Цель: доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.Задачи:- продолжать формирование у детей представлений о космосе, о профессии летчика-космонавта, расширять их кругозор;- развивать мышление, умение «читать» схему;- развивать ловкость и находчивость;- активизировать словарь дошкольников;- воспитывать дружеское взаимопонимание и желание помогать друг другу.
Ход праздникаДети собираются в музыкальном зале, который украшен на космическую тему. Выходит ведущий.Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Скоро все люди нашей страны будут отмечать большой праздник – День космонавтики. Ребята, а вы знаете, кто такие космонавты? (Ответы детей). Правильно, и сегодня к нам в садик пришел настоящий космонавт.Звучит космическая музыка (группа «Спейс»). Появляется Космонавт.Космонавт:Если очень постараться,Если очень захотеть,Можно на небо поднятьсяИ до Солнца долететь,И всерьез, не понарошку,Познакомиться с Луной.Погулять по ней немножкоИ вернуться вновь домой.Ребята, а вы что-нибудь о космосе знаете?Дети читают стихи о космосе.Исполняется песня «Марш юных космонавтов» (слова В.Антоновой, музыка Т.Шутенко).Космонавт:А сейчас, ребята, вамЯ один вопрос задам.Отряд юных космонавтовСобираюсь набирать.Вы хотели бы, ребята,Космонавтами все стать?Дети (хором): Да!Космонавт:Очень рад, но для начала,Говоря без лишних слов,Одного желанья мало -Каждый должен быть здоров!Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? (Ответы детей). А на чем космонавты отправляются в космическое путешествие? (На ракете). Вот и нам, ребята, для полета нужна будет ракета. Давайте ее построим.Ребенок:Герои космонавтыЛетали на ракетах.Мы наших космонавтовВидали на портретах.Давайте поиграем:Ракету смастерим.Как наши космонавты,Все в космос полетим.Космонавт:Веселее, детвора,За работу нам пора!Проводится игра-эстафета «Построй ракету» (дети из геометрических тел по схемам строят ракеты).Космонавт: Ребята, ракеты у нас есть, значит, все мы теперь космонавты.Ребенок:Мы сейчас все космонавты.Как Гагарин, как Титов.Экипаж ракеты нашейВ космос вылететь готов.Проводится игра «Полет в космос». Участвуют капитаны отрядов. Одновременно играют четверо детей (две пары). У каждой пары в руках длинная лента, к концам которой прикреплены небольшие палочки. На концах каждой палочки – изображение космической ракеты, а на середине ленты – изображение планеты. По сигналу каждый играющий старается как можно быстрее намотать вращательными движениями ленту на свою палочку и «приблизить свою ракету к планете».Космонавт: Капитаны справились с заданием, и теперь мы набираем экипажи для наших ракет.Проводится игра «Космонавты». На полу разложено несколько обручей. Количество «ракет» меньше, чем число играющих. Дети идут по кругу со словами:Ждут нас быстрые ракетыДля полета на планеты.На какую захотим,На такую полетим.Но в игре один секрет:Опоздавшим места нет!Дети бегут к ракетам, стараясь занять себе место.Звучит песня группы «Земляне» «Трава у дома».Космонавт: Ребята, вы построили ракеты, вступили в отряд юных космонавтов. Все вы сильные, ловкие, смелые, и теперь нам пора отправляться в космическое путешествие.Ведущий: Отряды юных космонавтов, приготовиться к космическому путешествию!Воспитатель: 1-й отряд к космическому путешествию готов!Космонавт: 2-й отряд к космическому путешествию готов!2-й воспитатель: 3-й отряд к космическому путешествию готов!3-й воспитатель: 4-й отряд к космическому путешествию готов!Звучит марш, отряды выходят из зала.Каждый отряд совершает свое путешествие.1-й отряд занимается приготовлением праздничных блюд. Дети вместе с воспитателем оформляют «космические» угощения из фруктов, сухофруктов, орехов и т. д.2-й отряд вместе с Космонавтом отправляется на спортивную станцию.Космонавт: Космонавтами могут стать только сильные, ловкие и смелые. Я предлагаю вам проверить свои силы.Тренировка юных космонавтов:- ходьба (обычный шаг; ходьба с поворотом вокруг себя; ходьба со сменой направления);- бег (обычный; в чередовании с прыжками на одной ноге; с прыжками с ноги на ногу).Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой1. «Невесомость». Исходное положение – основная стойка, палка внизу, хват спереди. Наклоны головы вперед-назад, влево-вправо (6-8 раз).2. «Пульт управления». Исходное положение – основная стойка, палка в вытянутых руках перед собой. Вращение палки вправо-влево; опускать вниз то один конец, то другой (8-10 раз).3. «Полет между звезд». Исходное положение – основная стойка, палка в обеих руках за плечами. На счет «раз» – наклон корпуса вправо; «два» – вернуться в исходное положение; 3 – наклон корпуса влево; 4 – вернуться в исходное положение (6-8 раз).4. «Взлет – посадка». Исходное положение – основная стойка, палка поднята вверх.1 – встать на носочки; 2 – присесть, палку вытянуть вперед; 3 – подняться, встать на носочки; 4 – вернуться в исходное положение (8 раз).5. «Болтанка». Исходное положение – основная стойка, руки на поясе, палка на полу. Прыжки через палку в чередовании с ходьбой. Упражнение на восстановление дыхания.