Одним из важнейших этапов формирования эколого-краеведческих знаний является непосредственное наблюдение за объектами и явлениями природы. Заниматься исследованиями лучше начинать с 1-го класса весной, когда дети уже умеют писать.
Изучение местности. Многим детям сейчас недостает контактов с природой. Поэтому очень важно, чтобы около школы был участок, населенный различными видами растений и животных, – лес или парк. В таком лесу надо выбрать участок размером 80-100 кв.м, обозначить на местности его границы, исследовать участок по предложенной схеме и использовать полученные данные в учебном процессе.
Схема изучения и описания участка. Запиши:
1. Объекты, которые можно увидеть _______________________, которые можно потрогать _____________________, которые можно попробовать на вкус ____________, которые имеют запах
2. Какие звуки слышишь: природные и звуки, связанные с деятельностью человека
3. Какие встретились деревья, кустарники и травянистые растения
4. Следы пребывания животных
5. Места обитания животных
6. Какие видны жилища животных
7. Какие животные населяют участок
8. Следы человеческой деятельности
9. Свидетельства загрязнения участка
10. Что в этом задании показалось тебе самым легким
11. Что было самым трудным
Наблюдение за муравьями
1. Запиши, где живут муравьи
2. Чем питаются муравьи
3. Опиши их движения
4. Опиши части тела муравья
5. Зарисуй муравья
6. Опиши, что делают муравьи, встретив на своем пути препятствие (палку, камень…)
7. Брось муравьям кусочек пищи, опиши, как ведут себя муравьи
8. Зарисуй схему колонии муравьев
Найди свое дерево. Понадобятся повязки на глаза. Дети работают в парах. В каждой паре одному ребенку завязать глаза. Другой ребенок подводит своего «незрячего» друга к любому дереву, которое тот начинает исследовать. Дерево можно тщательно ощупать, стараясь запомнить все особенности и характерные черты, причем это надо сделать по всей высоте, до которой хватает роста ребенка, понюхать и постараться запомнить запах этого дерева. Когда ребенок будет считать, что познакомился со своим деревом очень хорошо, его следует отвести к исходному месту, стараясь вести его извилистым путем. Далее повязка снимается, и ребенок ищет свое дерево. Затем пары меняются ролями.
Это исследование можно в дальнейшем усложнить, предложив узнать своего друга – дерево поближе, то есть понаблюдать за жизнью дерева в течение какого-то времени. Предложить детям записать, как называется дерево, какая у него высота, предположить, сколько ему лет, когда у дерева набухают почки, когда оно зацветает, когда созревают семена и как они распространяются, какие животные живут на дереве и внутри него, когда дерево покрывается листвой, как меняет цвет листьев, когда опадают листья и как дерево готовится к зиме.
«Волшебный сундучок». Маленькие исследования младшие школьники могут делать и не выходя из класса. Для этого учителю надо изготовить «волшебный сундучок»: в картонной коробке прорезать сбоку отверстие, чтобы в него пролезала рука ребенка. К этому отверстию пришить рукав (лучше вязаный). Туда можно класть любой предмет, например, предмет природного происхождения. Дети с удовольствием просовывают руку в «ящик ощущений» и стараются на ощупь определить, что там сегодня лежит. Не забудьте, после того как все желающие побывают в «волшебном сундучке», проверить, правильно ли определили, что за предмет находился внутри.
Татьяна ГАНИЕВА, учитель начальных классов школы №1981, Москва
Комментарии