности, боязни обидеть кого-то. Они живут по принципу: нравится – не нравится, хорошо или плохо. Возможность того, что председатель Союза театральных деятелей позвонил мальчику Пете и попросил проголосовать за тот или иной спектакль, смешна. Здесь все оценивается по самому высокому и правильному принципу. А вообще активность во время фестиваля была невероятная, залы забиты.Я сейчас снимаю фильм про спортсмена, который закончил карьеру. Это, знаете ли, тоже большой ребенок. Когда для такого человека заканчивается большой спорт, он не знает, чем ему дальше заниматься в жизни. И тут возникают люди, которые могут его утащить в ту или иную сторону. Появляются вокруг мошенники, пытающиеся вытащить как можно скорее из него деньги, выжать его до последнего. А он не знает, как жить вне футбольного поля, он привык жить по свистку. И когда мы говорим о Лиге Синей птицы, то подразумеваем главное – важно развивать в детях самостоятельность. Нет другого способа учить детей на чужих примерах, нежели показывать их. Для того чтобы познать любовь, добро, зло – необязательно душить свою возлюбленную, как Отелло, или сражаться с враждующим кланом и закончить суицидом, как Ромео. Это чужой пример, который можно увидеть на сцене и избежать его в жизни. Чем мне нравится театр? Своей демократичностью. В зрительном зале могут быть и министр, и бизнесмен, и спортсмен. Хотя больше там всегда людей интеллигентных профессий – учителей, врачей, инженеров. Когда 10-летний парень приходит в театр, он еще не знает, кем будет, но после хорошего спектакля есть надежда, что он вырастет хорошим, умным, чувствующим человеком. Я убежден: хороший человек – это самая важная профессия.- А чем помимо театра и кино вы еще увлекаетесь?- Очень люблю музыку, от джаза до классики, особенно джаз. Живопись. Хотя театр – это вершина той горы, которая называется искусство. В нем есть все: и джаз, и вокал, и визуальные средства. В свое время в охотку играл в футбол, сейчас только смотрю его по телевизору. И как только появляется в моем графике свободная минутка, стараюсь повидаться, пообщаться со своими внуками.- Удается? Дел у вас немало. Вы президент ассоциации деятелей культуры «Музы Свободы», генеральный продюсер и режиссер фестиваля искусств «Человек с ружьем» и вдохновитель благотворительных концертов, проходящих под девизом «Спасающий – спасется».- Я обожаю этот проект, он находится на стыке гуманизма и искусства. Несколько лет подряд я делал «Хрустальный бал «Хрустальной Турандот» в честь наших самых ярких театральных звезд, но в то же время понимал, что надо делать проекты, посвященные еще и тем артистам, которые живут в провинции и которые разошлись с благополучием, со славой только по факту прописки. У них и таланта не меньше, и преданности театру едва ли не больше, чем у московских артистов. Потому что нет искушений антреприз, корпоративов и сериалов. Это рыцари своего театра, которые пашут день и ночь. А потом приходит старость, и вместе со старостью – болячки, а лечиться не на что. И мы придумали благотворительный проект, средства от которого как раз и пойдут на лечение нуждающихся в нем мастеров областных театров. После концерта, в котором приняли участие Вера Васильева, Алла Демидова, Елена Камбурова, Светлана Захарова, балерина Ирина Задорожная из Омского музыкального театра, отдавшая ему 30 лет своей жизни и перетанцевавшая весь его репертуар, сказала: «Я Золушка, я сплю и боюсь просыпаться». И для меня нет ничего приятнее, чем слышать от людей такие слова.В 90-х мы проводили много акций: в поддержку театральных вузов, концерты «Слышу сердце друга» для сбора средств актерам разгромленных чеченских театров, собирали средства на создание памятника Юрию Никулину у цирка на Цветном бульваре, проведение Дней Москвы в ЮНЕСКО. Но и сейчас скучать, конечно, не приходится.И Международным фестивалем искусств «Человек с ружьем», где были представлены образцы отечественной и мировой культуры, посвященные защитникам Отечества, я горжусь. А для детей всегда должно быть время обязательно. Для меня это самое важное дело.Елена ЛАПИНА (фото)
Комментарии