search
main
0

Борец во все времена

​Есть люди, в которых оживает эпоха. К таким людям относится Валентина Степановна МЯГКОВА. Как через увеличительное стекло, смотришь сквозь их жизнь на историю страны. Одни события кажутся до боли близкими и знакомыми, другие едва проступают под толстым слоем пыли десятилетий.

Валентина Степановна Борцова (Мягкова) родилась в 1923 году в слободке неподалеку от Донского монастыря. Район этот навсегда остался в ее памяти. Валя уже тогда была заводилой и душой компании. Она с ребятами играла в народные игры, бегала купаться к Ноевой даче на Москву-реку, с соседями по Донской слободке ходила по аллеям кладбища Донского монастыря. Монастырь тогда представлял собой выставку скульптур и надгробий под открытым небом. Куда ни посмотришь, везде были видны следы прошлого. На плитах прочитывались фамилии известных поэтов, писателей, людей, сделавших так много для нашей страны. Именно здесь, в тени монастырских аллей, пришло осознание того, как же важно сохранить преемственность поколений. Валентина Степановна и сейчас, будучи на пенсии, остается хранителем исторической памяти Московского городского Дворца детского и юношеского творчества. Причиной этому стало чувство ответственности за свое дело, выработавшееся у Вали в далекие 1930-е годы.В Донской слободке она не только играла в игры, но и помогала своей семье в воспитании младших братьев. Через 35 лет бульдозеры сравняли с землей слободку, погиб тихий сельский уголок старой Москвы, а один куст сирени остался и до сих пор радует глаз внимательного прохожего. Деревья хранят память даже тогда, когда люди уходят навсегда. В 1961 году Валентина Степановна была у подруги А.Охрименко (вместе они работали в Артеке во второй половине 1940-х гг.), гуляя по парку лагеря Суук-Су, они остановились у того места, где сажали маслины в конце 1940-х гг.В июне 1941 года Валентина окончила 10-й класс московской школы №20, а 22 июня 1941 года утром ее разбудила мама и сказала: «Валя, вставай. Началась война». Она вместе со своим классом собиралась пойти гулять в парк Горького, но теперь планы рухнули. В тот же день выпускники отправились в районные военные комиссариаты, где юношам советовали ждать повесток, а девушкам приобретать профессию, чтобы помогать Родине на предприятиях. Валентина поступила работать на станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе, шефствовавший над их 20-й школой. В числе других рабочих она не только работала по 12 часов в день, но и боролась по ночам с зажигательными бомбами, ухаживала за ранеными в госпитале на Большой Калужской улице (современный Ленинский проспект). Ее вклад в Победу был отмечен награждением в 1945 году медалью «За оборону Москвы». Одновременно она работала комсоргом цеха №13 станкозавода, а позднее – вторым освобожденным секретарем комитета комсомола завода.В 1943 году Валентина вернулась в родные стены 20-й школы в качестве старшей пионервожатой. В тот год было введено раздельное обучение, в школе теперь учились только мальчишки. На первый план выдвинулось трудовое воспитание и военно-физическая подготовка, в школе работали многочисленные спортивные секции и мастерские по изготовлению снаряжения для нужд фронта. Только за 1943-1944 учебный год было изготовлено варежек, носков и свитеров на двести тысяч рублей. Под руководством всего педагогического коллектива, в том числе старшей пионервожатой Валентины Борцовой и руководителей школы, ребята готовились к смотру боевой и спортивной подготовки, приводили в порядок стадион и спортплощадки во дворе школы. Старшей вожатой в ее начинаниях помогал военрук Василий Андреевич Косенков. В школе была организована тимуровская работа, ребята вместе со своей пионервожатой бывали в госпитале, где помимо выступлений на концертах помогали раненым в выполнении их личных просьб, заботились о малышах семей без кормильцев, доставляли полученные со склада дрова в эти семьи, в зимнее время чистили от снега школьный двор и систематически выполняли другие общественно полезные дела. В феврале 1944 года за успехи в физической подготовке пионерской дружине школы было вручено знамя 85-го гвардейского минометного полка, сражавшегося с немцами под Сталинградом. После вручения знамени пионеры добились новых успехов – бегуны и гимнасты завоевали первые места на районных соревнованиях, а фехтовальщики – второе место на городских.Иногда Валентина заменяла уроки отсутствующих по болезни учителей. Перед ней стояла задача увлечь детей, не дать им провести время зря, и она приняла единственно верное решение. Ребята тянулись к книгам, а за ними в библиотеках стояли очереди, прочитав в районной библиотеке имени Гоголя книги о Шерлоке Холмсе, она решила пересказывать их ребятам. Успевала рассказать не все, поэтому такие уроки были с продолжением. Дети были настолько увлечены ее рассказами, что подолгу не хотели расходиться и требовали продолжения понравившегося сюжета. За достигнутые успехи в обучении и воспитании детей в условиях Великой Отечественной войны Борцова была награждена почетной грамотой московского совета депутатов трудящихся.Способность увлечь слушателей, потрясти их глубиной и образностью своего рассказа Валентина Степановна пронесла через десятилетия. В 2006 году по случаю 65-й годовщины битвы под Москвой она выступала на сцене концертного зала МГДД(Ю)Т. Стоял шум и гвалт, не обращая внимания на обстановку, Валентина Степановна начала свой рассказ о тяжелом положении в осажденной Москве осенью и зимой 1941 года. Постепенно голоса стихали. Наступила полная тишина. После завершения выступления зал стоя аплодировал. От имени одного из классов биолого-химического факультета лицея №1525 «Воробьевы горы» лицеистка подарила ей торт. Позднее Валентина Степановна узнала, что торт был куплен школьниками к чаю для своего класса в честь юбилея героической битвы под Москвой. Некоторые ребята подходили к Валентине Степановне и благодарили ее персонально за правдивый и интересный рассказ. Дети поняли, что при любых неблагоприятных обстоятельствах нельзя терять надежду на лучшее будущее.Не теряли надежду и девочки из отряда старшей вожатой Валентины Борцовой в лагере Суук-Су в Артеке. Они под присмотром своей вожатой и при поддержке руководителя кружка «Умелые руки» В.Асямолова в честь 150-летия со дня рождения А.С.Пушкина решили открыть барельеф поэта на Пушкинской скале. Материал для барельефа был найден довольно быстро. Сложнее обстояло дело с доской, на которую следовало укрепить композицию. Пришлось руководителю отправиться на развалины разрушенного войной Дворца Суук-Су. Там ему удалось извлечь из-под хлама почерневшую мраморную доску с отбитым углом. Ее он и приспособил для закрепления барельефа поэта, открытого на Пушкинской скале 6 июня 1948 года. На открытии барельефа были писатели Лев Кассиль и Макс Поляновский, которые позже выступили со статьей об этом на страницах «Пионерской правды». Много других замечательных дел совершили девочки из лагеря Суук-Су вместе со своей старшей вожатой. Безусловно, работа в Артеке стала для нее поворотным пунктом всей дальнейшей жизни. В этом лагере Валентина приобрела друзей, с которыми потом никогда не расставалась. В 1948 году в Крыму она получила высшую награду – орден «Знак почета».В Артеке Валентина получила бесценный жизненный и педагогический опыт, помогавший ей в дальнейшей работе. Не случайно еще до отъезда в Артек на истфаке вечернего отделения Педагогического института имени Потемкина лекцию по теории педагогики читал профессор Е.Медынский, а о практике работы с пионерами в школе рассказывала студентка Валентина Борцова, работавшая в то время в школе. В 1950 году Валентина вернулась на учебу в этот институт, проработав в Артеке более трех лет.Учебу в институте Валентина Степановна совмещала с работой в средней художественной школе, где она была комсоргом ЦК ВЛКСМ и классным руководителем. В этой школе состоялось ее знакомство со многими известными людьми, чьи дети там учились. Так молодая учительница познакомилась с композитором Исааком Дунаевским, актером Борисом Ливановым, художником Николаем Андриякой, будущими известными скульпторами Юрием Черновым и Андреем Красулиным, заслуженным художником-декоратором Большого театра Львом Солодовниковым. Лев Львович Солодовников давал профессиональные советы мужу Валентины Степановны Михаилу Алексеевичу Мягкову, консультировал его в живописи, разбирал художественные особенности его картин. Память о муже она хранит до сих пор, Валентина Степановна выпустила каталог его работ, помогала в выпуске альбома к 100-летию мужа внучке Анне Курбатовой, с 2004 года оказывает содействие в выпуске календарей с репродукциями его акварелей, бережно хранит его архив.Надо сказать, что картины художника М.Мягкова производили потрясающее впечатление на первого пионервожатого Валентины Степановны В.Игошкина. С Валентином Яковлевичем наша героиня работала с 1963 года по 1985 год во Дворце пионеров и школьников на Ленинских (Воробьевых) горах. Вообще на примере Валентины Степановны убеждаешься, что в жизни не бывает случайных встреч. Многие люди, оказавшиеся рядом с ней в начале жизненного пути, терялись, надолго исчезали из виду, зато потом становились ее хорошими друзьями и коллегами по работе. Так вот, один из этих людей, В.Игошкин после выхода из больницы в марте 1985 года при встрече во дворце сказал Валентине Степановне, что после постельного режима врачи разрешили ему погулять по коридору, где он увидел прекрасные картины ее мужа М.Мягкова. Ежедневное созерцание природы на его пейзажах помогало Валентину Яковлевичу восстанавливать силы, он быстро вышел из больницы.Валентина Степановна на собственном опыте убедилась в благотворном влиянии природы на здоровье человека. Пейзажи с картин Мягкова словно переносили ее в пионерлагеря, где она долгие годы работала вожатой. Помимо Артека летом в качестве старшей пионервожатой она в 1943 году и 1946 году выезжала в лагерь станкозавода имени Серго Орджоникидзе, в 1945 году – в лагерь Управления автогрузового транспорта Моссовета, в 1946 году – в лагерь Управления коменданта Кремля, в 1951 году – в лагерь президиума Академии наук СССР. Это были образцовые ведомственные пионерские лагеря, работа в которых позволила накопить большой педагогический опыт.В 1955-1962 гг. Валентина Степановна работала инструктором в детском секторе культурно-массового отдела ВЦСПС. Ей приходилось объезжать с инспекциями пионерлагеря по всему Советскому Союзу. Такая работа многому ее научила. Зачастую при возникновении чрезвычайных происшествий она должна была в одиночку, самостоятельно принимать решения, не прячась за спины более опытных коллег. Ответственный подход к делу пригодился Мягковой и в работе в Московском городском Дворце пионеров и школьников. Валентина Степановна долгие годы была методистом и заведующей пионерским сектором методического отдела дворца. Вся ее деятельность была связана с организацией работы с пионерией и комсомолом. В 1968 году она стала одним из инициаторов создания Университета старших вожатых для обучения всех старших вожатых Москвы. Валентина Степановна активно делилась опытом и лично контролировала эффективность обучения в университете. Наша героиня регулярно читала лекции вожатым, под ее руководством все руководители семинаров обсуждали проделанную работу. Многие вожатые, прошедшие университетскую подготовку, стали известными учителями и директорами школ. Они с благодарностью вспоминают время своего обучения.Валентина Мягкова всегда старалась «зажечь» людей и приподнять их над трудными жизненными обстоятельствами. Часто она получает поздравления от тех, кому помогла советом много лет назад. Люди помнят и ценят ее внимание и поддержку.Сегодня, отметив полувековой юбилей работы в МГДД(Ю)Т и свое девяностолетие, Валентина Степановна вышла на пенсию. На всех работах она пользовалась уважением и авторитетом среди коллег, поэтому в этот раз, так же как и во все предыдущие, отпускать ее не хотели. Тем не менее с настоящим «борцовским» упорством она настояла на своем. Появившееся свободное время Валентина Степановна продолжает использовать для общественной работы, проведения изысканий по истории дворца, пионерского движения и комсомола, которому отдала столько лет своей жизни.Александр СИРОТКИН, культорганизатор сектора истории детского движения Центра культурологического образования Московского городского Дворца детского и юношеского творчества

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте