На территории Ханты-Мансийского автономного округа огромную роль в подготовке востребованных на рынке труда квалифицированных специалистов играет Югорский государственный университет, являющийся федеральным вузом, а также высшие учебные заведения, подконтрольные региональным органам управления образованием: Сургутский государственный университет, Нижневартовский государственный педагогический университет, Сургутский государственный педагогический университет, Ханты-Мансийский государственный медицинский институт (ХМАО – Югра). Эти вузы представляют собой региональную систему высшего профессионального образования, в рамках которой существует принципиальная возможность усиления ориентации вузов на решение задач регионального развития. Это становится достижимым в случае, если вузы образуют не просто конгломерат, но единую образовательную среду, созданию которой администрация округа уделяет сейчас очень большое значение.
Выработка концепции развития единой образовательной среды высшего профессионального образования автономного округа базируется на следующих основных принципах:
– комплексный подход к решению проблем развития всех звеньев системы образования в регионе;
– координация работы учебных заведений независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности; обеспечение единства регионального образовательного пространства;
– ориентация на обеспечение соответствия структуры и качества образования потребностям развития экономики, социальной сферы и гражданского общества;
– объединение научной и педагогической общественности региона в целях оптимизации учебно-методической, научно-исследовательской и прочей деятельности в образовательных учреждениях;
– консолидация федеральных и региональных, бюджетных и внебюджетных источников финансирования в целях реализации конкретных проектов комплекса и сохранения финансовой самостоятельности ее субъектов;
– рациональная интеграция материально-технической базы субъектов комплекса для решения приоритетных задач;
– коллегиальность управления, добровольность вхождения в комплекс и признание его устава;
– опора на существующую нормативно-правовую базу и накопленный опыт совершенствования системы образования;
– организационное единство учебного и научного процессов на инновационной основе, исключающее возникновение межорганизационных противоречий между участниками инновационной деятельности;
– непрерывность и сквозной характер кадрового сопровождения инновационных процессов на этапах довузовского, вузовского и послевузовского образования;
– опережающая подготовка кадров для обеспечения приоритетных направлений развития отечественного образования, науки, передовых производственных технологий;
– учет демографической ситуации в регионе;
– обеспечение заинтересованности самих образовательных учреждений в оптимизации структуры сети учебных заведений;
– обеспечение территориальной и материально-технической доступности профессионального образования для населения;
– формирование социально-экономической значимости образовательного учреждения для работодателей, органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ.
Консолидация интеллектуального ресурса вузов округа может существенно помочь развитию диверсифицированной и современной экономики региона. В рамках такой интеграции (консолидации) можно решить следующие задачи:
создание образовательного пространства без внутренних границ со свободным движением всех факторов научно-образовательного производства;
проведение общей академической, научной политики в приоритетных сферах деятельности системы образования;
проведение единой региональной образовательной политики с целью повышения уровня всех субъектов системы образования региона;
объединение различных ресурсов системы высшего образования для повышения эффективности их использования.
Интеграционные процессы являются закономерным этапом развития системы образования, представляют собой положительное явление, поскольку наращивают учебный и научный потенциал и расширяют возможности учебных заведений по оказанию образовательных, научных и иных услуг, способствуют более эффективному использованию ресурсов, а также способствуют реализации основных направлений модернизации образования. Интеграция вузов обеспечивает большую устойчивость каждого вуза-участника на рынке образовательных услуг, увеличивает его ассортиментный портфель, усиливает социальную значимость предлагаемых проектов.
В ХМАО – Югре реализована идея университетских комплексов, когда к ряду университетов присоединяются учреждения среднего специального образования, что институционально подкрепляет идею непрерывного образования.
С целью организации непрерывной подготовки специалистов в этом направлении реорганизация Югорского государственного университета путем присоединения Лянторского нефтяного техникума, Сургутского нефтяного техникума, Нижневартовского нефтяного техникума и Нефтеюганского индустриального колледжа, располагающихся на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, представляется актуальной и своевременной.
Формирование единой образовательной среды высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предполагает также создание ассоциации (одной из форм интеграции) – Большого университета Югры (БУЮ), включающей все высшие учебные заведения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (созданные университетские комплексы).
Характерными особенностями ассоциации являются:
это самая «мягкая» форма интеграции вузов;
члены ассоциации сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица;
ассоциация создается в целях координации деятельности участников, ее решения носят рекомендательный характер и не обязательны для ее членов;
возможна централизация определенных функций, в основном информационного характера.
Инициатором такой сетевой интеграции и гарантом ее устойчивости планирует выступить администрация автономного округа.
Общими целями объединения для вузов – членов ассоциации являются:
представление корпоративных интересов в органах власти;
участие в интегрированных программах федерального и международного уровней;
обеспечение корпоративного взаимодействия с бизнес-сообществом;
формирование системы независимой аккредитации образовательных программ и сертификации специалистов;
формирование единой базы информационных ресурсов;
прогнозирование потребностей трудовых ресурсов;
разработки и реализации проектов развития инновационной образовательной среды ХМАО – Югры.
Поиск решения, который происходит в ХМАО – Югре, актуален для всей России, поскольку актуальна задача координации направлений подготовки в вузах, расположенных на той или иной территории, с потребностью в специалистах регионального рынка труда. Для большинства регионов России от решения этой задачи зависит обеспечение экономики региона кадрами.
Полоса подготовлена по материалам Национального фонда подготовки кадров
Комментарии