Это произошло ровно семь лет назад, когда педагога из Сызрани Галину Романову в составе российской делегации пригласили в США на конференцию по проекту «Гражданин». И тут Галина Алексеевна увидела такое, что в пору было воскликнуть: «Эврика!». Оказалось, что американские коллеги из центра гражданского образования в Калабасасе (штат Калифорния) разработали особую форму участия школьников в общественно значимых делах, они еще во время учебы проявляют себя как активные граждане. Галина Романова сразу ухватилась за эту идею, осознав, что это как раз то, что крайне необходимо ее ученикам, чтобы они, выйдя из школы, не оказались в положении пловца, брошенного в открытое море, подготовленного только теоретически, но не получившего практических навыков.
Галина Романова решила попробовать этот проект в двух школах Сызрани. Действительно, незачем изобретать велосипед, если он уже есть. Его можно только совершенствовать, улучшать, модернизировать. То же самое можно сказать и об этом замечательном проекте.
Весной следующего года Галина Романова и ее ученики во время олимпиады по граждановедческим дисциплинам продемонстрировали социальные проекты, разработали план реализации.
Ее дети действовали так же, как и их американские сверстники. Выявили проблемы своего социума, собрали информацию, проанализировали ее, оценили возможные последствия, встретились с представителями местной власти.
Реакция собравшихся из разных мест педагогов была точно такая же, как и ее собственная в Америке. Рассказ о новом проекте был опубликован в «Учительской газете» и ее приложении «Граждановедение». На что получено множество откликов.
Еще через год, когда в Самаре был создан Центр гражданского образования, постепенно была разработана своя, российская версия проекта. В нем появилось направление, связанное с общественно полезной деятельностью детей. И его стали использовать сначала в четырех, а затем и во многих школах Самары.
Существует устойчивое мнение, что у нас в стране любое новшество, тем более имеющее иностранные корни, плохо приживается на любой почве, в том числе и на ниве просвещения. Мешает сопротивление, неприятие самих людей. Известно, что даже картофель, ставший затем нашим национальным продуктом, был внедрен только после высочайшего царского указа. А вот проект, он стал называться «Я – гражданин России», в удивительно короткий срок овладел массовым сознанием учеников и учителей. Причем следует подчеркнуть, что инициатива исходила снизу и только затем она получила одобрение министерства.
Владимир Филиппов, в то время бывший министром образования, узнав о проекте «Гражданин», специально побывал в США, чтобы из первых уст услышать и воочию убедиться в его эффективности. Пожалуй, с этого момента министерство активизировало внедрение его в нашей стране. Разумеется, с российским наполнением, с нашим содержанием. Не важно, откуда он пришел, ценнее другое – проект создает благоприятные условия для социализации и самореализации детей, учит юных граждан жить в системе демократических ценностей. Так была министром поддержана инициатива самарских учителей, «Учительской газеты».
Участие в социальном проектировании стало для российских детей привлекательным и любимым занятием. Они поверили, что это уже не игра, а настоящие конкретные дела. Они поняли свою ответственность. Они увидели собственную значимость.
В 2000 г. на основе этой программы впервые была проведена Всероссийская акция «Я – гражданин России». Ее учредителями стали Минобразование РФ, «Учительская газета», Ассоциация «За гражданское образование», Самарский центр гражданского образования. Финал конкурса прошел в лагере «Орленок» летом 2001 года. В этом году состоялась уже IV Всероссийская акция «Я – гражданин России». На заочный этап ее было представлено около 500 проектов из более чем 60 субъектов России.
Дети, особенно подростки, во все времена мечтали и мечтают о каких-то удивительных делах и поступках. Теперь у них появилась такая возможность. У них многое получается. 12-15-летние ребята нередко успешнее взрослых справляются с бытовыми, социальными проблемами своего села, поселка, города. И часто не взрослые для них, а они для взрослых являются примером активности, неравнодушия, ответственности, общественно значимого действия.
Комментарии