Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, одна из которых сохранение и укрепление здоровья учеников, ведь именно в этом возрасте повышается психологическая и физическая нагрузка на детский организм.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Как известно, здоровье на 60% зависит от образа жизни. Большинство отечественных специалистов в области здоровья учащихся (доктор биологических наук М.Безруких, А.Ильин, доктор медицинских наук А.Сухарев) считают, что в современных условиях изменилась роль внутришкольных факторов, влияющих на здоровье учащихся. Один из них – снижение двигательной активности и еще более выраженная гипокинезия школьников. С гиподинамией как с одним из главных факторов связывают повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, нарушений обмена веществ, ожирения, расстройства эндокринной системы и опорно-двигательного аппарата. При недостаточной физической нагрузке снижается способность эритроцитов переносить кислород к мышцам, тканям, головному мозгу.
Другие проявления физического дискомфорта школьников -их повышенная двигательная активность на уроке. Причины этого состояния не столько в педагогической запущенности, сколько в нейрофизиологических проблемах ребенка. Такие дети не могут сидеть на одном месте, их поведенческие реакции часто парадоксальны, им не хватает санкционированных форм двигательной активности, и они невольно пытаются компенсировать недостаток движений на уроках.
Складывается парадоксальная ситуация: для успешного усвоения учебной программы ребенку необходима повышенная умственная работоспособность, а снижение двигательной активности, необходимость длительное время находиться в статическом положении, наоборот, приводят к ухудшению снабжения организма, в том числе головного мозга, кислородом, замедляются процессы восстановления, снижается работоспособность.
Можно сделать вывод, что для снятия перегрузки, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения и сохранения здоровья школьников необходима нормализация учебного процесса и занятия активно-двигательного характера (динамические паузы, уроки физкультуры, спортивные занятия), также играют значительную роль в сбалансированном развитии ребенка частота, виды и различные формы занятий. Таким образом, возрастает потребность в более внимательном отношении к состоянию здоровья детей.
В «Школе здоровья» №521 целью всех педагогов стало научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, личным примером демонстрировать здоровый образ жизни. В учебном процессе мы используем не только традиционные физкультминутки, но и элементы логопедической ритмики с речевым сопровождением, обязательной стала гимнастика для глаз, в кабинетах школы размещены фитомодули, которые благотворно влияют на состав воздуха и уровень влажности. Классы делятся на зоны, в первых классах размещены игровые уголки, где собраны игры на развитие мелкой моторики рук, развитие внимания, мышления и памяти, в 3-4-х классах такие уголки несут учебную нагрузку, дети могут поработать со словарями и энциклопедиями, поделиться своими знаниями с друзьями. Во время перемен под контролем классного руководителя дети выполняют упражнения на турниках, некоторые классы оснащены беговыми дорожками.
Работая в этом направлении, педагогический коллектив школы принял решение ввести динамические перемены для снятия утомления и восстановления работоспособности школьников. Динамические перемены помогают обеспечить детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда на уроке, обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках. Такие перемены не предназначены для физического совершенствования, а имеют главным образом релаксационный и оздоровительный характер. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Чересчур беспокойную физическую активность принято называть гиперактивностью. Тогда возбуждение преобладает над торможением и ребенок не может себя контролировать. Многим детям трудно сконцентрироваться на учебе, они не чувствуют своей принадлежности к школьной жизни. Такие дети часто испытывают повышенную потребность в движении. Поэтому появилась необходимость в создании таких динамических перемен в нашей школе, которые дают возможность освободиться от излишнего напряжения в ситуации, четко организованной учителем, развивают конструктивные способы взаимодействия детей друг с другом, формируют произвольную регуляцию поведения и привносят в жизнь ребят много новых впечатлений, положительных эмоций. Важно отметить, что совместные игры учителя с учениками способствуют укреплению их взаимоотношений.
Каждая динамическая перемена включает в себя две фазы: подвижную и на развитие произвольности. Подвижные коммуникативные игры учителя проводят для повышения энергетического ресурса группы, они формируют эмоционально-положительный настрой на продолжение занятий, а также способствуют развитию положительных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям. Завершают перемену игры малой подвижности, направленные на формирование произвольной деятельности учащихся. Эти игры способствуют развитию произвольной регуляции поведения, формируют умение детей ориентироваться на цель и действовать в соответствии с ней, выполнять действия по образцу, помогают детям настроиться на рабочий лад, быть более организованными и сосредоточенными.
Проводим такую перемену мы после 3 и 4-го урока три раза в неделю в рекреации второго этажа школы. По продолжительности она составляет 15 минут активной динамической работы. Эффективность формы во многом зависит от быстрой и четкой организации учащихся, поэтому по окончании урока, предшествовавшего динамической перемене, классный руководитель сопровождает детей к месту ее проведения. Построение занимающихся и их организация полностью возложены на учителя физической культуры. Динамическая перемена проводится в свободной, непринужденной игровой форме. Мы считаем, что такие перемены играют большую роль в воспитании и развитии детей, способствуют усвоению социальных норм и правил и, что особенно важно, наряду с другими видами деятельности становятся основной ситуацией поведения, в которой дети могут творчески использовать полученные знания.
Вся работа по здоровьесбере-жению в школе, направленная на сохранение и укрепление здоровья учеников, способствует формированию личностных, познавательных, коммуникативных учебных действий.
Комментарии