search
main
0

Большие задачи дошкольного образования

Начиная с 1994 года детский сад предоставляет дополнительные платные образовательные услуги. Необходимость этого была продиктована социальным заказом населения нашего района. В то время в Северном Медведкове практически не было учреждений дополнительного образования и родители наших воспитанников многократно обращались к нам с просьбой открыть кружки в детском саду, так как наше учреждение всегда имело высокий рейтинг в районе. С тех пор прошло 17 лет, жизнь сильно изменилась, в Медведкове открыли много государственных и частных учреждений дополнительного образования, но кружки и студии нашего детского сада пользуются неизменным спросом у населения района и продолжают успешно работать на новом современном уровне. Анализируя наш опыт, мы пришли к выводу о том, что успех этого направления деятельности зависит целиком от качества предоставляемых услуг, а оно в свою очередь определяется несколькими факторами.

о-первых, это профессиональный уровень преподавателей. Все наши руководители кружков имеют высшее педагогическое образование, обязательно периодически проходят курсы повышения квалификации по своему направлению, занимаются самообразованием, представляют свой опыт на «круглых столах», семинарах, методических объединениях, печатаются в журналах. Следующее непременное условие – создание современной разнообразной предметно-развивающей среды для занятий. В помещениях, где проводятся занятия, должно быть комфортно, красиво, светло, просторно. Очень важно продумать создание такой среды, которая была бы необходимой и достаточной, легко трансформировалась, помогала повысить эффективность занятий и, главное, радовала детей. В нашем учреждении имеется прекрасно оборудованный спортивный зал, музыкальный зал, кабинеты английского языка, развивающих игр, изостудия, а также кабинеты логопедов, дефектологов, психологов. Все эти помещения используются очень интенсивно, в первую половину дня там проходит организованная образовательная деятельность по основной программе детского сада, а во второй половине дня – занятия дополнительного образования. Еще одним важным фактором стал выбор направлений дополнительного образования. Наш главный заказчик – родитель, мы обязательно советуемся с родителями, в начале и конце учебного года проводим анкетирование родителей, обсуждаем дополнительное образование на общих и групповых родительских собраниях. Окончательное решение принимается при согласии родительского комитета детского сада, куда входят представители всех групп. После того как выбраны направления, педагоги должны разработать программы дополнительного образования и ознакомить с ними родителей. Это очень непростое дело, поскольку программ в настоящее время огромное множество, а мы должны выбрать такую, которая отвечает и нормативным требованиям (не дублирует основную общеобразовательную программу детского сада, одобрена Министерством образования и науки РФ), и эффективна, проверена опытом, и, конечно же, интересна для детей. Часто педагогам приходится осуществлять комплексирование программ – например, в нашем детском саду много лет проходят занятия под названием «Этика». Готовой, разработанной программы по данному направлению нет. Наш педагог дополнительного образования разрабатывает рабочую программу, в которой использует такие известные парциальные программы, как «Я, ты, мы» (Р.Стеркина, О.Князева), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Князева, М.Маханева), «Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников» (И.Курочкина), «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» (Л.Кондрыкинская). Рабочие программы по каждому направлению согласовываются с окружным учебно-методическим центром и утверждаются заведующим. Немаловажная проблема – правильная организация дополнительных образовательных услуг. Необходимо очень четко спланировать расписание, чтобы занятия не приводили к перегрузке детей, не занимали режимных моментов (прогулки, сна, принятия пищи), учитывали все требования СанПиНов. Очень важный момент – доступность и прозрачность всей информации о дополнительных платных образовательных услугах: организационной, содержательной, финансовой. В нашем учреждении ежегодно издается приказ о дополнительных платных образовательных услугах, где оговариваются все условия их проведения: направления дополнительного образования, стоимость услуг, заключение договоров с родителями, компоновка групп для занятий, кадровый состав, должностные инструкции педагогов по дополнительным платным образовательным услугам, сетка занятий, штатное расписание на дополнительные платные образовательные услуги, сметы доходов и расходов на платные дополнительные образовательные услуги, возложение ответственности за жизнь и здоровье детей на преподавателей дополнительных платных образовательных услуг, назначение организатора платных образовательных услуг. Все эти документы оформляются в приложениях и доступны любому родителю, педагогу, вышестоящим органам. Кроме того, вся информация вывешивается на специальном стенде в фойе детского сада и на сайте учреждения. Очень важно обсудить с родителями все финансовые вопросы по дополнительным платным образовательным услугам до их проведения. Мы это делаем на специальных родительских собраниях по дополнительным платным образовательным