search
main
0

Борьба за качество. Все только начинается

2014 год с полным основанием можно назвать переломным в жизни высшего образования. Тема повышения качества образования и стала определяющей для деятельности Министерства образования и науки, Рособрнадзора в сфере высшего образования в уходящем году. Она и позволяет в целом говорить о 2014-м как о годе качества в высшем образовании.

К традиционной уже с 2012 года борьбе за качество и эффективность вузов, организованной на основе анализа итогов процедуры мониторинга и проводимой посредством процесса оптимизации, реорганизации вузов, добавился целый ряд новых форм и инициатив, которые должны способствовать улучшению качества подготовки специалистов. К ним следует отнести озвученную инициативу по формированию системы общественного контроля за вузовским обучением, активную дискуссию по вопросам укрепления взаимосвязи высшего профессионального образования с потребностями экономики, направленность на расширение сотрудничества образовательных структур с бизнесом. Сюда следует также отнести обсуждение проблем обновления инженерного образования, а также реформирование в соответствии с новыми требованиями времени системы педагогического образования.Из всего перечисленного выше по-прежнему в центре внимания как профессионального сообщества, так и средств массовой информации, всего общества в целом находился процесс оптимизации вузов. По словам руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова, за период с сентября 2013 года были отозваны лицензии более чем 360 вузов и филиалов. Результаты весеннего мониторинга, согласно которым в числе неэффективных оказались многие известные вузы, вызвали большой общественный резонанс и стимулировали очередной виток дискуссии о критериях проверки эффективности организаций высшего образования. Нововведением этого года стала процедура досудебного приостановления аккредитации вуза по отдельным специальностям и направлениям, которая позволяет более гибко регулировать деятельность вузов и устранять недочеты в работе отдельных учреждений высшего образования, не прибегая к полной приостановке их деятельности. Сокращение вузов и филиалов, дискредитирующих само понятие высшего образования, несомненно, является позитивным направлением работы Министерства образования и науки. Оно позволяет избавиться от так называемых шарашкиных контор, занимающихся не столько образованием, сколько раздачей «корочек». Образование в таких заведениях либо вообще не осуществляется, либо, что тоже немаловажно, обесценивается плохой организацией учебных занятий и фиктивностью форм контроля за ходом обучения. Тем не менее сам процесс мониторинга вызывает подчас вполне справедливые упреки в формализме и отсутствии гибкости. Справедливы и опасения, что отчетность согласно этим критериям может иметь имитационный характер.Все это ставит вопрос о необходимости контроля предоставляемых вузами сведений изучением реальной ситуации на местах. Следует также развивать гибкость в отношении методов работы с неэффективными вузами. Не секрет, что порой преподавательский коллектив, контингент обучающихся в вузе оказываются заложниками неверных, ошибочных управленческих решений, которые предпринимает руководство вуза. Конечно, определенные последствия для управленцев, которые доводят образовательные структуры до плачевного состояния, наступают с реорганизацией неэффективного вуза. Между тем было бы верным принимать решение в отдельных случаях не о закрытии вуза, а о замене руководства, введении персональной ответственности за уклонение от деятельности по поддержанию качества образования. Следовало бы создавать на местах своего рода команды антикризисных управляющих, которые могли бы не только предложить новый план стратегического развития данного вуза, но и предпринять ряд практических действий по улучшению его качества и эффективности.Тема качества в минувшем году была поднята и в связи с обсуждением процедуры ЕГЭ, точнее, минимального порога, необходимого для зачисления в вуз. При всей спорности целого ряда моментов, связанных с содержанием, организацией и процедурой ЕГЭ, нельзя отрицать одного – чем выше балл, тем выше уровень подготовки. Поэтому требование повысить вступительный балл также трудно не признать справедливым. Слабый абитуриент «на входе» определяет невысокий уровень обучения. Он же становится проблемой для профессорско-преподавательского состава, который оказывается заложником инертной массы слабых студентов, не демонстрирующих никакого рвения в освоении специальности, ни малейшего интереса к преподаваемым учебным дисциплинам.Основа качественного образования – это постоянный отсев не только тех, кто не справляется с программой, но и тех, кто из года в год еле-еле переваливает через контрольные экзаменационно-зачетные процедуры, что называется «на соплях», едет с младшего курса на старший на слабых троечках. Обучающиеся должны знать, что поступление в вуз, прохладное отношение к учебе на уровне допустимого минимума еще не может гарантировать его окончания. Постоянное присутствие троечников внутри вуза, наличие их большого количества «на выходе» не меньшая угроза качеству образования, нежели наличие троечников «на входе». Отбор, постоянный отсев нерадивых, неуспевающих и неспособных студентов – вот та процедура, которая должна действовать во всех вузах без исключения. Особое внимание по-прежнему уделяется качеству профессорско-преподавательского состава. В настоящий момент оно определяется формальными показателями: возрастом, процентом остепененности (число докторов и кандидатов наук), а также рейтингом научных публикаций. Директивно всячески поддерживается курс на омоложение кадрового состава, на стимуляцию научной активности вузовских преподавателей. Но реальная практика зачастую характеризуется уже хрестоматийной формулой «средняя температура по больнице». Средние показатели по вузу могут быть высокими. Но здесь нужна качественная оценка, анализ параметров подготовки преподавательского состава по конкретным дисциплинам. Опыт показывает, что кадровая политика многими среднестатистическими вузами проводится спустя рукава, а достижение показателей осуществляется за счет жонглирования цифрами, а не за счет планомерной кадровой работы.Дальнейшее развитие темы качества требует тщательного контроля за процессом его повышения за счет расширения общественного участия, за счет налаживания устойчивой обратной связи между Министерством образования и науки, Рособрнадзором и студенческими коллективами, профессорско-преподавательским составом, которые должны иметь возможность напрямую сообщать о ходе происходящего в вузе. Большая открытость, большая гибкость, широкое, открытое обсуждение проблем высшего образования, широкое привлечение  к планированию в сфере организации и содержания образования бизнесменов, специалистов-практиков, рядовых преподавателей, студентов – вот основное направление деятельности, без которого разговор о качестве и эффективности так и останется разговором и абстрактными цифрами в отчетах.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте