Образовательное пространство города Москвы с 2013 года, когда многие школы стали объединяться в большие многопрофильные комплексы, значительно преобразилось.
Количество школ как самостоятельных юридических лиц значительно сократилось – до 800 учреждений, появились образовательные организации, где количество обучающихся превышает тысячи человек, в состав организаций вошли дошкольные образовательные учреждения, дома детского творчества, специализированные образовательные учреждения. Интересно наблюдать за массмедиа, которые могут отражать (формировать?) крайности в настроении людей. Как-то очень быстро сошли на нет с 2013 года эпатажные заголовки и критические заметки о том, «зачем и кому нужны объединения», о «сломе школьного уклада», «потере школы», взрывные выступления отдельных представителей под лозунгом «Нет объединению!» и еще более глобальные подозрения в том, что такие действия приведут к разрушению образования. В сентябре 2014 года были уже единичные публикации, проблемы называются точно так же, как и год назад, – кто-то все-таки явно застрял в прошлом. Впрочем, появились и новые формулировки, теперь сомнению подвергается факт изменений, которые должны были произойти в школах после обьединения. А есть ли изменения в школах, ради которых они объединились, или в школах все осталось по-прежнему и обьединения только формальность? Министр образования Москвы Исаак Калина на вопрос корреспондента одной из столичных газет ответил так: «Считается, что какие-либо организационно-структурные преобразования в системе образования дают результат где-то через 8-12 лет, мы надеемся увидеть их раньше». Чем быстрее эти изменения приведут к результату, тем быстрее сойдут на нет и эти вопросы, мы будем задавать вопросы о главном: чему и для чего учимся. Обьединение школ, новый финансово-хозяйственный механизм, НСОТ, структура управления многопрофильным комплексом, рейтинг школ, мониторинги успешности, критерии эффективности образовательных организаций и многое-многое другое – это изменения организационно-структурного характера, изменения механизма управления московским образованием (мобильного и подвижного, как никогда ранее) должны привести к постановке и решению сущностных вопросов. Показатели рейтинга школ – это тоже не результат, это один из рычагов управления системой образования, способ сохранения высоких результатов одаренных ребят как ориентир образовательной деятельности. Через призму организационно-структурных преобразований в многопрофильных комплексах видны тенденции содержательных изменений. Многопрофильные комплексы структурируются по-разному. Когда здания школ размещены в некоторой отдаленности друг от друга, а жителям удобно посещать ближайшие к месту проживания ребенка здания гимназии, занятия начального и среднего звеньев обучения проходят в близлежащем к проживанию ребенка здании. Для этих ребят приходят необходимые для специализации класса учителя. Так происходит в нашей гимназии. В профильных классах старшей школы (10-е и 11-е классы) обучающиеся приходят в здания, где этот профиль генерируется. Между различными структурными подразделениями (в данном случае имеется в виду школьное отделение), размещенными в разных зданиях, разделены функции по предоставлению профильного образования. Таким образом, каждое из подразделений формируется как спецшкола, которая в 10-11-х классах предлагает развитое состояние отдельного профильного направления, подкрепленного концентрацией кадрового, материально-технического и технологического потенциала на своей территории. В этом случае необходимы успешная координация действий между подразделениями, мобильность педагогов и нестандартность мышления управленцев, что открывает простор для сетевого взаимодействия с вузами, например, в профильном здании гимназии уже в нынешнем учебном году открыт класс распределенного лицея ВШЭ. В настоящий момент мы активно ведем обсуждение и переговоры с вузами, которые интересуют наших выпускников. Но с выбором вузов торопиться нельзя, ведь, вступая в договоры с вузами, мы берем на себя определенные обязательства перед семьями и учениками. Обьединение школ позволило не потерять ни одного типа вариативности образования. Каждое из направлений образования и социализации ребенка должно и находит свое место в крупном объединении. Практически образовательные программы и программы сопровождения детей формируют у нас в зависимости от того, с какими запросами и потребностями к нам приходят дети. Ранее коррекционный детский сад теперь продолжает работать с ребятами, которым предписаны медиками занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи, по адаптивным основным общеобразовательным программам. Есть московские семьи, которые нуждаются в более облегченной поддержке, с такими ребятами тоже работают специалисты, также внутри комплекса работают программы для слабовидящих. Таким образом, не просто сохранены вся структура работы и специалисты, в которых дети нуждаются, работа этих специалистов распространяется на все ступени образования и в случае необходимости гарантирована ребенку на всем протяжении учебных лет и на всем пространстве образовательного комплекса. Обьединение позволило расширить услугу для таких детей: не только узкопрофильные специалисты теперь пришли к этому ребенку, но и дефектологи, и психологи, и социальные педагоги, все они обьединяют свои усилия и направляют их на оказание поддержки маленькому человеку. Механизм, создающий эти возможности, выливается в, казалось бы, банальную формулировку – Центр социализации ребенка. Но что изменилось? Все психологи, логопеды, дефектологи, социальные педагоги теперь обьединены в мощный коллектив, консилиум этих специалистов позволяет разумно направлять их усилия на работу со всеми ребятами, которые в них нуждаются, индивидуальная программа работы строится так, чтобы привлекать по мере необходимости тех специалистов, которые должны включиться. Мы не претендуем на лавры первооткрывателей, такие центры были и раньше в некоторых школах, в садиках – не уверена, но в наших 17 учреждениях их не было. Был где-то психолог, где-то – логопед, где-то – дефектолог… И не обязательно совпадали специалисты и особые потребности детей, которые посещали эти учреждения. Горячие головы, не вполне разобравшись в ситуации, рассуждают о том, что такая поддержка детей не сопровождается финансовой поддержкой департамента, но вопрос заключается в том, что форма финансирования за эту работу изменилась: если раньше это были пресловутые коэффициенты, то теперь это дополнительные услуги, заявку на которые учреждения должны своевременно и в соответствии с нормативными требованиями направить учредителю, проинформировать его о ребятах с особыми потребностями, которые есть у организации! Многое меняется. Педсоветы и тем более общие собрания организации теперь удобнее всего проводить дистанционно, с обратной связью, когда выступающие или вопросы участников включаются из разных зданий. Это не для эффектности, просто зала такого большого нет, чтобы всех нас собрать! Развитие концепции управления гимназией привело к структурированию управления гимназией по видам деятельности. У нас теперь все «хозяйственники и экономисты» обьединены в управление ресурсов, соответственно есть управление учебной и воспитывающей деятельности, есть дошкольное и школьное отделения, каждым из этих направлений руководит один из членов управленческой команды, заместитель директора. Команда состоит из семи человек (раньше были 13 директоров и заведующих) и сформирована в том числе из наиболее результативных директоров школ, вошедших в состав обьединения, что важно. Теперь ответственность за развитие и работу гимназии в целом, а не только своего структурного подразделения, лежит на каждом из нас, а в подчинении находятся сотрудники всех школ или садиков по соответствующему направлению деятельности. Разница понятна. Конечно, изменения и в учительской среде не за горами. Встречи методических обьединений, которые представляют собой коллективы от 20 до 80 человек, – это особенная история. Многому можно научиться и многое открыть для себя, когда в одной аудитории встречаются и те учителя, что блестяще готовят ребят к выполнению творческих задач, свободно владеют различными педагогическими технологиями, для которых метапредметность знаний – закономерный этап развития любого знания, и те, кто пока далеко не всем арсеналом этих возможностей обладает. Очень важно, когда преподаватель МГУ или ВШЭ обсуждает с коллегами из МО учебно-методические комплексы, программы дистанционного включения, проблемы включения в программу обучения информации о новейших открытиях в науке. Это изменения сегодняшнего дня, которые уже есть движение к сущности. И конечно, детский сад внутри школы – это явление не ординарное. Создается профессиональное сообщество, в котором к ДС пришел партнер, вооруженный существенно более высоким уровнем знаний и компетенций в сфере образования, организационных возможностей и управленческих навыков. Создание педагогических сообществ, что уже даже на начальных этапах возникновения объединений стало фактом и возможно только в условиях школьных комплексов, порождает особый институт школьной системы, который работает на стыке возрастных периодов и социальных статусов (дошкольник – школьник). Подход к детскому саду как к первой образовательной ступени в крупной образовательной организации позволяет профессиональному сообществу снять проблему «калькирования» задач, методов и материала образования школьника на ребенка детсадовского возраста. Психологи неоднократно констатировали, что современный дошкольник не хочет идти в школу и становиться школьником! Не в последнюю очередь причиной этого обстоятельства была недифференцированность педагогических технологий дошкольного и школьного образования. Эти и многие другие изменения, тенденции содержательных преобразований в крупных объединениях школ и детских садов свидетельствуют о том, что структурно-организационные преобразования наполнены новыми возможностями для системы образования и нам еще предстоит их открыть. Инна МАЕВСКАЯ, директор комплекса-гимназии №1576, заслуженный учитель РФ
Комментарии