услугам в самом начале учебного года. На них обсуждаем стоимость услуг, их организацию, порядок оплаты, направления расходования полученных денежных средств. Решения по всем этим вопросам оформляются в виде протокола, который подписывают все родители и заведующая детским садом. Только после этого заключаются договора с родителями на оказание дополнительных платных образовательных услуг. Ежеквартально на информационном стенде вывешивается финансовый отчет о расходовании денежных средств, полученных за дополнительные платные образовательные услуги. Наше учреждение находится на финансовой самостоятельности, имеет собственную бухгалтерию, отдельный внебюджетный счет, куда поступают все денежные средства, полученные за дополнительные платные образовательные услуги, поэтому отчитаться перед общественностью о расходовании денежных средств не составляет труда. Кроме финансового вопроса, родителей всегда интересует результативность наших занятий с детьми. Поэтому педагоги дополнительного образования на групповых родительских собраниях в конце года обязательно рассказывают о достижениях детей, проводят мониторинг по своим направлениям и знакомят с его результатами родителей через информационные стенды в группах, оформляют специальные демосистемы, в которых отражается вся деятельность детей, посещающих кружок, представляют тематические и обобщающие мультимедийные презентации. О каждом конкретном ребенке педагог беседует с родителями на индивидуальных консультациях. На общем родительском собрании педагоги рассказывают об успехах детей на конкурсах, соревнованиях, фестивалях разного уровня. Наши воспитанники ежегодно участвуют в различных соревнованиях, фестивалях, конкурсах, за что награждены грамотами, кубками, медалями. Вот только некоторые из них: фестиваль детского творчества «Надежда», конкурс «Знай-ка!», «Веселые старты», фестиваль «Цветик-семицветик», соревнования по ритмической гимнастике, спартакиада среди дошкольников. Мы считаем, что созданная нами система дополнительного образования во многом помогает творческому росту детей, их успешности и активности. Ведь в нашем детском саду каждый может найти себе занятие по интересам. В настоящее время у нас работают следующие направления дополнительного образования: детский музыкальный театр, студия художественного труда, детский оркестр народных инструментов, ритмопластика, развивающий курс для дошкольников, английский язык, этика, риторика. Много лет работая с детьми и их родителями, мы пришли к выводу о том, что семья, особенно молодая, очень часто испытывает трудности в вопросах воспитания детей, потому что молодые люди не подготовлены к родительству. Поэтому мы решили организовать дополнительное образование и для родителей и начали с будущих мам и пап. В новом, 2011 году мы открыли «Школу будущих родителей» для их психологического сопровождения перед рождением и после рождения ребенка. Пока «Школа будущих родителей» работает бесплатно, ведь дело это для нас новое, но мы подошли к нему со всей серьезностью и ответственностью. Наши психологи под руководством научного консультанта доктора психологических наук профессора И.Левченко разработали программу, определили цели, задачи и основные этапы работы. Мы заключили договор с Центром планирования семьи №3, подготовили договора с женской консультацией поликлиники №153 и комнатой здорового ребенка детской поликлиники №11. Сейчас заканчиваем набор первой группы будущих мам, которые будут учиться дарить любовь своему ребенку и принимать его любовь, достигать гармонию в отношениях с близкими, получать поддержку в познании себя. В дальнейшем мы планируем расширить эту деятельность и надеемся, что она принесет пользу не только родителям наших будущих воспитанников, значительно обогатит наш педагогический опыт и позволит получить внебюджетные средства, которые мы используем на благо нашего ДОУ.Т.Ортина, заведующая ЦРР – детским сада №1645 Информация к сведениюЦентр развития ребенка – детский сад №1645 работает уже более 20 лет. Педагоги занимаются познавательным, речевым, эстетическим, социальным и физическим развитием воспитанников. Детский сад посещают 170 детей от 2 месяцев до 7 лет. Работает 9 групп, две из них – адаптационные группы кратковременного пребывания, одна группа 12-часового пребывания, остальные круглосуточного пребывания детей. В детском саду используются новые формы дошкольного образования: лекотека для детей с ограниченными возможностями здоровья; служба ранней помощи для маленьких детей, отстающих в развитии; консультативный пункт для помощи семьям, дети которых не посещают детский сад. Все они финансируются из бюджета Москвы.Более 10 лет детский сад ведет эксперимент по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, и разработал большую программу, имеющую социальное значение. Программа направлена на адаптацию и подготовку к школе детей с различными проблемами. Материалы программы были представлены на городских конкурсах «Малыши столицы-2010» и «Кабинет психолога-2010», в которых ДОУ одержало победу. В ДОУ трудятся педагоги с высоким профессиональным уровнем. Из 60 сотрудников разного профиля – 39 педагогов, 72% из них имеют высшее педагогическое образование. Разработки сотрудников опубликованы в методических пособиях, учебниках, журналах.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте