Подготовке к урокам учителя посвящают львиную долю своего времени. Однако это далеко не единственное, что делают педагоги.
Из-за загруженности иными формами деятельности многие учителя не могут уделять подготовке к занятиям столько времени, сколько требуется. Об этом говорят результаты мониторинга экономики образования, проведенного экспертами НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ). В опубликованном ВШЭ информационном бюллетене «Школьные учителя в изменяющихся условиях: адаптивность и готовность к инновациям» проанализированы виды деятельности школьного учителя.
На первом месте стоит проведение уроков в очном формате, далее идут проверка работ учащихся (это касается учителей начальных классов, естественных и гуманитарных дисциплин) и отчетность, а также внеклассные мероприятия с учениками и собственное профессиональное развитие, индивидуальная работа с детьми.
Разнообразие видов работ, которыми должен заниматься учитель, приводит к тому, что времени на подготовку к урокам не хватает. В этом признались экспертам ВШЭ от 67 до 74% педагогов, участвовавших в исследовании. Как уже сообщало сетевое издание «Учительская газета», загруженность и даже перегруженность педагога является одной из главных проблем современного образования, причины которой лежат в низкой заработной плате учителей. По данным НИУ ВШЭ, большинство из них считают уровень своей зарплаты неудовлетворительным и хотели бы получать как минимум вдвое больше.
Чтобы обеспечить себе более или менее приличный доход, большинство учителей независимо от стажа работают не только в своей школе, но и в других образовательных организациях, занимаются репетиторством. Репетиторство назвали источником дополнительного дохода 15,6% начинающих учителей, а также 11,6% опытных педагогов. Более 58,4% респондентов со стажем от 5 до 20 лет 31–40 часов в неделю заняты работой в своей школе, еще 56,9% педагогов отметили, что до 10 часов в неделю работают в других образовательных организациях. Эта категория педагогов занимается репетиторством не менее 10 часов в неделю (81,6% ответивших; при этом у 14,7% данный вид подработки занимает еженедельно от 11 до 20 часов). Кроме того, 54% учителей с тем же стажем до 10 часов в неделю заняты другими видами трудовой деятельности.
В информационном бюллетене анализируется также компетенции и методики обучения, которые не вполне освоены учителями с разным профессиональным опытом. Молодые педагоги рассказали, что им не хватает навыков работы с детьми, которые не отличаются примерным поведением. Более опытные коллеги говорят о проблемах, возникающих у них при работе с цифровыми сервисами. Кроме того, все учителя признались, что школы недостаточно обеспечены методиками обучения детей с инвалидностью и особенностями развития, а также одаренными детьми.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» приводило результаты исследования РАНХиГС, согласно которому 69% учителей не планируют уходить из системы школьного образования.
Комментарии