Когда лента режиссера Кена Лоуча «Я, Дэниел Блэйк»получила в этом году «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, многие критики недоумевали. За что? История хоть и сделана грамотно и мастерски, но особых художественных изысков и сценарных открытий в ней нет. А жанр социальной драмы способен, как известно, отпугнуть восемь потенциальных зрителей из десяти. К тому же одна «Пальма» у Лоуча уже есть. Однако у картины нашлись сторонники, оценившие гуманистический запал классика и принявшие доводы жюри.
Итак, 59-летний Дэниел Блэйк (популярный комик Дэйв Джонс), недавно овдовевший бездетный плотник, живет в дешевой квартире в эмигрантском районе Ньюкасла Из-за сердечного приступа он теряет возможность зарабатывать себе на жизнь и вынужден идти на поклон к государству, чтобы получить пособие Но оказывается, что для рабочего, не знающего что такое компьютер, эта задача практически невыполнимая Герой пройдет девять кругов бюрократического ада, найдет себе товарищей по несчастью и созреет для личного бунта против системы А когда почти победит, рухнет бездыханный в туалете социального учреждения…
Левак Кен Лоуч верен себе и своей теме. Вот уже более пятидесяти лет он целенаправленно снимает социальные драмы о противостоянии системе и страданиях рабочего класса в одной из богатейших стран мира. По сути, «Я, Дэниел Блэйк» стал квинтэссенцией всего творчества мастера.
Показать жестокость бюрократической машины в духе Франца Кафки оказалось не так просто. Чтобы написать сценарий, Пол Лаверти вместе с Лоучем объездил многие города Англии, общаясь с рабочим людом. Представляя картину в Москве, Лаверти рассказывал, что ситуация, показанная в картине, типична для трудового рынка Великобритании. От бюрократических ловушек страдает все больше людей. И в ситуации экономического кризиса бездушие государственной машины становится для многих фатальным. Но это не социальная агитка, место которой на «Мосфильме» 70-х годов. Потому что характеры персонажей на редкость живые, объемные, а картинки жизни Ньюкасла (оператор Робби Райан) сняты просто с натуры.
Авторы смело говорят о подлости системы социального обеспечения. О том, как она издевается над незащищенными людьми. О том, как все эти анкеты, санкции, апелляции, резюме, протоколы превращаются в политическое оружие для жесткой экономии государственных денег. Работники службы занятости холодны и бессердечны. Их задача вовсе не помогать несчастным, а делать все, чтобы экономить государственные средства. Чиновники видят в каждом потенциального бездельника, а те из них, кто сочувствует таким бедолагам, как Блэйк, получают выговоры от начальства.
Герой пытается добиться апелляции и все-таки получить необходимое пособие. Но когда встречает в центре занятости Кэти (Хейли Сквайрc) — молодую мать с двумя детьми и кучей проблем, — то решает помочь ей. Два одиночества начинают бороться с бездушной машиной вместе. Но Кэти сдается: вынужденная думать о том, как прокормить детей, она решает пожертвовать ради этого своим телом…
Прекрасный дуэт Джонса и Сквайрс способен вызвать сочувствие и возмущение даже у самого хладнокровного зрителя. Их игра пронзительна и искренна, а интонация авторов наполнена не только яростью, но и юмором, и нежностью. История о больших проблемах маленьких людей в богатой капстране еще раз доказала нам, что радикальные левые взгляды не мешают настоящему художнику оставаться художником. Главное – иметь сердце, полное сострадания к людям.
Фото: kinopoisk.ru; popadvice.ru; timeout.ru
Комментарии