В начале XX века Александр Блок, размышляя о «времени и о себе», дал чрезвычайно строгую оценку минувшему: «Век девятнадцатый, железный, // Воистину жестокий век! // Тобою в мрак ночной, беззвездный // Беспечный брошен человек! // В ночь умозрительных понятий, // Матерьялистских малых дел…»
А позже, в 1919‑м, в «Предисловии» заметил: «Уже был ощутим запах гари, железа и крови». Блок зафиксировал время начавшейся всемирной драмы, о которой расскажет в поэме «Двенадцать»:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всем Божьем свете!
Казалось, этот всемирный ураган сметет все. А уж «изящные искусства» и вовсе окажутся на отдаленной периферии жизни. Но в кризисные эпохи непонятным, чудесным образом возникают духовные опоры для каждого человека и целого народа. И часто такой опорой становится чей-то «неподкупный голос»! Этот голос, уловивший весь трагизм времени, всю глубину переживаний русского человека, оторванного от земли и не понимающего «обещанного рая», слышался в стихах Сергея Есенина.
Не кажется случайностью, что именно Блок 22 марта 1915 года получает записку: «Я – поэт, приехал из деревни, прошу меня принять. Сергей Есенин».
К Блоку и раньше приходили никому не известные поэты, но часто по занятости Блок от этих встреч на дому уклонялся. А вот после первой встречи с этим сельским парнем Блок записывает в «Дневнике»: «Днем у меня рязанский парень со стихами. Крестьянин Рязанской губ., 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык».
Как-то сложилось, что первый поэт России в те годы, Блок ненавязчиво, но с безусловным пониманием и сочувствием, глубоко разгадав есенинский характер, напутствует Есенина: «Я думаю, что путь вам, может быть, предстоит не короткий, и, чтобы с него не сбиться, надо не торопиться, не нервничать. За каждый шаг свой рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно, в литературе, пожалуй, всего труднее. Я все это не для прописи вам хочу сказать, а от души; сам знаю, как трудно ходить, чтобы ветер не унес и чтобы болото не затянуло».
Есенину, видимо, не раз пришлось вспомнить эти слова.
Логика наших рассуждений вполне объяснима.
28 ноября исполнилось 140 лет со дня рождения Александра Александровича Блока, русского поэта, как бы передавшего Есенину эстафету национальной поэзии (как когда-то Державин символически передал Пушкину). А 3 октября – 125 лет со дня рождения Сергея Есенина, стихи которого, переведенные на 150 языков, звучат по всей стране и всему миру. И сегодня особенно пронзительно и тонко, почти гипнотически, звучат они на русском языке. Московский городской Дом учителя в стороне от этих важных в нашей жизни событий не остался. Еще весной была запланирована открытая гуманитарная конференция, посвященная 125‑летию со дня рождения С.А.Есенина.
Но кто же мог предположить, что проверка на прочность продолжится и осенью?! Казалось, что только с большим трудом можно попробовать провести такую конференцию. Ведь возможности прямых очных контактов по известным объективным причинам почти не осталось. Но жизнь в который раз показывает таинственное влияние высокой поэзии на человека. Неожиданно много людей захотели поговорить о Есенине. Не только учителя, но и старшеклассники, студенты колледжей, институтов и ветераны педагогического труда! Их участие стало несколько неожиданным, но оттого и радостным. В чем же неожиданность объединения людей разных возрастов и даже разных занятий на такой конференции? Попробуем разобраться.
В поэзии Есенина много почти магического. Вряд ли можно найти на земле поэта, песни на стихи которого пели в ГУЛАГе, тюрьмах, у студенческих костров и в компаниях академических ученых. А какие читатели были у Есенина?! До революции стихи его читали представители самых разных сословий: крестьяне, городская беднота и дворяне. Он сам читал во дворце перед царицей Александрой Федоровной и великими княжнами, а после революции среди читателей – большевистские вожди Ленин, Троцкий, Свердлов, Дзержинский, Киров, Орджоникидзе, позднее – Сталин. «На любви к Есенину, – писал Георгий Иванов, – сходятся и шестнадцатилетняя комсомолка, и пятидесятилетний белогвардеец».
Сколько критиков толковало о загадке редчайшей популярности Есенина, а, собственно, загадки-то и не было. Талант душевной распахнутости, искренности, обаяния природа соединила в одном человеке с поразительным даром слышать музыку времени, чувствовать красоту мира, жить, «волнуясь сердцем и стихом». Такое случается, может, раз в столетие, а то и реже. Думаю, что именно этим можно объяснить такой всплеск интереса к поэту и состав участников конференции.
Разумеется, возможной формой сейчас остается только видеоконференция, но этот режим нами уже освоен.
Правда, «за кадром» остается торжественная часть, которая может присутствовать в формате новых технологий, но не может заменить живого общения. Пригодился для торжественного открытия новый документальный фильм, автором сценария и ведущим которого выступил историк и поэт Сергей Дмитриев. Делимся опытом: короткий, но очень качественный фильм может быть формой открытия таких мероприятий, если нет возможности проведения в традиционной форме. Предлагаем читателям присоединиться к нашему разговору и посмотреть только что вышедший фильм «Моя поэма – Русь» (студия «Лавр», а в Интернете на сайте «Поэтические места России» – ruspoetry.ru).
Амплитуда предложенных докладов, проектов, исследований показала, что Есенин интересен и как поэт, и как личность, и как мыслитель. Приведем некоторые из тем, которые обсуждались: «Своеобразие сюжетов в поэмах С.А.Есенина», «Поэма «Инония» в исследовательском контексте», «Есенин в диалоге с поэтами-современниками», «Есенин и его корреспонденты. Письма поэта как документальный материал для изучения жизни и творчества поэта», «Есенин и Г.Свиридов», «Идея прогресса в художественном сознании Есенина», «Творчество Есенина в современном образовательном процессе».
