На последнем заседании правительство определило, какие законы федеральный бюджет может финансировать, какие передаются на другие бюджетные уровни, а от каких нужно отказаться. Для многих работников сферы образования то, что предлагается, – это катастрофа.
Правительство приступает к третьему этапу реформы федеративных отношений и местного самоуправления. Это означает внесение изменений во многие действующие законы. Что касается оплаты труда, то предполагается, что тарифная сетка и гарантии минимального размера зарплаты останутся только для работников государственных учреждений федерального подчинения. Но теперь даже власти субъекта Федерации не будут иметь права повысить работникам этих учреждений зарплату – только федеральные органы.
Во многие законы предложено внести изменения, которые закрепляют расходы на содержание образовательных учреждений за федеральным, региональным или муниципальным уровнями власти.
Теперь если инициативы правительства утвердят в Думе, каждый из этих уровней будет решать для «своих» учреждений вопросы:
– установления нормативного финансирования;
– регулирования трудовых отношений и установления норм труда;
– установления компенсационных выплат на книгоиздательскую продукцию работникам образовательных учреждений;
– порядка предоставления социальной поддержки работникам образовательных учреждений по коммунальным услугам;
– социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Социальная поддержка учащихся в региональных и муниципальных образовательных учреждениях будет регламентироваться законом субъекта РФ.
Планируется отменить установление доли расходов от ВВП, направляемых на нужды образования, и положение об оплате труда работников образования не ниже средней по промышленности. Также не будет определяться доля расходов федерального бюджета, направляемая на высшее профессиональное образование.
Из Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» предполагается исключить положение об использовании доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, и федеральном финансировании науки гражданского назначения.
Размер и условия выплаты стипендий учащимся и студентам учреждений начального и среднего профессионального образования будут устанавливаться в зависимости от принадлежности учреждения.
Только дети-сироты, которые учатся в федеральных учреждениях образования, по планам правительства остаются на федеральном обеспечении, содержание остальных – детей-сирот, безнадзорных детей, детей-инвалидов – будет финансироваться субъектами РФ.
Из федерального бюджета предполагается больше не выделять компенсации на питание учащихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования. Планируется упразднить и льготы на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, потому что они были приняты без учета возможностей – бюджетов и не финансировались с момента принятия.
Предлагается отменить Закон «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию», потому что он не позволяет передавать образовательные учреждения региональным и местным органам власти.
Отношения собственности, в том числе вопросы аренды, установления налоговых льгот, стимулирующих развитие образовательных учреждений, предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход, будут регулироваться не отдельно, а так же, как у всех остальных отраслей: налоговым законодательством, законодательством в сфере собственности, законодательством в сфере предпринимательской деятельности.
С предложениями Минфина, указанными выше, в основном можно согласиться, сочли члены правительства. Вместе с тем это ведомство предлагает исключить из Закона «Об образовании»:
– положение, допускающее совместное учредительство образовательных учреждений;
– упоминание федеральной программы развития образования;
– статью 31 «Компетенция органов самоуправления в области образования»;
– статью 40 «Государственные гарантии приоритетности образования;
– статью 44 «Материально-техническая база образовательного учреждения»;
– вопросы, касающиеся правового регулирования негосударственных образовательных учреждений и гарантий права граждан на получение образования в негосударственных учреждениях.
Эти и другие предложения Минфина, например, об отмене Закона «О социальном развитии села» и постановления Верховного Совета РФ «Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений», как было отмечено, «затрагивают ключевые вопросы государственной политики в сфере образования и требуют правовой экспертизы, глубокого детального анализа и оценки социальных и правовых последствий их принятия».
В середине мая эти предложения поступят в Госдуму.
Комментарии