– Виктор Стефанович, какими вам видятся учитель будущего и школа, в которой он будет работать? Какими необходимыми компетенциями и навыками должен обладать как современный, так и учитель будущего?
– Внимание к профессии педагога с каждым годом растет. Все большее количество выпускников школ делают выбор в пользу этой профессии и поступают в педагогические вузы. Это подтверждают итоги вступительной кампании. Также в ряде педвузов заметно повысился средний балл ЕГЭ по сравнению с прошлым годом, расширилась география набора, что говорит о том, что молодежи интересна профессия учителя.
Педагог стоит в центре системы образования, он не только дает детям знания, но и воспитывает в них личность, расширяет кругозор, открывает мир, полный возможностей, помогает определиться с будущей профессией.
В современном мире учителю необходимо не только превосходно знать свой предмет и быть наставником для своих учеников. Сегодня большое значение приобретают цифровые компетенции. Развитие новых технологий, конечно же, не уменьшает роли учителя в образовательном процессе. Наоборот, его роль возрастает.
Сегодня существует очень много электронных образовательных ресурсов, и мы уже работаем над тем, чтобы эти материалы были качественными. Но выбрать подходящий материал, найти подход к своим ученикам, сделать урок интересным для ребенка может только педагог.
Поэтому еще раз обращаюсь к родителям, учителям: новые технологии, цифровая образовательная среда не заменят традиционного обучения и живого общения учителя с учениками, традиционный формат обучения – наш безусловный приоритет.
– Повлияет ли на качество подготовки педагогов переход вузов в ведение Министерства просвещения России?
– B 2020 году в ведение Минпросвещения России перешли 33 педагогических вуза страны. Один из ключевых приоритетов Минпросвещения России – выстроить единую систему подготовки учителей, в рамках которой активное участие будут принимать студенты педагогических вузов.
Министерство стремится к тому, чтобы программы для молодых педагогов стали больше развернуты в сторону практики, а сами студенты смогли заниматься повышением квалификации, чаще участвовать в региональных программах развития.
Особое внимание мы будем также уделять развитию цифровых компетенций у будущих педагогов. Для этого Министерством просвещения принято решение о создании на базе педагогических университетов таких комплексов, как педагогический «Кванториум», которые позволят студентам знакомиться с новейшим учебным оборудованием и овладевать современными педагогическими технологиями уже в университете.
Более того, в этом году студенты педагогических направлений подготовки получили право преподавать в школах. Соответствующие поправки внесены в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
8 июня 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал федеральный закон, который дает возможность студентам старших курсов, учащимся по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки», преподавать в школах, если они успешно прошли промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения.
– На конкурсе «Учитель будущего» были яркие творческие педагоги, кандидаты наук, которые пришли в школу без базового педагогического образования. Получили его вдобавок к своему профессиональному высшему образованию и работают весьма успешно. Как вы относитесь к такому явлению?
– Возможность работы в школах получили не только студенты педагогических вузов. Согласно закону по окончании двух курсов успешно прошедшие аттестацию студенты смогут вести занятия по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующим их специальностям и направлениям подготовки.
То есть молодые талантливые ребята, которые действительно хотят реализовать себя в качестве преподавателей, могут, еще будучи студентами, вести различные кружки и секции для школьников. Это отличная возможность для ребят получить практические навыки, попробовать себя в профессии, а также учиться у своих старших наставников – опытных учителей.
– Однако, Виктор Стефанович, идея привлечения студентов к работе в школе вызвала неоднозначные мнения. Какие плюсы и минусы в работе студентов старших курсов видите лично вы?
– Есть мнение, что это может отразиться на качестве образования. Тем не менее педагогическое сообщество, наши эксперты поддерживают эту инициативу.
Умение найти индивидуальный подход к ученику, увлечь ребенка предметом – черты талантливого педагога, но это совсем не значит, что такими качествами не может обладать студент. В данном случае близость по возрасту со школьниками может стать преимуществом студентов педагогических вузов, ведь это означает общность интересов и увлечений с учениками.
Мы часто обсуждаем вызовы цифровизации, мы нацелены на создание цифровой образовательной среды, активное использование полезных цифровых ресурсов в обучении. А молодые педагоги, как показывает практика, обладают всеми цифровыми навыками, спокойно работают и не испытывают сложностей в обучении школьников с применением электронных ресурсов и образовательных платформ.
B проекте «Волонтеры просвещения», в рамках которого студенты педагогических вузов помогают учителям в освоении современных инструментов преподавания с использованием цифровой среды, принимают участие порядка 10 тысяч студентов из 30 вузов и 24 регионов.
– А как вы считаете, что еще может повлиять на престиж учительской профессии?