Перечисленные темы свидетельствуют о том, что конференции могут решать проблемы межпредметных коммуникаций и значительно расширять представления участников о культурном и историческом контексте эпохи. Кроме того, форма открытого монолога требует очень значительного образовательного ресурса. Если суммировать списки используемой при подготовке к выступлению литературы, то чего только не перечитали участники:
исследования по истории, литературоведческие работы, письма и дневники. Убедительно выступила К.Терешина, ученица 11‑го класса школы №1636, с докладом «Воспоминания современников о Сергее Есенине». В работе дан объемный портрет поэта через отношения Есенина с Горьким, Буниным, Блоком, Маяковским. Интерес к глубинному смыслу поэзии Есенина показала А.Самойлова, ученица 11‑го класса школы №1636, в исследовании «Библейские мотивы и образы в лирике Есенина». Олег Удальцов, ученик 10‑го класса школы №463, написал глубокую и оригинальную работу «Образ С.А.Есенина в книге В.Ф.Ходасевича «Некрополь».
Следует отметить учеников 10‑го класса школы №939 А.Самородову, («Русская история до 1917 г. в поэзии Есенина»), В.Шутову («Тема любви в лирике Есенина»), А.Ступину («Современное звучание поэзии Есенина»). Все работы отличаются стремлением осознать онтологичность есенинской поэзии.
Просто необходимо сказать о студентах Экономического лицея при РЭУ имени Г.В.Плеханова. Их доклады указывают на очень высокую парадигму гуманитарного образования в учебном заведении, где профильными являются другие предметы. («Опыт интерпретации стихотворения С.А.Есенина «Иорданская голубица», Софья Онищенко, «История иллюстрирования поэм С.А.Есенина», Дарья Винокурова, «Творчество Есенина в оценке современного литературоведения», Анна Пономарева).
Знаменательно, что высокая литература всегда объединяет самых разных людей. Случайно ли рядом со своими питомцами выступил и их наставник – Дарья Александровна Хаустова, учитель русского языка и литературы того же лицея, с докладом «Поисковые задания при изучении поэмы С.А.Есенина «Анна Снегина»?
Есенин писал о своих стихах: «Эта песня в сердце отзовется». Так и случилось, потому что «эта песня» создавалась на основе глубоких размышлений. Он знал, каким даром обладает, и сознавал главное, что определяет настоящего поэта и человека. Мысль эту сформулировал еще Пушкин, которого боготворил Есенин:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Вот что держит человека даже во времена космических ураганов. Этот ураган настиг и Есенина. Но он состоялся как великий поэт и великий сын России:
Я о своем таланте
Много знаю.
Стихи – не очень трудные дела.
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
Ему пришлось пережить три войны и три революции. «В сонме бурь неповторимые я вынес впечатленья», – написал он позже. Есенин понимал неизбежность технического прогресса, но крестьянской душой чувствовал его опасность, предвидел, что прогресс в том виде, в котором он уже тогда предлагался человечеству, помешает человеку жить в согласии с природой и с самим собой. Кажется, он увидел мир глазами человека XXI века, нас пожалел и нам посочувствовал:
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
О тайне воздействия есенинской поэзии очень точно сказала Галина Леонидовна Оськина, заслуженный учитель России, ветеран педагогического труда (школа №718 ЗелАО):
– Как-то само собой возникали мысли и вопросы: что дает нам всем Есенин в плане не только литературном, но и гуманитарном, что от него поселяется в нашем физическом организме, как отзывается в сердце, как это влияет на наше духовное и физическое здоровье? Отвечали: радость, оптимизм, настойчивость и легкость, любовь к матери, родному краю, животным, умение любить и ценить нежность, вера в сказку жизни, любовь к песне, временами есенинская грусть, шелест луговых трав, умение дружить с людьми и природой, ведь в этом закладывается характер, формируются миросозерцание и наше гуманитарное мировоззрение, понимание сути человеческого бытия, жизни и смерти, добра и зла, вечности и бессмертия, неустанного удивления, умение «кровью чувств ласкать чужие души», желание жить и радоваться жизни.
В другой форме в своих работах эти же мысли высказали ветераны педагогического труда Н.П.Смирнова (СВАО), Т.А.Боголепова (ЮЗАО), Л.С.Кудряшова (ЮЗАО), М.Я.Фахретдинова (ЮЗАО). Все доклады учителей-ветеранов – свидетельство глубочайших знаний, широкой профессиональной эрудиции и преданности русской литературе.
И еще одно наблюдение: в этом году наши педагоги работают на градусе крайнего напряжения, так как сильно изменились условия работы, а задачи усложнились. Но насколько духовно богаты наши учителя! Не просто заметили есенинский юбилей, но и сочли необходимым своим участием в конференции его отметить (О.С.Маевская, Газпром школа, Е.Н.Лукашова, школа №1507, А.Н.Шарапова, школа №1449, И.А.Григорьева, школа №962, Н.А.Жеклаева, школа №1034). Московский городской Дом учителя традиционно готовит к публикации сборник с материалами конференции.
Поэзия Есенина – это «половодье чувств», богатство душевного постижения жизни, всего того «родного и близкого, от чего легко зарыдать». А потому стихи его остаются с нами как охранная грамота. Об этом надо помнить и это надо беречь.
Лариса ЧЕРНИЧЕНКО, Московский городской Дом учителя
Комментарии