Эстафета «Переправа». У капитана команды в руках обруч. В обруч к нему встает следующий игрок, и они вдвоем бегут в обруче на другую сторону зала. Второй игрок выходит из обруча, а капитан бежит за следующим игроком, переправляя таким образом всех игроков своей команды.Эстафета «Полет на Луну». Дети прыгают на мячах-хопах до ориентира и обратно, передают эстафету следующему.Эстафета «Флаг на Луне». Команды стоят на одной стороне зала, на другой стороне находятся стойки для флажков. Каждый игрок добегает змейкой до стойки между ориентирами и вставляет в нее флажок. Возвращается обратно по прямой. Бегут следующие.3-й отряд занимается «строительством космической станции».Материалы, инструменты, оборудование: пластилин разных цветов, стеки, крышки, коробочки, трубочки, палочки, зубочистки, пружинки, мягкая проволока, цветная бумага, картон, ткань, фольга, пуговицы, нитки.Взрослый напоминает детям о роли космических кораблей и спутников в жизни современного человека. На удобном для разглядывания месте размещаются фотографии, рисунки, чертежи.Поддерживая интерес детей, взрослый предлагает вылепить космодром с множеством космических кораблей, спутников, станций. Дети достают свои эскизы, готовят все необходимое, в том числе бросовый материал, бумагу, стеки.Воспитатель показывает детям приемы преобразования формы-основы: шара – в спутник, цилиндра – в ракету. Так, на шаре делают углубления (пальцем, карандашом, колпачком фломастера), вставляют в шар антенны (палочки, трубочки) или прикрепляют к нему отдельно вылепленные «колбаски». Цилиндр раскатывают в конус продольными движениями ладоней, при этом сильнее сдавливают один конец. Полученный таким образом корпус ракеты в нижней части дополняют крыльями из расплющенных и заостренных цилиндров.Дети самостоятельно создают разные летательные аппараты, увеличивая по своему желанию количество деталей и усложняя их конструкцию. На спутниках появляются различные лопасти, крылья, солнечные батареи или отражатели. Космические корабли составляют из разных пропорционально выдержанных деталей. Для более точной передачи задуманной или выбранной по рисунку конструкции дети используют вспомогательный материал: трубочки и палочки для тонких антенн, крышки и металлические пуговицы для иллюминаторов, фольгу для оформления корпуса, цветную бумагу или ткань, изображения огня из сопла. Они сверяют свои работы с фотографиями, чертежами, эскизами, мысленно перебирают разные варианты и останавливаются на более интересном, оригинальном, рациональном.В конце деятельности дети рассуждают о том, для чего предназначен тот или иной космический аппарат. Одни спутники будут передавать информацию для составления прогноза погоды, другие – помогать морским штурманам в определении местонахождения кораблей в океане, третьи – обеспечивать радио- и телевизионную связь. Космические корабли полетят на Луну, Венеру, Марс, чтобы изучать их, или еще дальше, за пределы Солнечной системы, чтобы узнать, есть ли там жизнь.Воспитатель читает стихотворение А.Лугарева «Космический сон»:Мы с тобою космонавтыИ летим в одной ракете,И поэтому не прав ты,Говоря, что мы лишь дети.Посмотри, Земля под нами.Неужели ты не видишьТе космические дали,Яркий старт и звездный финиш?Ты взгляни в иллюминатор,Звезды в космосе кружатся.Потому что космонавтамОни ближе и виднее…Мы в созвездии Ориона.Под рукой надежный бластер.Для созвездия мы – шпионы.Здесь кипят такие страсти…Жму на «антигравитатор»,Чтобы не попасть в «ловушку»,И включаю генератор,«Плазматическую» пушку.«…Саша, Саша, просыпайся!Вечно ты у нас мечтаешь!Поскорее одевайся,Где же ты опять летаешь?»Все вылепленные поделки располагают на «космодроме» – большом листе картона или на столе.4-й отряд совершает космическое путешествие со Звездочетом.Педагог приводит детей к планетарной комнате «Волшебная астрономия», где их встречает Звездочет.Педагог: Здравствуйте, Звездочет, сегодня мы вместе отправимся в космическое путешествие.Звездочет: Я слышал, вы вступили в отряд юных космонавтов. У юных космонавтов должна быть хорошая память, сейчас мы проверим. На последней встрече я рассказывал вам о своем любимом времени суток. Кто помнит, какое время суток я люблю и почему? (Дети отвечают.)Ребята, а вы любите смотреть на небо вечером? Что можно увидеть на небе? Да, верно, в безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звезд. Они кажутся маленькими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле, вы знаете, звезды очень большие.Педагог: У многих звезд есть свои названия. Какие звезды вы знаете?Дети: Полярная звезда, Сириус, Вега, а самая близкая звезда – Солнце…Ребенок читает стихотворение:На севере звезда видна,И называется онаПолярною звездой.Она надежный друг людей,И две Медведицы при нейСреди космических огнейВсе ходят чередой.Педагог: А что это за две медведицы при ней? Какие еще вы знаете созвездия?Звездочет:В пространстве космическом воздуха нет,И кружат там девять различных планет.Ребята, назовите планеты, которые вы знаете.Педагог: Все они входят в состав Солнечной системы. А почему она так называется?Дети отвечают. Ребенок читает стихотворение о Солнце:Солнце – звезда, преогромнейший шарСвет излучает, как будто пожар.Ну а планеты тот свет отражают,Солнце – светило они обожают!Звездочет: А как называется галактика, наша Солнечная система входит в состав галактики (Млечный Путь.)Ребенок читает стихотворение «Млечный путь»:Млечный путь прорезал ночь,Как лыжня в снегу точь-в-точь.Он искрится и сверкает,А под утро в небе тает.Педагог: Какие небесные тела вы знаете? Что такое астероиды? Что такое метеорит? Что такое комета?Стихотворение о комете:Раскинув свой огнистый хвост,Комета мчится между звезд.- Послушайте, созвездия,Последние известия,Чудесные известия,Небесные известия!Несясь на диких скоростях,Была у Солнца я в гостях.Я Землю видела вдалиИ новых спутников Земли.Я уносилась от Земли,За мной летели корабли!Звездочет: Память у юных космонавтов хорошая, как насчет смекалки?Игра «Собери картинку». Дети собирают из частей изображение созвездий Большая и Малая Медведица, Солнца, Земли, Луны, лунохода, комет.Педагог: Космос всегда интересовал человека. Ведь это так важно знать, есть ли жизнь где-нибудь еще? Есть ли воздух на других планетах?Звездочет: Почти сто лет назад в городе Калуга жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский (показывает портрет). Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучать их. Он задумал сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой-нибудь планеты. Циолковский проводил расчеты, делал чертежи и придумал такой аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить. Но он рассказал об этом в своих научных книгах.Педагог: Все внимание на экран.Отрывок из фильма «Человек и космос. Мечта и поиск» (часть 4, раздел 4 «Куда дальше?»).Педагог: Как вы думаете, сразу ли полетел человек в космос?Дети рассказывают о запуске спутников и животных.Педагог: Ребята, как вы думаете, а почему ракета летает?Опыт «Почему ракета летает?» (материалы: воздушный шарик, нить, трубочка для коктейля, две стойки и бельевая прищепка).Звездочет: Юные космонавты должны быть сильными и физически выносливыми.Проводится зарядка для космонавтов:- «открыть люк обсерватории»: исходное положение – сидя на стуле, руки на столе; попеременно ставим руку на локте;-«выдвигаем телескоп»: сидя на стуле, делаем наклоны головы вперед и назад;-«протираем тряпочкой объектив»: круговые движения руками перед собой;-«загораются звезды»: попеременно поднимаем руки от плеча вверх, раскрывая ладоши;-«астероиды»: исходное положение – сидя на стуле, руки на поясе; наклоны туловища вправо-влево;-«метеоритный дождь»: сидя на стуле, попеременно поднимаем ноги.Педагог: Мы говорили, что люди летают на ракете, а какие космические аппараты вы еще знаете?Дети: Космические станции, спутники.Педагог: Для чего нужно изучать космос и для чего необходимы спутники?Рассказы детей.Педагог: Космические полеты длятся порой долго. Что кушают космонавты? Как они умываются? Как делают зарядку? Ведь в космосе невесомость.Отрывок из фильма «Человек и космос. Мечта и поиск» (часть 4, раздел 6 «Большие надежды – шаттл и международная космическая станция». Сюжет про невесомость и жизнь на космической станции).Звездочет: Ребята, наше путешествие подходит к концу. Я жду вас на новые встречи в «Волшебной астрономии».После путешествия отряды снова собираются в зале.Ведущий: Вот и подошло к концу наше космическое путешествие. Вместе с вами, ребята, путешествовали и наши гости. Давайте узнаем их впечатления.Слово предоставляется гостям.Награждение участников.Ребенок:Мы из полета возвратилисьИ на Землю приземлились.Скажем весело «ура!»Подкрепиться бы пора.Ведущий приглашает всех на дегустацию праздничных блюд.Педагоги-организаторы Н.Ю.ЛЕБЕДЕВА, Е.В.МЕТЕЛЬКОВА, инструктор по физической культуре Л.Т.СИБИРЕНКОВА, детский сад №75Кострома
Комментарии