– Мы стараемся сделать педагогические образовательные программы более практико-ориентированными. Для этого в регионах совместно с педагогическими вузами будут определены базовые школы, где начинающие учителя (студенты) смогут практиковаться в воспитательной работе, преподавании своей дисциплины.
Важно, чтобы уже к моменту окончания своего вуза будущие учителя были подготовлены к полноценной работе с детьми. Таким образом, мы сможем выявлять на ранних этапах студентов, у которых есть талант и необходимые навыки к обучению детей.
Другие важные направления – развитие горизонтального профессионального роста учителей и конкурсов педагогического мастерства.
В нашей работе мы хотим опираться на мнение педагогов, их позицию. Поэтому мы создали Всероссийский экспертный педагогический совет. Отбор проводился на основе единого открытого всенародного голосования, было подано 1779 заявок, а всего за кандидатов было отдано свыше 212 тыс. голосов.
Интерес к голосованию и проявленная участниками активность оказались такими высокими, что было решено включить в экспертный совет не одного, а двух педагогов от каждого региона. К участию приглашались все российские учителя, имеющие стаж работы в школе не менее пяти лет.
Совет призван расширить участие педагогов в обсуждении необходимых шагов по развитию системы образования, он будет представлять интересы педагогического сообщества на основе делегатов из каждого региона, позволит опираться на мнение учителей при принятии управленческих решений.
Недавно мы провели заседание Всероссийского экспертного педагогического совета, пообщались с педагогами, выявили темы, которые волнуют наших учителей. В свою очередь представили позицию министерства по данным вопросам (сокращение избыточной бюрократической нагрузки, организация дистанционного обучения наряду с очным форматом, внедрение цифровой образовательной среды, повышение квалификации педагогов).
Большое внимание мы уделяем развитию конкурсов педагогического мастерства. Очень престижным в сфере образования является Всероссийский конкурс «Учитель года». В этом конкурсе каждый педагог вне зависимости от места проживания имеет возможность показать свой талант, реализовать себя. Успешно развивается и конкурс «Учитель будушего».
Также учителя регулярно принимают участие в мероприятиях министерства, в том числе в онлайн-формате, рассказывают о себе, своем призвании и работе с детьми, делятся советами и жизненным опытом с коллегами, родителями, учениками. Все в совокупности повышает престиж профессии в глазах наших граждан.
Надежда ТУМОВА
Статфакт
Профессиональный конкурс «Учитель будущего» – один из ключевых проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей». Реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование». Конкурс проводится при поддержке Министерства просвещения РФ.
На конкурс «Учитель будущего» поступило более 39 тысяч заявок из всех российских регионов. Лидерами по числу поданных заявок стали Санкт-Петербург, Кемеровская и Московская области, Чеченская Республика и Воронежская область. Из общего числа педагогов, изъявивших желание пройти конкурсные состязания, около 20 процентов составляют молодые учителя до 30 лет. Среди подавших заявки преобладают женщины – 85 процентов.
На первом месте по числу заявок оказались учителя начальной школы, вторые по численности – учителя русского языка и литературы, замыкают тройку лидеров учителя математики. С небольшим отставанием на четвертом месте расположились учителя истории и обществознания. В заочном тестировании, проходившем с 21 по 31 января 2020 года, приняли участие свыше 30 тысяч учителей. Задания первого дистанционного этапа включали тесты по предметам преподавания, возрастной психологии и педагогике, а также по нормам языка и культуре речи.
На этапе тестирования наилучшие результаты продемонстрировали команды учителей из следующих городов: Армавир (Краснодарский край), Моздок (Республика Северная Осетия – Алания), Биробиджан (Еврейская автономная область), Новокуйбышевск (Самарская область), Октябрьский (Республика Башкортостан), Северодвинск (Архангельская область), Санкт-Петербург, Новосибирск, Каменск-Уральский (Свердловская область), Ноябрьск (Ямало-Ненецкий автономный округ). По итогам онлайн-этапа были определены 423 команды – 1269 человек.
Очные полуфиналы прошли с 14 февраля по 27 сентября 2020 года в восьми городах: Санкт-Петербурге, Владивостоке, Томске, Екатеринбурге, Грозном, Ростове-на-Дону, Уфе и Москве. Испытанием для команд стал педагогический триатлон, состоящий из трех заданий («Дебаты», «Методический конструктор» и «Кейс-игра»). По итогам восьми полуфиналов сформирован список из 306 конкурсантов, которые составляют 102 команды.
В финале из 102 команд учителей будут выбраны 30 команд победителей. Проведение финала конкурса «Учитель будущего» запланировано на I квартал 2021 года. Ключевыми испытаниями станут мастер-класс по проведению междисциплинарного урока, проектирование воспитательного мероприятия и конференция, где участникам предстоит рассказать о междисциплинарности преподаваемых ими предметов, а также поделиться своим опытом работы.
Комментарии