search
main
0

«Большие вызовы» для маленьких ученых. В Центре дополнительного образования школьная теория становится практикой и обретает смысл

​В этом году, когда дополнительное образование празднует свое столетие, внимание всей системы образования приковано к всевозможным кружкам по интересам и крупным центрам. Еще бы, они подводят итоги и демонстрируют свои достижения, а значит, у детей и их родителей появляется еще больше шансов правильно выбрать место, где дети могут развиваться с интересом, а главное – с пользой. Впрочем, для Центра дополнительного образования Липецкой области поиски учащихся никогда не были проблемой – даже несмотря на свою удаленность от центра города, здесь всегда многолюдно. Причем занятия по душе свободно могут найти и физики, и лирики. И нередко у них получаются невероятно интересные проекты на самом стыке наук…

«Мы являемся региональным ресурсным центром по развитию художественного и технического творчества, организатором чемпионатов WorldSkills Russia Juniors и JuniorSkills в нашем регионе, проводим подготовку их участников по различным компетенциям, координируем проведение региональных этапов конкурсов Всероссийского перечня мероприятий Министерства образования и науки РФ, у нас выстроена многомерная система выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей, – рассказывает директор центра Ирина Малько, – поэтому к нам со всего города приезжают заниматься больше тысячи человек. А когда мы проводим областные мероприятия, то это уже несколько тысяч…»Как привлечь такое количество детей, когда вокруг множество технопарков, городов профессий и других инновационных кружков? Дело в том, что в центре, по словам Ирины Александровны, ведется чаще всего индивидуальная работа, которая не ограничивается жесткими временными рамками. Никто не потребует через полгода или год выдать на-гора результаты проекта и отчитаться. Ты творишь в своем режиме под руководством наставников, чаще всего молодых (только за последние три года в команде центра появились 12 новых молодых преподавателей!), и в итоге получается шедевр – твой, настоящий.Поэтому радостно, а с другой стороны, совершенно закономерно, что воспитанники центра уже получают патенты на свои разработки. Механизированный способ уборки просыпей кокса – смогли бы вы решить такую проблему в восьмом классе? А Данила Яковлев смог и получил патент. Этой разработкой уже заинтересовался Новолипецкий металлургический комбинат. Для того же НЛМК и других предприятий его коллега, десятиклассник Олег Стюфляев, разработал модель всенаправленных гусениц. И это на самом деле решение серьезной производственной задачи, а не футуристическая прихоть школьника! Совершенно очевидно, что в таком разрезе дополнительное образование перестает быть дополнительным – особенно для таких мотивированных детей. Для них это еще один шаг в сторону грамотной профориентации. Именно здесь, в центре, занимаясь своими проектами, они понимают, что математика и физика, которые они учили в школе, перестают быть чистой теорией и их прикладное значение может помочь им реализоваться в жизни. Неудивительно, что выпускники центра с легкостью поступают в Бауманку, Станкин, МИФИ…А в прошлом году здесь открыли новое направление – «Инженерные классы», и теперь у каждого его участника есть возможность изучать не только что-то одно на выбор, скажем, робототехнику или прототипирование, а весь комплекс технических дисциплин, которые преподаются в центре. Открылось и еще одно направление – «Инженерная графика». Как раз для тех, кто не может сразу определиться, что ему ближе – искусство или техническое творчество. Здесь и то и другое сразу.Когда дети привозят награды – это здорово и почетно. Весь холл в центре увешан фотографиями с вручения всевозможных дипломов и кубков, а сами награды заботливо расставлены в витринах – все для того, чтобы дети и их мамы и папы, приходя в центр, могли видеть, какое значение и итог имеют занятия ребенка. Ведь некоторые проводят здесь всю вторую половину дня, вплоть до закрытия…Впрочем, награды – это только половина дела. Гораздо важнее, по словам Ирины Малько, тот импульс, с которым дети приезжают с больших мероприятий, это импульс для нового развития и новых открытий. Вот уже второй год подряд самый большой заряд творческой энергии воспитанникам центра приносит конкурс проектных работ Всероссийского образовательного центра «Сириус». В 2016 году Липецкая область стала одним из пилотных регионов проекта. Для начала «Сириус» предложил всем «пилотам» 12 перспективных исследовательских направлений, и каждый из них выбрал то, что свойственно индустрии региона. Вот каким оказался «липецкий набор»: «Новые материалы и металлургия», «Современная энергетика», «Биотехнологии и агропромышленный комплекс», «Большие данные», «Когнитивные исследования». Подготовку проектов поддержали промышленные лидеры региона, в числе которых и НЛМК, и Липецкэнерго, и др. Защита проектов проходила в зале ученого совета Липецкого государственного технического университета. Все, кого не вместил зал, смотрели онлайн-трансляцию. В итоге к участию в июльской программе «Большие вызовы» в образовательный центр «Сириус» в прошлом году из 700 подавших заявки были приглашены 14 человек. А в этом году их уже 20. Это ребята из Липецка, Ельца, Лебедяни, села Казаки Елецкого района… И количество желающих попробовать свои силы на проектной смене только растет – в этом году их было уже более тысячи.А все потому, что «Большие вызовы» становятся для школьников трехнедельным погружением в настоящую науку. Участники программы делятся на проектные команды и решают задачи, которые ставят перед ними ведущие вузы и компании страны. Кроме того, у участников программы есть замечательная возможность пообщаться с учеными мирового уровня, поучаствовать в их мастер-классах и просто пообщаться друг с другом. Как правило, то, что они все из разных мест, никому не мешает, главное, что интерес у всех общий – наука…В 2017 году согласно приказу Минобрнауки России центр стал федеральной инновационной площадкой по проекту «Разработка и внедрение инновационной региональной модели обучения проектной деятельности детей посредством взаимодействия сферы образования и реального сектора экономики». Эта сложная фраза на самом деле говорит об очень простой, но важной вещи: в центре хорошо понимают, какие специалисты нужны экономике Липецкой области, и знают, как сориентировать детей, чтобы они получили необходимую для этого квалификацию – в соответствии со своими склонностями и талантами.

«Деятельность нашего центра действительно многовекторна и полифункциональна, – говорит Ирина Малько. – Но наша главная гордость – это наши ребята, выпускники центра. Мы делаем все, что в наших силах, чтобы они поступали в ведущие вузы страны. И они потом возвращаются к нам в качестве наставников, примера для подражания. Своим жизненным выбором и карьерной траекторией они демонстрируют младшим сверстникам, каких при желании можно добиться высот. Конечно же, они приезжают, чтобы просто сказать «спасибо». И это замечательно. Значит, мы работали с полной отдачей».

WorldSkills Russia и JuniorSkills. Наши достижения:    2015 год – III Национальный чемпионат WorldSkills Russia в Казани. В компетенции «Мобильная робототехника» учащиеся центра Михаил Гришин и Лев Аверьянов заняли III место.    2016 год – IV Национальный чемпионат WorldSkills Russia, полуфинал в Ярославле. В компетенции «Мобильная робототехника» учащиеся центра Михаил Кислов и Михаил Иванов заняли II место.    2018 год – V Национальный чемпионат «Профессионалы будущего» по методике JuniorSkills, финал в Москве. В компетенции «Мобильная робототехника 10+» учащиеся центра Михаил Иванов и Роман Шмелев заняли III место.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте